Главные вкладки

    Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
    методическая разработка на тему

    Бугаева Людмила Васильевна

    Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_russkaya_narodnaya_igrushka.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Русская народная игрушка»

    Актуальность:

    Мы  живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперед по присущем ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют и познают мир. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультфильмы, игры Запада.  В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека.

    Взрослые сегодня мало интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами – воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

    Сами же дети выражают огромное желание узнать и научиться играть в игры и игрушки наших предков, прежде всего потому, что все это им кажется интересным, необычно-новым, завораживающим.

    Познакомив детей с некоторыми традициями и обычаями русского народа, дав сведения о жизни и творчестве наших предков, мы рассчитываем на то, что дети начнут проявлять интерес к истории Руси, что не будет им чуждо понятие «нравственность», что данное поколение хотя бы попытается возродить забытые традиции своего народа, что дети будут добрее, терпимее друг к другу, что слово «патриот» наконец не будет звучать так пафосно, будет отражать  настоящую действительность.

    Цели и задачи:

    • познакомить детей с одним из народных промыслов: традиционной игрушкой;
    • дать соответствующие возрасту сведения о народной игрушке;
    • приобщить детей к народному искусству;
    • прививать детям и их родителям интерес и любовь к своему народу, истории, традициям;
    • продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого;
    • учить бережно относиться к игрушкам и другим вещам;
    • развивать общие познавательные способности детей: умение наблюдать, описывать, высказывать предположения, сравнивать;
    • обогащать словарный запас детей;
    • развивать разговорную речь;
    • развивать творческие способности;
    • тренировать память, мышление.

    Оборудование:

    Альбом «Народная игрушка»; деревянные, соломенные, тряпичные, глиняные народные игрушки; современные игрушки; рисунки родителей на тему «русская народная игрушка»; рисунки детей на тему «Игрушки бабушек»; рисунки матрешек; бланки  анкет для родителей; консультация для родителей; сборники стихов «Игрушки» А.Барто с иллюстрациями; настольная русская изба; народные костюмы; русская народная музыка и другие атрибуты.


    Тема блока

    Тема раздела

    Содержание работы

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Игрушка и ее назначение

    Современная игрушка и игры с ней

    *Беседа с детьми «Мои любимые игрушки».

    *Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша идет в парикмахерскую».

    *Вечер стихов А.Барто «Игрушки»

    Консультация «Игрушки для современных детей»

    История возникновения игрушки

    *Познавательная беседа с детьми «Откуда появились игрушки».

    *Рисование «Игрушки бабушек»

    Рисунки на тему «Народная игрушка»

    Традиционная  (народная) игрушка

    *НОД «Игрушки из прошлого»

    - Анкетирование на тему: «Народная игрушка»

    - сбор информации о традиционной игрушке

    - совместная  работа по созданию мини-музея, посвященного игрушке.

    Деревянная игрушка

    Звучащие игрушки

    *Познавательная беседа с детьми о звучащих игрушках из дерева.

    *Слушание народных мелодий с присутствием звучащих игрушек.

    *Развлечение «Праздник танца»

    Погремушка

    *Рассказ воспитателя о предназначении погремушки у наших предков.

    * Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу Машу спать» ( с использованием погремушки).

    Фигурки животных и людей

    *Беседа с детьми об образах, реализованных в деревянной игрушке (медведь, конь, человек и др.).

    *Чтение и обсуждение  русских народных сказок, где встречаются медведь и человек, конь и человек, медведь и петух.

    Матрешка

    *Беседа  «Русская матрешка».

    *НОД  «Составление краткого рассказа о матрешке» (речевое развитие).

    * НОД «Сравнение предметов по величине» (познавательное развитие)

    Консультация «Русская матрешка. Кто она?»

    Тряпичная кукла

    Куклы самокрутки

    *Познавательная беседа о тряпичных куклах.

    * Ручной труд. Изготовление кукол из тряпочек.

    * Сюжетно-ролевые игры детей с тряпичными куклами в настольной русской избе.

    Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы для ребенка»

    Кукла-оберег

    *Знакомство с понятием «оберег».

    *Рассказ о куклах-оберегах и их предназначении.

    Первый мяч и игры с ним

    *Рассказ о традиционном тряпичном мяче.

    * Чтение и рассказывание наизусть стихотворений о мячах.

    *Знакомство детей с народными играми в мяч.

    Глиняная игрушка

    Свистулька и ее значение

    *Знакомство детей  со свистульками.

    *НОД «Лепим свистульку»

    *Беседа «Предназначение свистульки»

    Глиняные фигурки животных и людей

    *Знакомство с глиняными фигурками животных и людей.

    *НОД «Лепка фигурок животных из соленого теста».

    *НОД «Роспись игрушки»

    *Настольный театр с игрушками, сделанными детьми.

    *Мини-выставка игрушек из соленого теста.

    Чаепитие

    Изготовление печенья из сдобного теста.

    Игрушки из соломы и лыка

    Кукла из соломы

    *Беседа «Кукла из соломы (кукла стригушка)».

    *Развлечение «Масленица»

    *НОД «Кукла из соломы» (ручной труд)

    Животные из соломы и лыка

    *Рассматривание альбома с иллюстрациями животных из соломы и лыка.

    *Чтение и обсуждение сказки «Соломенный бычок – смоляной бычок»

    Скакалка наших предков

    *Рассказ о скакалке из лыка и соломы.

    Игрушки из шерсти

    Игрушки из шерстяных ниток

    *Рассказ о куклах их шерстяных ниток.

    *НОД «Кукла из ниток» (ручной труд).

    *Беседа «Мяч из шерсти»

    Подведение итогов

    *Развлечение «Вот они какие, первые игрушки!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.

    Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры

    Патриотизм — важнейшее нрав­ственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь и п...

    «Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

    Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

    Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»

    Программные задачи:   Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...

    "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

    Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

    Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."

    Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...