Проект «Русская народная игрушка»
проект по окружающему миру

Демко Наталья Сергеевна

 Проект «Русская народная игрушка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_narodnaya_igrushka.docx71.08 КБ

Предварительный просмотр:

                  ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

«Русская народная игрушка»

Автор проекта

Демко Н.С.

Продолжительность проекта

24.04.2023 – 19.05.2023

Тип проекта

Позновательно-творческий

Участники проекта

Воспитанники средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей

4-5 года

Проблема, на решение которой направлен проект

Дети не знают как и из чего делали русские народные игрушки.

Цель проекта

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта

- развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;

- воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;

- формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;

- учить выделять характерные особенности народных игрушек.

Ожидаемые результаты по проекту

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

Продукты проекта

  • Выставка детских работ«Русские народные игрушки»

Форма проведения итогового мероприятия проекта и его название

  • Фото отчёт проведения проекта.

Полученные результаты, выводы

- дети получили знания о том, из чего делали русские народные игрушки.

- дети получили знания о разнообразии русской народной игрушки.

- овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек

- все участники проекта (дети, воспитатель,  и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Информационные источники

Интернет ресурсы.





                                         

                                         

                                          СОДЕРЖАНИЕ

I этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

        - Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

II этап – ОСНОВНОЙ:

1 день: Беседа «Мои любимые игрушки»

Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы»

Дидактическая игра «Найди пару»

2 день: Развитие речи «Народные игрушки»
3 день:
 Чтение и разучивание потешек.

Подвижная игра «Веснянка»
4 день:
 Чтение В. Берестов «Матрешкины потешки»

Беседа «Матрешка – символ страны»

Дидактическая игра «Собери матрешку»

5 день: Знакомство с пословицами и поговорками.
Беседа «Дымковская игрушка»
6 день: Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»
 7 день: Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»

8 день: Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»

9 день: Беседа «Тряпичная и соломенная кукла»

Пальчиковая игра «Матрешки»

10 день: Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

11 день: Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

12 день: Изобразительная деятельность. Рисование «Дымковская лошадка»

13 день: Подвижная игра «Горелки»

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в мир игрушек"

Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были»

14 день: Беседа с детьми «Как можно играть с игрушками»

Хороводная игра «Ходит Ваня»

15 день: Беседа «Береги игрушки»

16 день:  Дидактическая игра «Составь узор»

Отгадывание загадок по теме «Народная игрушка»

17 день: Просмотр презентации «Народные игрушки»

Лепка из соленого теста «Дымковская лошадка»

Пальчиковая  игра «Соня – пастушок»

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

1. Выставка детских работ «Русская народная игрушка»

                                                                День 1

                            Конспект беседы с детьми «Мои любимые игрушки»

Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе; проведение занятий на тему: «Будьте вежливы».

Ход:

 Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А   что же в ней? Послушайте моё стихотворение:

        Из цветной пушистой байки

        Малышам игрушки шьём –

        Куклы, мячики и зайки

        Их всё больше с каждым днём.

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Правильно – это игрушки. Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят.  (Воспитатель берёт мяч).

Воспитатель: Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем игрушкам узнать, для чего их купили в магазине.

Вопросы к детям:

1.Что у тебя в руках?

2. Как можно играть с этой игрушкой?

3. Для кого нужны игрушки?

4. Словесная игра «Назови ласково».

Физминутка «Мячик»:

Раз, два, прыгай мячик

Раз, два и мы поскачем

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики.

2 часть: Появляется котёнок без хвоста.

Воспитатель: К нам пришёл котёнок в гости. Посмотрите, у него нет хвостика. А что же с тобой случилось, котёнок?

- Меня купили в магазине для девочки Нади. Надя забыла меня на пороге и хвост мой пушистый в дверях прищемила! Не так уж большая была бы беда, да только торопится Надя всегда. Надо бы, дверь, приоткрыв потихоньку, бережно вытащить хвостик котёнка. А Надя рванула меня второпях, и хвост мой пушистый остался в дверях!

Воспитатель: Ах, бедняжка! Я знаю эту девочку Надю.

     -Что у Нади за ручонки!

     -Что за руки у девчонки?

     - Всё чего касаются,

     - Сразу же ломается!

У Нади много поломанных игрушек, которые она забросила в коробку и они лежат там никому не нужные. И вот однажды, когда девочка Надя легла спать, ей приснился сон: все сломанные игрушки вылезли из коробки, подошли к Наде и говорят:

     - Надя, Надя виновата!

     - Зачем хозяйка нам такая?

     - Хозяйка нам нужна другая!

     - Мы лучше девочку найдём;

     - Про Надю песню мы споём,

     - Чтоб нас она беречь умела

     - Чтоб нас любила и жалела!

Воспитатель: А когда Надя проснулась, она увидела, что все сломанные игрушки лежат в коробке. Надя обрадовалась, что игрушки никуда не ушли от неё. Она быстро побежала к маме и попросила помочь починить все сломанные игрушки. Вот такая история произошла с девочкой Надей. А мы поможем Надиному котёнку и пришьём ему хвост после занятия.

Послушайте стихотворение и вы узнаете, что ещё нужно делать с игрушками.

Ребёнок: Ну теперь за дело дружно-

                Убирать игрушки нужно,

                Убирать и не ломать

                Завтра будем вновь играть.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнали правила обращения с игрушками, давайте их повторим.

                        Палчикавая игра   «У Матрешкиной сестрицы…»                                                                                                            У Матрешкиной сестрицы  (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони).                                                                                                                                                                 По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони).                                                                                                         Ходит утка в юбке,                                                                                                                                                  В теплом полушубке,                                                                                                                               Курочка – в жилете,                                                                                                                              Петушок – в берете,                                                                                                                                    Коза- в сарафане,                                                                                                                                           Заинька – в кафтане,                                                                                                                                                       (На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших).                                                                  А всех их пригоже                                                                                                                                      Корова в рогоже. (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками).

                                                             День 2

                                 Развитию речи « Народная игрушка»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к  традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
 Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Материалы и оборудование: матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких  игрушек, предметные картинки «Народные промыслы»,  презентация «Народная игрушка».

Ход НОД:

-Ребята, вы любите игрушки?

-Да.

-А что вы с ними делаете?

-Играем.

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются, 

Одна в другую ставятся, 

Деревянные, как ложки! 

Знаешь, кто это? (Матрешки) 

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте  рассмотрим  матрешек.

Матрешка - старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек? (много)

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами).

Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю, 

То их восемь, то одна. 

Ростом разные подружки, 

Но похожи друг на дружку. 

Все они сидят друг в дружке, 

А всего одна игрушка. 

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ дымковских игрушек).

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

(Дымковская игрушка)

Игрушки не простые, 

А волшебно расписные. 

Белоснежны, как березки, 

Простой, казалось бы узор, 

Но отвести не в силах взор. 

Это, ребята, дымковские игрушки. 

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице.    

 -А для чего лепили!?                                                                                                                  

-Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей.

-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие.                                                    

 -Какие!?                                                                                                                                

- Красные, желтые, синие, зеленые. 

- Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Известный народный промысел – Городецкая игрушка. Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные.                                                                        

-Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель:  Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

 Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

-У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.

 Вот какие интересные куклы из тряпочек.                                                                

  -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая?                                                        

 -Тряпичная.
Воспитатель:  Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали, из чего они сделаны.

Давайте вспомним с какими именно.                                                                                    

 -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной.                                           -Из чего сделаны эти игрушки?                                                                                              

- Из глины, дерева, ткани.  

-Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?                                          - Раскрашивают их красками.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

                                            День 3

                            Русская народная потешка  «Где вы были?»

Дети ведут диалог с педагогом.

 Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили.     Ходят на месте.

Воспитатель: Что вы, ручки, работали?

Дети: Мы грибочки собирали.   Приседают и собирают грибы».

Воспитатель: А вы глазки помогали?  

Дети: Мы искали да смотрели, Смотрят из- под руки, поворачиваясь

Все пенечки оглядели.              вправо и   влево.                                                                                  

Вот и Ванюшка с грибком,    Сжимают пальцы одной руки в

С подосиновичком! кулак и прикрывают ее сверху ладонью другой.

                                   Подвижная игра «Веснянка»

Цель: Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Ход игры.

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх  Закрепить умение координировать движения с речью, развивать двигательную активность.

                                                          День 4

                             Чтение В. Берестов «Матрешкины потешки» 

Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом.

                               Дидактическая игра «Собери матрёшку».

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

                                                                 День 5

                                 Знакомство с пословицами и поговорками

Цель: Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

                     Беседа по теме "Дымковская игрушка"

Цель: воспитывать интерес к народному творчеству.

Задачи:

  1. Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
  2. Развитие и обогащение речи«народные умельцы»«роспись»«узор»«орнамент».
  3. Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны. 

Образовательная область: ОО «Познавательное развитие»

Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, презентация, видео как создавалась дымковская игрушка.

Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка».   Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.

Ход беседы:

1. Вводная часть.

Деятельность воспитателя:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему мастерству молодых учили.

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.

2. Основная часть.

Деятельность воспитателя: Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух).

            1. Барышня

Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, волны, овалы, круги и точки-

Словно волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья, добра желают.

2. Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

3. Петушок.

Дымковский я петушок,

Пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.

Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Деятельность детей: солнце

Деятельность воспитателя: А что могла означать волнистая линия?

Деятельность детей: воду.

Деятельность воспитателя: А что же могла означать клетка?

Деятельность детей: поле.

Деятельность воспитателя: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Деятельность детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Деятельность воспитателя: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки? (для красоты, ими украшали окна). А играли этими игрушками?

Деятельность детей: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает).

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Деятельность детей: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Деятельность воспитателя: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Деятельность воспитателя: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку.

Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.

                                                              День 6

                          Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»

Цель:Воспитывать интерес к чтению, помочь охарактеризовать характер и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом.

                                                             День 7

                                            Разучивание потешки 

«Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»

 Цель: Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору. Продолжить формировать навыки самообслуживания.

                                                             День8

                           Игра-ситуация «Веселая ярмарка»

     Программное содержание. Вовлекать детей в диалог; побуждать к вхождению в роль; поощрять каждого ребенка в выбранной роли.

Материалы. Атрибуты для ярмарки (товары), русский народный костюм для взрослого (или его элементы).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи.

Ход игры

Воспитатель выходит в роли Матрешки и приглашает детей на ярмарку.

Матрешка:

Все на ярмарку спешите,

Все на ярмарку идите,

Тут найдете все, что надо:

Слоники из мармелада,

Зайцы из шоколада,

Румяные калачи

С пылу, с жару из печи!

Подходи, не задерживайся!

Дети подходят к Матрешке и покупают товар – вырезанные из бумаги кружки-монетки.

Матрешка:

А вот новые

Кафтаны бирюзовые!

Красные сапожки

Из лаковой кожи,

Платья, кружево,

Покупай, пока дешево!

(Обращается к девочке.)


   А вам, сударыня, что нравится?

Вот кукла-красавица. Берете?

Девочка. Да.

(Матрешка отдает девочке куклу.)

Матрешка (обращается к мальчику).

Вам, сударь, вот этот жилет.

    Нравится или нет?

Коль нравится – берите,

А нет – завтра приходите.

(Мальчик берет жилет.)

А вот моя соседка Настасья. (Матрешка подходит к произвольно выбранной девочке.) Настасья, что продаешь, платье?

Настасья. Да.

Матрешка.

Платье у тебя какое,

Красное или золотое?

Настасья. Золотое.

Матрешка.

Возьму для своей дочки.

Ей оно понравится очень.

(Берет у Настасьи воображаемое платье.)

Цель данной инсценировки – вовлечь детей в диалог, побудить участвовать в ярмарке – покупать или продавать, рекламировать товар. Дети подходят по одному, примеряют, оценивают, выбирают товар. Воспитатель может вовлечь любого ребенка в диалог в роли покупателя или продавца. Сначала дети будут действовать робко, потом, привыкнув, будут себя чувствовать уверенно в таком виде игры. Таким образом, длительность игры зависит от самих играющих.

Матрешка.

Солнце за лес спускается,

Наша ярмарка закрывается!

Приходите, гости,

Завтра снова в гости!

                                                           День 9

                              Беседа «Тряпичная и соломенная кукла»

Познакомить детей с самодельными игрушками, расширить кругозор.

                              Пальчиковая игра «Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по столу)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)

                                                          День 10

                              Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование: Карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

                                                         День 11

 Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель:

1. Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки (повторы, «сказочные слова, образные выражения»).

2. Закреплять умение поддерживать разговор по прочитанному произведению, отвечать на вопросы кратко или развернуто в зависимости от характера вопроса, грамотно согласуя слова в предложении в роде, числе, падеже. Активизировать словарь: одни – одинешеньки, зашлась слезами, откуда ни возьмись, голову повесила, жалобнехонько просит.

3. Воспитывать любовь к х/л, сострадание оказавшимся в беде и желание им помогать.

Ход:

(Вывешиваю на доске иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- Как вы думаете, что это за ребята? Куда они направляются? (Ответы детей)

- Эти ребята из русской народной сказки, сочиненной очень-очень давно, так давно, что еще ваши дедушки и бабушки слушали ее, когда были такими же малышами, как вы. Я знаю, ребята, что вы все очень любите слушать сказки, и у каждого из вас есть своя, любимая. Есть любимая сказка и у меня – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- Я говорила, что ее сочинили очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова и выражения, которые остались только в сказках.

Представьте себе такую погоду: Дождь льет как из ведра, слякоть. Пройдет человек, ели ноги из грязи вытягивает. Что остается, когда человек вступил в грязь?

- Следы.

- Животные тоже оставляют свои следы. Пройдет корова и оставит свой коровий след от своего копытца. А когда коза оставит след, как называется такой след?

- Козий.

- А вот маленький следок от курицы. Чей след остался?

- Куриный.

- Потом пригреет солнышко, повеет ветерок, а следы в виде ямок с водой, так и остаются. А еще я хочу объяснить, кто такой купец. Купец – это такой человек, который покупает разные товары, а потом продает их.

- Ребята, я знаю какие вы смышленые и сообразительные, может, напомните какие-нибудь присказки?

(«Жили - были», «В некотором царстве в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»).

- Сказываются сказки стариками да старушками на утешение, а детям на послушание. Послушайте русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказываю сказку).

- Чудесная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели и хорошему концу порадоваться.

Работа по вопросам:

  • Ребята, так что мы слушали, сказку или рассказ? (ответы детей).
  • Как называется сказка?
  •  Как вы думаете, почему ее так назвали?
  • Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они?
  •  Кто вам не понравился и почему?
  • Какие сказочные слова вы заметили?
  •  Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? (Мальчик превратился в козленка)
  • Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой и почему?
  • Расскажите, как ведьма обманула Аленушку?
  • Чем закончилась сказка?

В сказке встречались новые для вас слова и выражения: «мочи нет». Как вы понимаете это выражение? (сил нет) (аналогично разбираем выражения «все было ведомо», «откуда ни возьмись»)

- Только в сказках слова звучат необычные, действительно сказочные, выражения красивые и богатые, такие, как раньше на Руси говорили, послушайте, как они звучат в сказке.

… Остались Аленушка да Иванушка одни – одинёшеньки.

… Идут они по дальнему пути, по широкому полю.

… Шли они шли, солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

- Ребята, представьте, как сильно палило солнце, зной, в горле пересохло, казалось, не было сил идти дальше.

Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Какими словами можно закончить сказки? (стали они жить поживать, да добра наживать….Зажили они счастливо, да с миром…. Тут и сказки конец, кто дослушал молодец.

- И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Чему научила вас эта сказка?

                                                           День12

                          Рисование «Дымковская игрушка — лошадка»

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью;

• Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками; Правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки;

Задачи:

Образовательные:

Воспитывать у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Развивающие:

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

 Развивать речевую активность, навыки общения. Обогащение и активизация  словаря за счет слов:  глиняная, дымковская, яркая, русские мастера, русские умельцы. Упражнять в правильном звукопроизношении, фразовой речи.

Воспитательные:

 Продолжать формирование  эмоционального  восприятия русской культуры через дымковскую игрушку.  Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи. Создать у детей чувство сопереживание, желание помочь лошадке и радостные эмоции в том что смогли помочь.

Предварительная работа:

• Беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?»;

• Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки.

Оборудование:

-иллюстрации дымковской игрушки (лошадки – бумажные заготовки для рисования на листе , гуашь красного, оранжевого, синего,зелёного и черного цвета, ватные палочки, салфетки для рук.)

Ход :

- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива.

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит … (Лошадка)

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка-лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.

Игра – приветствие «Здравствуйте»

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ. (3 раза топают ножками)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (имитация поцелуя)

Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим. (гладят кончик носа)

Здравствуйте ребятки! (поворачиваются к друг другу и улыбаются)

 

-Какие молодцы поздоровались с лошадкой.

     -Ребята я вам расскажу от куда произошла наша дымковская игрушка .

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были известны ещё в далёком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку –Дымка. Почему игрушка могла получить такое название ?Игрушку называют Дымковской  по месту её проживания .С высокого берега Вятки ,на котором стоит город Киров видно село Дымково .Зимой ,когда топят печи всё село как будто в дыму ,в дымке. От сюда и появилось это название и игрушки.

 

-Ребята, а что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка-лошадка, не веселая? Вы знаете, что могло произойти?

Ответы детей (плохое настроение, она заболела).

-Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.

-Лошадка, что с тобой приключилось?

Лошадка: - я с друзьями гуляла под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.

-Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку-лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка-лошадка?

Ответы детей (кружочками).

-А кружочки, какими цветами раскрашены?

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми черными,зелёными ).

-А ушки ,какими цветами?

Ответы детей

-Посмотрите внимательно, кружочки и полосочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

Ах, лошадка, какая грива черная.

По бокам кружочки

Точки, точки, точки.

- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые.

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадка красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

Физкультминутка:

Мы поскачем, скачем, скачем

Цок, цок, цок, цок!

(дети поочередно топают ножками)

Я лошадка-серый бок!

(повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте).

-Ребятки, садитесь на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсте их, чтобы они тоже улыбались.

-Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадки (показ) А что б нарисовать полоску нужно взять другую палочку  и обмакнуть так же в краску и провести сверху вниз.

-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.

(Рассматривание детских работ).

-Вам понравилось разрисовать лошадок?

Ответы детей (да)

-Какие узоры вы рисовали?

Ответы детей (кружочки, точки и полоски).

Чем вы их раскрашивали?

Ответы детей (ватными палочками).

Какими цветами?

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми ,зелёным и  черный).

-Я очень рада за вас, молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружные! Лошадка благодарить Вас.

                                                            День13

                Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в мир игрушек"

Цель:  упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружеские взаимоотношения; формировать интерес к совместным играм.

Словарная работа: меховая, пластмассовая, деревянная, металлическая, резиновая, глиняная, куклы-марионетки, игрушки-забавы.

Подготовка к игре:

  • чтение стихотворения Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
  • знакомство с народными игрушками: дымковской, каргопольской, богородской, филимоновской, куклой-марионеткой, игрушкой-забавой;
  • создание музея игрушек.

Игровые роли: неваляшки.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель обращается к детям.

– Дети, все вы любите играть в разные игрушки. Ну-ка, напомните мне, какие игрушки есть у нас в группе? Какие есть у вас дома? Какие ваши самые любимые? Почему?

– Сегодня мы отправимся в путешествие, в котором все игрушки оживают. И мы сами станем игрушками. Скажите мне, какой игрушкой вы бы хотели быть в нашем путешествии? Расскажите немного о себе, чтобы мы все представили, какой у вас внешний вид, что с вами можно делать, как играть.
– Здорово! Прямо как в «Детском мире» в отделе игрушек! Только игрушки все живые, веселые. Давайте попляшем вместе с неваляшками.

Воспитатель раздает девочкам косынки, а мальчикам колпачки.

Танец «Неваляшки»

Мы – милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Не спим, не сидим
И ложиться не хотим.
Очень весело звеним
Эх раз, еще раз
Мы станцуем здесь для вас.
Начинаем перепляс.
Постараемся для вас.

(3. Левина}.

– Вот какие веселые у нас получились неваляшки и петрушки, хорошо потрудились, умницы.

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворения Агнии Барто из Цикла «Игрушки».

– Давайте я вам напомню первые строчки: « Наша Таня...», «Спать пора...», «Идет бычок...» , « Зайку бросила хозяйка...». А теперь попробуем их изобразить. (Разыграть сценки).

– А еще мне очень нравятся куклы-марионетки. Кто с вас знает, что это за куклы? Их дергают за веревочки, и они оживают. Давайте в такую куклу-марионетку на веревочках поиграем.

                                                  Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

                  Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были»

— Ножки, ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили. — Что вы, ручки, работали? — Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели — Все пенечки оглядели. Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком!** * Я по лесу по зеленому бреду, Я грибочки в кузовок соберу, Я в осиннике рыжики беру, По березничку — березовики, По сосновым пням — опеночки, А под елкой — белый гриб — боровик.

                                                       День14

                  Беседа с детьми «Как можно играть с игрушками»

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как нужно играть с игрушками?

За ширмой раздается плач. Воспитатель обращает внимание детей на это. Из-за ширмы выходит Зайка и плачет

Воспитатель: «Что с тобой случилось, Зайка? Почему ты грустный и плачешь?»

Зайка: «Я утром проснулся и увидел, что из моей комнаты сбежали все игрушки. Я теперь не могу с ними поиграть, могу только их на фотографии смотреть» (показывает фотографии с игрушками)

Воспитатель: «Зайка, так ты, наверное, обижал свои игрушки?»

Зайка: «Да нет, не знаю…Я строил вчера дорогу, а у меня не получилось, я разозлился и начал пинать свои кубики, раскидал свои машинки, у них даже колеса отлетели, а еще я хотел поиграть с куклой Дашей, но сестра мне ее не давала, я стал отбирать ее, схватил куклу за руку и сломал ее…»

Воспитатель: «Вот видишь, Зайка, а говоришь, не обижал. Ребята, а разве можно с игрушками так обращаться? А как можно?» (ответы детей)

Воспитатель обобщает правила обращения с игрушками

Воспитатель: «Правильно, ребята! Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не получается, то не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу, и на них никто не наступил. Если ты вдруг сломал нечаянно чужую игрушку, нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с помощью мамы или папы. А еще игрушки никогда не отбирают. Если тебе хочется поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка».

Зайка: «А я не знаю, как надо спрашивать разрешение»

Воспитатель: «Не переживай, Зайка, мы тебя с ребятами сейчас научим»

Хоровод «Ходит Ваня»

2 часть.

А сейчас мы с вами сами превратимся в дымковских мастеров и попробуем слепить лошадку. Занимайте свои рабочие места.

Далее идет показ приемов лепки.    

Скатать цилиндр, один конец цилиндра разрезать пополам до половины, отогнуть одну часть вверх -  это шея и голова лошадки, вторая часть отгибается вниз – это передние ноги. Не разрезанный конец цилиндра тоже отогнуть вниз – это задние ноги. Вытянуть путем прищипывания уши. Скатать гриву и хвост.        

В заключении полюбоваться готовыми игрушками:

                        Кони глиняные мчатся

                        На подставках что есть сил.

                        И за хвост не удержаться,

                        Если гриву упустил.

                                                       День15

                               Беседа  «Береги игрушки»

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)
Нам понадобиться:
 тряпочки для пыли; тазик с водой, книжка на столе.

Ход беседы

Дети заходят в группу, и видят, что в группе нет многих игрушек.
Воспитатель
: Ребята, как вы считаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети:
 Они убежали от нас к другим ребятишкам.
Воспитатель:
 А почему игрушки от нас убежали ?
Дети:
 Мы их обидели. Мы их бросали, не убирали на свои места, наступали на них, кидали.
Воспитатель:
 Да ребята. Игрушки на вас обиделись, потому что вы их не берегли. Давайте вспомним стихотворения о том, как игрушки обижали.
Катя:
 Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Агния Барто).
Воспитатель:
 Молодец, Катюша. Ребятишки кто еще расскажет стихотворения?
Ваня:
 Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ! ( Агния Барто).
Воспитатель:
 Молодцы ребята. А как нам теперь вернуть обратно наши игрушки?
Дети:
 Надо , чтобы игрушки увидели какие мы хорошие и дружные, как любим мы игрушки. И надо убирать игрушки на свои места. Ни кидать, ни бросать игрушки.
Воспитатель:
 Ребята смотрите. На полочке где стояли наши животные , пыль. Животным наверное это не понравилось.
Ребята:
 А давайте наведём порядок. Протрем пыль на полочках.
( Воспитатель с детьми протирают пыль на полочках).
Воспитатель:
 Какие вы молодцы! На полочках стало чисто. Теперь наши игрушки вернуться к нам.
Воспитатель:
 Ребята давайте посмотрим, что лежит у нас на столе?
Ребята:
 Книжка
Воспитатель:
 Правильно, книжка. Ребята посмотрите , картинки все перепутались. Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, Ребята называют.)
Воспитатель:
 Ребята, давайте наведем порядок? Я сейчас буду зачитывать вам стихотворение, а вы будите искать подходящую картинку .
(Воспитатель читает, дети ищут подходящую картинки с изображением игрушек.)
Воспитатель:
 Какие вы ребята молодцы. Теперь книжка наша в порядке.
Воспитатель:
 Ребята, можно рвать книжки?
Ребята:
 Нет, нельзя.
Воспитатель:
 Ребята, какие вы молодцы. На полочке протерли пыль. Вспомнили и рассказали стихотворения про игрушки, книжку привели в порядок. Теперь точно к нам наши игрушки вернуться в группу.
Воспитатель:
 Давайте вспомним все дружно, как мы играем, обращаемся с игрушками.
Ребята:
 Нужно за игрушками ухаживать. Игрушки нужно не бросать на пол. Игрушки нужно мыть. Кукол нужно расчесывать. С машинками играем на ковре, нельзя ложиться на машинку, потому что она может сломаться.
Воспитатель:
 А можно игрушки оставлять на улице?
Ребята:
 Нет, нельзя. Игрушек не останется.
Воспитатель:
 Правильно ребята. Мы должны выучить с вами, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».

                                                          День 16

                              Дидактическая игра «Составь узор»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Дидактические задачи: Закреплять умение узнавать элементы городецкой, хохломской и гжельской росписей, составлять декоративные композиции – располагать элементы на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Плоскостные изображения предметов посуды, элементы росписи, вырезанные по контуру, образцы узора.

Ход игры: В игре может принять участие один ребенок или несколько детей. Трафареты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов узора, составляют узор методом аппликации. Работу игрок может выполнять, копируя образцы, или придумывают свою композицию.

                                                    Загадки

Дать могу одну подсказку-             Не заставишь лежа спать.  

Хватит вам её вполне:                    Лишь уложишь - хочет встать.                                                                                                                                         Все мои сестренки сразу                Поупрямее барашка

Помещаются во мне.                        Эта кукла- ... (неваляшка)                                                                                                                                     Ну- ка, что это за крошки?                                                                                    Деревянные…(Матрешки)

Расписные  коньки,

Разноцветные индюки.                                                                                                                                                            Барышни румяные                                                                                                                                          И гусары бравые -                                                                                                                                           Играй вдоволь, да смотри

Только нас не урони!(Дымковская игрушка)

                                                     День17  

                                  Лепка «Дымковская лошадка»

                  Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

      Задачи:      

1.        Расширять представление детей о дымковской игрушке.

2.        Развивать желание лепить игрушку своими руками.

3.        Учить лепить лошадку комбинированным способом.

1.        Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

4.        Показать характерные особенности дымковской игрушки - коня.

5.        Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

6.        Воспитывать самостоятельность и творчество.

    Материалы и оборудование:

1.        Народные игрушки: дымковские, городецкие и др.

2.        Дощечки, стеки, пластилин, тряпочки.

Ход:

1 часть.

Воспитатель: Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране - Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в вятское село Дымково:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли (Входят в русскую избу). Когда-то давным-давно у крестьянских ребятишек, которые жили в такой избе, не было столько игрушек, как у вас. И поэтому крестьяне сами мастерили для своих детей игрушки из соломы, тряпочек, дерева, глины. Вот посмотрите, какие веселые игрушки лепили из глины дымковские мастера.

  Вечера зимою длинные.

  Лепит мастер здесь из глины.

  Все игрушки не простые,

  А волшебно-расписные.

 Воспитатель:  Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их в жарком огне, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастера и мастерицы покрывали игрушки мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.

Воспитатель: Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).

   -  А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.) Правильно.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель:А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и т.д.)

    А в минуты отдыха русские мастера и мастерицы водили хороводы, играли в народные игры. Давайте-ка и мы встанем в хоровод.

  «Соня-пастушок»

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками. Пастушок должен лечь под одну из березок. Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только пастушок будет разбужен, вы меняетесь ролями.

                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный проект "Русская народная игрушка"

Образовательный проект для детей средней группы "Русская народная игрушка"...

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка»

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деяте...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект "Русская народная игрушка - Матрёшка"

Творческий проект "Русская народная игрушка- Матрёшка"...

Проект «Русская народная игрушка матрёшка»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики"....