Главные вкладки

    «Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»
    материал (средняя группа) по теме

    Давыдова Ольга Сергеевна

    Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.

    1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздников, в которых фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодных явлений, поведении птиц и животных, насекомых,  изменений  в растительном мире.

     

    2.Воспитывать у детей чувство причастности к русской традиционной культуре, как основе для воспитания здоровой, гармоничной личности, способной преодолевать жизненные препятствия.

     

    3.Знакомить детей с русскими календарными праздниками, отмечаемых в разные  времена года.

     

    4.Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДЕТСКОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    детский сад № 1

    Красногвардейского района

    (структурное подразделение по адресу

    Новочеркасский пр. д. 57 корп.2)

    ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    На тему:

    «Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством  знакомства с русскими народными  календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

    Автор составитель:
    Воспитатель ГБДОУ д/с № 1

    Красногвардейского р-на
    Давыдова Ольга Сергеевна

    Санкт – Петербург

    2013

    “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д.Фрезер, М.Мид).

    Цель проекта

    Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.

    Задачи

    1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздников, в которых фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодных явлений, поведении птиц и животных, насекомых,  изменений  в растительном мире.

    2.Воспитывать у детей чувство причастности к русской традиционной культуре, как основе для воспитания здоровой, гармоничной личности, способной преодолевать жизненные препятствия.

    3.Знакомить детей с русскими календарными праздниками, отмечаемых в разные  времена года.

    4.Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

    Ожидаемые результаты

    1.Формирование чувства национального достоинства.

    2.Устойчивый интерес к культуре русского народа.

    3.Активное привлечение родителей к организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

    4.Широкое использование всех видов фольклора.

    Интеграция образовательных областей

    Образовательная область «Познание»: беседы, совместная деятельность, НОД;

    Образовательная область «Социализация»: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;

    Образовательная область «Художественное творчество»:    рисование, аппликацию, ручной труд

    Образовательная область «Музыка»: разучивание потешек, закличек, колядок, хороводов; игра на шумовых народных инструментах.

    «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

    В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет человек, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

    Именно в народных праздниках и обрядах фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Решение проблемы по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном сотрудничестве с семьей.

    Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Большое и разностороннее влияние традиционных народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность. Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать  основы русской народной культуры, опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

    Для того чтобы как можно больше ранее озвученных аспектов реализовалось необходимо:

    1. Подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, в НОД по рукотворчеству, чтению с художественной литературы, рисованию, физкультурных и музыкальных занятиях и др.
    2. Необходимо привлекать родителей к активному участию в празднике
    3. Необходимо продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
    4. Необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
    5. Праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника
    6. После праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
    7. Тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей
    8. Праздник можно проводить в двух группах разного возраста
    9. Все народные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение; развивать инициативу и самостоятельность; воспитывать такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к людям

    Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

    «ОСЕНИНЫ»

    (Сценарий праздника)

    • Мальчик-Груздочек, Сентябрь, Октябрь и Ноябрь – дети
    • Матушка Осенина, Хозяйка, Пугало - родители

    Хозяйка:

    Ветки голые стучат

    Галки чёрные кричат

    В тучах редко просинь

    Наступила осень

    Льдинка хрустнет звонко

    Крикнет птица тонко.

    Будто есть попросит –

    Наступила осень

    Гнёзда чёрные пусты,

    Меньше сделались кусты,

    Ветер листья носит

    Наступила осень!

    Ребята, какое сейчас время года?

    (Ответы детей)

    Хозяйка:

    В благодарность за осенние дары

    Осенины отмечают на Руси.

    Осенины – был в старину на Руси такой праздник. Праздновали его в сентябре. Осенины – это встреча осени. Осенины встречали у воды. Рано утром 14 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали домашним животным.

    В старину, когда люди жили в согласии с природой, поклонялись ей, они призывали иногда в помощь силы природы и для этого они сочиняли заклички. Давайте и мы с вами сейчас позовём Матушку Осенину в гости, споём закличку:

    Осень, Осень!

    В гости просим.

    Приходи с ливнем,

    С хлебом обильным,

    С обмолоченным жнивьем,

    С перелётным журавлём!

    (Стук в дверь.) Под запись «Красный сарафан» в обработке оркестра Д.Ласта в зал величавой поступью входит Матушка Осенина, останавливается с русским поклоном.

    При первом появлении в одежде Матушки Осенины преобладают желтые тона (кокошник, лента в косе, бусы, сарафан расшит желтыми листьями и т.п.).

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Здравствуйте, люди добрые!

    Хозяйка: Здравствуйте, Матушка Осенина. Дети, давайте встретим Матушку Осенину, как и положено на Руси хлебом-солью.

    (Под ту же музыку девочка в русском сарафане несет на расшитом полотенце-рушнике хлеб-соль, с поклоном подает Матушке Осенине, та с поклоном принимает, отламывает кусочек, макает в соль, пробует).

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Спасибо, вкусный хлеб у вас пекут!

    (Девочка уносит хлеб).

    Хозяйка: А с чем вы к нам пожаловали, Матушка Осенина?

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Со сказкой осенней. Хотите послушать? (Присаживается на скамеечку перед сказочным домиком).

    … В одном селе жили старик со старухой. И не было у них детей. Вот однажды в погожий день пошел старик в лес за грибами и нашел всего один гриб – беленький груздочек. Принес его домой. Жена печь затопила, положила груздочек в горшок и в печь сунула. Сама запела:

    Груздочек маленький,

    Груздочек удаленький,

    Сквозь землю прошел,

    Колпачишко нашел

    Перед солнышком стал,

    Себя показал.

    Вдруг слышит голос.

    ГОЛОС ИЗ ДОМИКА:

    Ой, дымно! Ой, жарко!

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Что такое? – Поглядела в горшок, а там мальчик лежит. (Идет за домик, ведет за руку мальчика, одетого «груздочком», в белой шапочке с широкими полями).

    И говорит:

    – Не было у нас детей, да вот Бог дал! (Усаживает мальчика рядом с собой на скамеечку). Радуются старик со старухой, – сыночек хоть и маленький, чуть повыше валенка, а все делает, все работу по дому справляет. Вот как-то позвали его мальчишки в лес идти, ягоды да орехи собирать. Обрадовался Мальчик-Груздочек, взял корзиночку и пошел в лес. Пришли мальчики в темный лес, принялись ягоды да орехи собирать. Собирали и не заметили, как далеко ушли. Стали искать дорогу, да не нашли, заблудились, а уж вечер наступил, стало темно. Забрался Мальчик-Груздочек на дерево и видит…

     (к детям). Ну-ка давайте его самого спросим, что он там увидел?

    ГРУЗДОЧЕК: Стоит в стороне на опушке кривая избушка.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Вот-вот, кривая избушка. Пришли мальчишки к избушке и стучат в дверь. Вышла на порог… Кто, как вы думаете?

    ДЕТИ: Баба Яга!

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Мальчики и говорят:

    ГРУЗДОЧЕК: Пустите нас, бабушка, переночевать!

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Входите, входите, деточки. (Скрипучим голосом). Я вас спать уложу. Вошли мальчишки в избушку и легли спать. Скоро все уснули, не спал только Мальчик-Груздочек. Спрятался он за печку и видит, как Баба Яга зубы точит.

    (Мальчик-Груздочек прячется за домик и выглядывает из-за него).

     Вот Баба Яга спрашивает: Спите ли вы, детки? А Мальчик-Груздочек отвечает.

    ГРУЗДОЧЕК: (из-за домика): Нет, нет, бабушка, не спим!

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Обозлилась Баба Яга. Час, другой переждала и опять спрашивает: - Спите ли вы, детки?

    ГРУЗДОЧЕК: Нет, не спим, бабушка!

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Еще больше разозлилась Баба Яга, побежала в лес к серому камню за сон-травой. А Мальчик Груздочек разбудил товарищей, рассказал им, что видел. Взялись они за руки, и домой побежали.

    (Мальчик Груздочек выбегает на скамеечку рядом с Матушкой Осениной). МАТУШКА ОСЕНИНА (обнимая Груздочка): Вот и вся сказка про беленький Груздочек.

    Хозяйка: Спасибо, Матушка Осенина, за сказку. А еще с чем пришла к нам, Матушка Осенина?

    МАТУШКА ОСЕНИНА: А еще пришла я к вам с осенними хороводами да посиделками. А ну, девицы-красавицы, выходи в хоровод, весели честной народ!

    Осень, осень на порог!

                            Осенинщикам – пирог!

                            За наше терпение

                            Всем у угощение!

                            Мы пирог поели- еще захотели.

                            Осень, осень,

                            Сноп последний носим.

                            Приходи с ливнем.

                            С хлебом обильным,

                            Со льном высоким

                            С корнем глубоким,

                            С толокном, обмолокой,

                            Золотым венцом.

    ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки. То же самое «дробным» шагом – сужают круг; – расходятся. Имитируют движение: «сеяние льна». (В последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут», «прядут», «ткут»). Матушка Осенина пляшет вместе с девочками, в конце обмахивается платочком. В хороводе могут участвовать мамы.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну, загостилась я у вас. Пора уходить со двора. Но пришла то я к Вам не одна, угадайте- ка:

    Опустел наш дивный сад,

    Паутинки вдаль летят,

    И на южный край земли

    Потянулись журавли.

    Распахнулись двери школ

    Что за месяц к нам пришёл?

    ДЕТИ: СЕНТЯБРЬ 

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Что ж с сентябрем Вас у оставляю. До свидания, люди добрые! (С поклоном уходит)

    Хозяйка: Сентябрь, расскажи – ка нам о себе.

    Сентябрь: меня на Руси назвали ревуном, листопадничком, румянцем осени, вечером года хмуренем. В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина. Двадцать третье сентября в народе называют ПЕТРОМ и ПАВЛОМ РЯБИННИКАМИ. Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины оставляли на кустах дроздам, снегирям и всякой другой птице.

    Хозяйка: В старину русские крестьяне умели не только славно потрудиться, но и славно повеселиться. Да и почему бы не повеселиться, когда полевые работы закончены, а урожай собран. Давайте и мы с Вами поиграем.

    (Игра «Редечка», проводится дети+взрослые)

    (Стук в дверь)

    Хозяйка: Кто еще к нам в гости?

    (Заходит Матушка Осенина) В одежде преобладает зеленый цвет: кокошник, лента, сарафан или фартук. В руках – поднос, на подносе кочан капусты, накрытый сверху узорчатым платком.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: А вот и я!

    Хозяйка: Матушка Осенина, да Вас и не узнать – один наряд краше другого!

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Вы, наверное, уж и не ждали меня? Да только неспроста я у вас во второй раз появляюсь. Дело в том, что в старину не один, не два, а целых три раза осенины отмечали. (Вторые Осенины отмечали через неделю после первых – 21 сентября).

    Хозяйка: Матушка Осенина, а можно узнать, что это у Вас под платком?

    МАТУШКА ОСЕНИНА: А вы попробуйте угадать:

    Стоит матрешка

    На одной ножке

    Закутана, запутана,

    Не книжка, а с листьями. (Капуста)

    МАТУШКА ОСЕНИНА: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование. Одной из самых важных работ была рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ!» Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят». Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – «Капуста». (Очерчивает мелом круг). Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны). А в огороде капуста растет.

    (Стук в дверь).

    Хозяка: Интересно, а это что за гость?

    (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

    Хозяка: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

    ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

    Хозяйка: По-моему, Вы что-то потеряли.

    ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Уж не эта ли капуста?

    ПУГАЛО: Она самая…

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

    ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода)

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать. (Выбирают мальчика-хозяина).

    ИГРА «КАПУСТА» Все участники игры стоят за кругом, а «хозяин» садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

    «Я на камушке сижу,

    Мелки колышки тешу.

    Мелки колышки тешу,

    Огород свой горожу.

    Чтоб капусту не украли,

    В огород не прибегали:

    Волк и лисица,

    Бобер и куница,

    Заинька усатый,

    Медведь толстопятый».

    (Пугало в такт покачивает головой).

    В конце песни ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» «запятнает», тот в игре больше не участвует. Пугало вместе с хозяином пытается ловить вора. Участник, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем. Играют все в зале.

    Хозяйка: Не устали? Тогда еще поиграем

    ВСЕ:

    Вейся, вейся капустка,

    Вейся, вейся, белая.

    Как же мне, капустке, не виться.

    Белою белою не завиться.

    Как вечор на капусту.

    Как вечор на белую.

    Частый дождик поливает,

    Капустку ломает.

    Хозяйка: Уважаемое Пугало, а какие еще овощи, кроме капусты растут на вашем огороде?

    ПУГАЛО: А вы угадайте!

    Сидит мужичок на грядке,

    Весь в заплатках,

    Кто не взглянет – всяк заплачет.

    (Лук)

    Маленький, горький, луку – брат.

    (Чеснок)

    Посреди двора – золотая голова.

    (Подсолнух)

    Красная девица росла в темнице.

    Люди в руки брали, косу срывали.

    (Морковь)

    (Стук в дверь)

    Хозяйка: Заходите гости дорогие.

    (Заходит Октябрь)

    Октябрь:

    Всё мрачней лицо природы:

    Почернели огороды,

    Оголяются леса,

    Молкнут птичьи голоса,

    Мишка в спячку завалился,

    Что за месяц к вам явился?

    ДЕТИ: ОКТЯБРЬ

    Хозяйка: Представься теперь и ты как младший братец твой

    Октябрь: Древнерусское мое название грязник. В народе меня кличут зимником, свадебником. Четырнадцатое октября праздник Покрова, первое зазимье. На покров до обеда осень, а после обеда -зима.

    ПУГАЛО: Да что это я с вами заболталось, мне ж на свой огород пора возвращаться, пока остальные овощи не разбежались. Я вам дарю тележку овощей – винегреты готовить будете, борщи.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: И мне опять пора со двора. До встречи! (Под руку с Пугалом уходят).

    Хозяйка: Ну, что ж, будем ожидать последнего, третьего прихода Матушки Осенины. А пока, честной народ, становись в хоровод!

    (Хоровод «Жил на свете «комарочек»)

    (Стук в дверь.) Заходит НОЯБРЬ.

    Ноябрь: 

    Поле чёрно-белым стало,

    Падает то дождь, то снег.

    А ещё похолодало,

    Льдом сковало воды рек.

    Мёрзнет в поле озимь ржи,

    Что за месяц подскажи

    ДЕТИ: НОЯБРЬ.

    Хозяйка: Послушаем и тебя Ноябрь

    Ноябрь: У меня есть прозвище листокос и листогной -скашивающий с веток последние листья и гноящий их на холодной земле. Ноябрь, как мост, соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. Урожай собран, сложен в амбары, теперь и мороз не страшен. Вот и говорят в ноябре осень - журиха со злюкой зимой борется.

    (Стук в дверь)

    Хозяйка: А вот и Матушка Осенина!

    (В третьем выходе Матушки Осенины в одежде ее преобладает красный цвет. На голове – венок из гроздьев калины, алая лента в косе, рябиновые бусы на шее, красный сарафан, в руке – ветка калины с гроздьями ягод).

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Здравствуйте, люди добрые!

    Хозяйка: Здравствуйте, Матушка Осенина, с чем на это раз к нам пришли?

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Пришла я к вам с калиной, красной рябиной. Посмотрите на гроздья калины. Они горят, как маленькие огоньки. Не зря калину калиной назвали. Она на солнце «каленая», жар и тепло солнечное в себя вобрала. Приглашаю вас в хоровод: «На горе-то калина».

    (Хоровод «Как на горке калина»).

    Хозяйка: Трижды сегодня мы встречали Матушку Осенину, и трижды она, являлась к нам в разных нарядах. Как вы думаете, почему?

    (Дети пытаются ответить).

    А давайте саму Матушку Осенину спросим.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Наряды мои краски Осени в себя вобрали. Такое разноцветье в природе бывает только осенью. Войдите в осенний лес – будто художник брызнул разноцветными красками повсюду.

    Хозяйка: Не только нарядами нас сегодня порадовала Матушка Осенина. Были и сказки и игры, и хороводы, словом, получился замечательный праздник.

    МАТУШКА ОСЕНИНА: Но и это еще не все. Дарю я девочкам-красавицам бусы рябиновые, а мальчикам - удальчикам пояса узорчатые.

    Хозяйка: Матушка Осенина, вас, всех ребят, и гостей я приглашаю к праздничному столу: капустных пирогов отведать, чаю с малиновым вареньем попить.

    (Праздничное чаепитие).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.

    Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.

    Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.

    Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с.

    Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

    Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.

    Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

    Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.

    Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

    Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Г.В. Емельянова и др. Методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2008 – 4 с.

    Список интернет – ресурсов

    http://do.gendocs.ru/docs/index-126625.html
    http://school19.tgl.ru/sp/pic/File/2009-2010/osenini.pdf

    http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/prazdnik-urozhaya/

    http://www.calend.ru/holidays/0/0/1585/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Родничок". Приобщение детей к национальной традиционной культуре.

    В программу включено: пояснительная записка, формы и методы работы, план работы с родителями, календарно-тематический план....

    «Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»

    Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....

    «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

    Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

    Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

    Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

    Конспект занятия по русской традиционной культуре. ТЕМА «Жилище русского человека»

                                                       Воспитатель:...

    Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

    В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...