«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»
материал (средняя группа) по теме

Давыдова Ольга Сергеевна

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.

1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздников, в которых фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодных явлений, поведении птиц и животных, насекомых,  изменений  в растительном мире.

 

2.Воспитывать у детей чувство причастности к русской традиционной культуре, как основе для воспитания здоровой, гармоничной личности, способной преодолевать жизненные препятствия.

 

3.Знакомить детей с русскими календарными праздниками, отмечаемых в разные  времена года.

 

4.Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДЕТСКОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 1

Красногвардейского района

(структурное подразделение по адресу

Новочеркасский пр. д. 57 корп.2)

ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

На тему:

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством  знакомства с русскими народными  календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Автор составитель:
Воспитатель ГБДОУ д/с № 1

Красногвардейского р-на
Давыдова Ольга Сергеевна

Санкт – Петербург

2013

“Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д.Фрезер, М.Мид).

Цель проекта

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.

Задачи

1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздников, в которых фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодных явлений, поведении птиц и животных, насекомых,  изменений  в растительном мире.

2.Воспитывать у детей чувство причастности к русской традиционной культуре, как основе для воспитания здоровой, гармоничной личности, способной преодолевать жизненные препятствия.

3.Знакомить детей с русскими календарными праздниками, отмечаемых в разные  времена года.

4.Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Ожидаемые результаты

1.Формирование чувства национального достоинства.

2.Устойчивый интерес к культуре русского народа.

3.Активное привлечение родителей к организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

4.Широкое использование всех видов фольклора.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Познание»: беседы, совместная деятельность, НОД;

Образовательная область «Социализация»: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;

Образовательная область «Художественное творчество»:    рисование, аппликацию, ручной труд

Образовательная область «Музыка»: разучивание потешек, закличек, колядок, хороводов; игра на шумовых народных инструментах.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет человек, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Именно в народных праздниках и обрядах фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Решение проблемы по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном сотрудничестве с семьей.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Большое и разностороннее влияние традиционных народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность. Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать  основы русской народной культуры, опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Для того чтобы как можно больше ранее озвученных аспектов реализовалось необходимо:

  1. Подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, в НОД по рукотворчеству, чтению с художественной литературы, рисованию, физкультурных и музыкальных занятиях и др.
  2. Необходимо привлекать родителей к активному участию в празднике
  3. Необходимо продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
  4. Необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
  5. Праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника
  6. После праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
  7. Тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей
  8. Праздник можно проводить в двух группах разного возраста
  9. Все народные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение; развивать инициативу и самостоятельность; воспитывать такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к людям

Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

«ОСЕНИНЫ»

(Сценарий праздника)

  • Мальчик-Груздочек, Сентябрь, Октябрь и Ноябрь – дети
  • Матушка Осенина, Хозяйка, Пугало - родители

Хозяйка:

Ветки голые стучат

Галки чёрные кричат

В тучах редко просинь

Наступила осень

Льдинка хрустнет звонко

Крикнет птица тонко.

Будто есть попросит –

Наступила осень

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит

Наступила осень!

Ребята, какое сейчас время года?

(Ответы детей)

Хозяйка:

В благодарность за осенние дары

Осенины отмечают на Руси.

Осенины – был в старину на Руси такой праздник. Праздновали его в сентябре. Осенины – это встреча осени. Осенины встречали у воды. Рано утром 14 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали домашним животным.

В старину, когда люди жили в согласии с природой, поклонялись ей, они призывали иногда в помощь силы природы и для этого они сочиняли заклички. Давайте и мы с вами сейчас позовём Матушку Осенину в гости, споём закличку:

Осень, Осень!

В гости просим.

Приходи с ливнем,

С хлебом обильным,

С обмолоченным жнивьем,

С перелётным журавлём!

(Стук в дверь.) Под запись «Красный сарафан» в обработке оркестра Д.Ласта в зал величавой поступью входит Матушка Осенина, останавливается с русским поклоном.

При первом появлении в одежде Матушки Осенины преобладают желтые тона (кокошник, лента в косе, бусы, сарафан расшит желтыми листьями и т.п.).

МАТУШКА ОСЕНИНА: Здравствуйте, люди добрые!

Хозяйка: Здравствуйте, Матушка Осенина. Дети, давайте встретим Матушку Осенину, как и положено на Руси хлебом-солью.

(Под ту же музыку девочка в русском сарафане несет на расшитом полотенце-рушнике хлеб-соль, с поклоном подает Матушке Осенине, та с поклоном принимает, отламывает кусочек, макает в соль, пробует).

МАТУШКА ОСЕНИНА: Спасибо, вкусный хлеб у вас пекут!

(Девочка уносит хлеб).

Хозяйка: А с чем вы к нам пожаловали, Матушка Осенина?

МАТУШКА ОСЕНИНА: Со сказкой осенней. Хотите послушать? (Присаживается на скамеечку перед сказочным домиком).

… В одном селе жили старик со старухой. И не было у них детей. Вот однажды в погожий день пошел старик в лес за грибами и нашел всего один гриб – беленький груздочек. Принес его домой. Жена печь затопила, положила груздочек в горшок и в печь сунула. Сама запела:

Груздочек маленький,

Груздочек удаленький,

Сквозь землю прошел,

Колпачишко нашел

Перед солнышком стал,

Себя показал.

Вдруг слышит голос.

ГОЛОС ИЗ ДОМИКА:

Ой, дымно! Ой, жарко!

МАТУШКА ОСЕНИНА: Что такое? – Поглядела в горшок, а там мальчик лежит. (Идет за домик, ведет за руку мальчика, одетого «груздочком», в белой шапочке с широкими полями).

И говорит:

– Не было у нас детей, да вот Бог дал! (Усаживает мальчика рядом с собой на скамеечку). Радуются старик со старухой, – сыночек хоть и маленький, чуть повыше валенка, а все делает, все работу по дому справляет. Вот как-то позвали его мальчишки в лес идти, ягоды да орехи собирать. Обрадовался Мальчик-Груздочек, взял корзиночку и пошел в лес. Пришли мальчики в темный лес, принялись ягоды да орехи собирать. Собирали и не заметили, как далеко ушли. Стали искать дорогу, да не нашли, заблудились, а уж вечер наступил, стало темно. Забрался Мальчик-Груздочек на дерево и видит…

 (к детям). Ну-ка давайте его самого спросим, что он там увидел?

ГРУЗДОЧЕК: Стоит в стороне на опушке кривая избушка.

МАТУШКА ОСЕНИНА: Вот-вот, кривая избушка. Пришли мальчишки к избушке и стучат в дверь. Вышла на порог… Кто, как вы думаете?

ДЕТИ: Баба Яга!

МАТУШКА ОСЕНИНА: Мальчики и говорят:

ГРУЗДОЧЕК: Пустите нас, бабушка, переночевать!

МАТУШКА ОСЕНИНА: Входите, входите, деточки. (Скрипучим голосом). Я вас спать уложу. Вошли мальчишки в избушку и легли спать. Скоро все уснули, не спал только Мальчик-Груздочек. Спрятался он за печку и видит, как Баба Яга зубы точит.

(Мальчик-Груздочек прячется за домик и выглядывает из-за него).

 Вот Баба Яга спрашивает: Спите ли вы, детки? А Мальчик-Груздочек отвечает.

ГРУЗДОЧЕК: (из-за домика): Нет, нет, бабушка, не спим!

МАТУШКА ОСЕНИНА: Обозлилась Баба Яга. Час, другой переждала и опять спрашивает: - Спите ли вы, детки?

ГРУЗДОЧЕК: Нет, не спим, бабушка!

МАТУШКА ОСЕНИНА: Еще больше разозлилась Баба Яга, побежала в лес к серому камню за сон-травой. А Мальчик Груздочек разбудил товарищей, рассказал им, что видел. Взялись они за руки, и домой побежали.

(Мальчик Груздочек выбегает на скамеечку рядом с Матушкой Осениной). МАТУШКА ОСЕНИНА (обнимая Груздочка): Вот и вся сказка про беленький Груздочек.

Хозяйка: Спасибо, Матушка Осенина, за сказку. А еще с чем пришла к нам, Матушка Осенина?

МАТУШКА ОСЕНИНА: А еще пришла я к вам с осенними хороводами да посиделками. А ну, девицы-красавицы, выходи в хоровод, весели честной народ!

Осень, осень на порог!

                        Осенинщикам – пирог!

                        За наше терпение

                        Всем у угощение!

                        Мы пирог поели- еще захотели.

                        Осень, осень,

                        Сноп последний носим.

                        Приходи с ливнем.

                        С хлебом обильным,

                        Со льном высоким

                        С корнем глубоким,

                        С толокном, обмолокой,

                        Золотым венцом.

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки. То же самое «дробным» шагом – сужают круг; – расходятся. Имитируют движение: «сеяние льна». (В последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут», «прядут», «ткут»). Матушка Осенина пляшет вместе с девочками, в конце обмахивается платочком. В хороводе могут участвовать мамы.

МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну, загостилась я у вас. Пора уходить со двора. Но пришла то я к Вам не одна, угадайте- ка:

Опустел наш дивный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл?

ДЕТИ: СЕНТЯБРЬ 

МАТУШКА ОСЕНИНА: Что ж с сентябрем Вас у оставляю. До свидания, люди добрые! (С поклоном уходит)

Хозяйка: Сентябрь, расскажи – ка нам о себе.

Сентябрь: меня на Руси назвали ревуном, листопадничком, румянцем осени, вечером года хмуренем. В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина. Двадцать третье сентября в народе называют ПЕТРОМ и ПАВЛОМ РЯБИННИКАМИ. Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины оставляли на кустах дроздам, снегирям и всякой другой птице.

Хозяйка: В старину русские крестьяне умели не только славно потрудиться, но и славно повеселиться. Да и почему бы не повеселиться, когда полевые работы закончены, а урожай собран. Давайте и мы с Вами поиграем.

(Игра «Редечка», проводится дети+взрослые)

(Стук в дверь)

Хозяйка: Кто еще к нам в гости?

(Заходит Матушка Осенина) В одежде преобладает зеленый цвет: кокошник, лента, сарафан или фартук. В руках – поднос, на подносе кочан капусты, накрытый сверху узорчатым платком.

МАТУШКА ОСЕНИНА: А вот и я!

Хозяйка: Матушка Осенина, да Вас и не узнать – один наряд краше другого!

МАТУШКА ОСЕНИНА: Вы, наверное, уж и не ждали меня? Да только неспроста я у вас во второй раз появляюсь. Дело в том, что в старину не один, не два, а целых три раза осенины отмечали. (Вторые Осенины отмечали через неделю после первых – 21 сентября).

Хозяйка: Матушка Осенина, а можно узнать, что это у Вас под платком?

МАТУШКА ОСЕНИНА: А вы попробуйте угадать:

Стоит матрешка

На одной ножке

Закутана, запутана,

Не книжка, а с листьями. (Капуста)

МАТУШКА ОСЕНИНА: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование. Одной из самых важных работ была рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ!» Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят». Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – «Капуста». (Очерчивает мелом круг). Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны). А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Хозяка: Интересно, а это что за гость?

(Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Хозяка: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Хозяйка: По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

МАТУШКА ОСЕНИНА: Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода)

МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать. (Выбирают мальчика-хозяина).

ИГРА «КАПУСТА» Все участники игры стоят за кругом, а «хозяин» садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

«Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали:

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

(Пугало в такт покачивает головой).

В конце песни ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» «запятнает», тот в игре больше не участвует. Пугало вместе с хозяином пытается ловить вора. Участник, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем. Играют все в зале.

Хозяйка: Не устали? Тогда еще поиграем

ВСЕ:

Вейся, вейся капустка,

Вейся, вейся, белая.

Как же мне, капустке, не виться.

Белою белою не завиться.

Как вечор на капусту.

Как вечор на белую.

Частый дождик поливает,

Капустку ломает.

Хозяйка: Уважаемое Пугало, а какие еще овощи, кроме капусты растут на вашем огороде?

ПУГАЛО: А вы угадайте!

Сидит мужичок на грядке,

Весь в заплатках,

Кто не взглянет – всяк заплачет.

(Лук)

Маленький, горький, луку – брат.

(Чеснок)

Посреди двора – золотая голова.

(Подсолнух)

Красная девица росла в темнице.

Люди в руки брали, косу срывали.

(Морковь)

(Стук в дверь)

Хозяйка: Заходите гости дорогие.

(Заходит Октябрь)

Октябрь:

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

ДЕТИ: ОКТЯБРЬ

Хозяйка: Представься теперь и ты как младший братец твой

Октябрь: Древнерусское мое название грязник. В народе меня кличут зимником, свадебником. Четырнадцатое октября праздник Покрова, первое зазимье. На покров до обеда осень, а после обеда -зима.

ПУГАЛО: Да что это я с вами заболталось, мне ж на свой огород пора возвращаться, пока остальные овощи не разбежались. Я вам дарю тележку овощей – винегреты готовить будете, борщи.

МАТУШКА ОСЕНИНА: И мне опять пора со двора. До встречи! (Под руку с Пугалом уходят).

Хозяйка: Ну, что ж, будем ожидать последнего, третьего прихода Матушки Осенины. А пока, честной народ, становись в хоровод!

(Хоровод «Жил на свете «комарочек»)

(Стук в дверь.) Заходит НОЯБРЬ.

Ноябрь: 

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц подскажи

ДЕТИ: НОЯБРЬ.

Хозяйка: Послушаем и тебя Ноябрь

Ноябрь: У меня есть прозвище листокос и листогной -скашивающий с веток последние листья и гноящий их на холодной земле. Ноябрь, как мост, соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. Урожай собран, сложен в амбары, теперь и мороз не страшен. Вот и говорят в ноябре осень - журиха со злюкой зимой борется.

(Стук в дверь)

Хозяйка: А вот и Матушка Осенина!

(В третьем выходе Матушки Осенины в одежде ее преобладает красный цвет. На голове – венок из гроздьев калины, алая лента в косе, рябиновые бусы на шее, красный сарафан, в руке – ветка калины с гроздьями ягод).

МАТУШКА ОСЕНИНА: Здравствуйте, люди добрые!

Хозяйка: Здравствуйте, Матушка Осенина, с чем на это раз к нам пришли?

МАТУШКА ОСЕНИНА: Пришла я к вам с калиной, красной рябиной. Посмотрите на гроздья калины. Они горят, как маленькие огоньки. Не зря калину калиной назвали. Она на солнце «каленая», жар и тепло солнечное в себя вобрала. Приглашаю вас в хоровод: «На горе-то калина».

(Хоровод «Как на горке калина»).

Хозяйка: Трижды сегодня мы встречали Матушку Осенину, и трижды она, являлась к нам в разных нарядах. Как вы думаете, почему?

(Дети пытаются ответить).

А давайте саму Матушку Осенину спросим.

МАТУШКА ОСЕНИНА: Наряды мои краски Осени в себя вобрали. Такое разноцветье в природе бывает только осенью. Войдите в осенний лес – будто художник брызнул разноцветными красками повсюду.

Хозяйка: Не только нарядами нас сегодня порадовала Матушка Осенина. Были и сказки и игры, и хороводы, словом, получился замечательный праздник.

МАТУШКА ОСЕНИНА: Но и это еще не все. Дарю я девочкам-красавицам бусы рябиновые, а мальчикам - удальчикам пояса узорчатые.

Хозяйка: Матушка Осенина, вас, всех ребят, и гостей я приглашаю к праздничному столу: капустных пирогов отведать, чаю с малиновым вареньем попить.

(Праздничное чаепитие).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.

Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.

Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с.

Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.

Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.

Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Г.В. Емельянова и др. Методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2008 – 4 с.

Список интернет – ресурсов

http://do.gendocs.ru/docs/index-126625.html
http://school19.tgl.ru/sp/pic/File/2009-2010/osenini.pdf

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/prazdnik-urozhaya/

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1585/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Родничок". Приобщение детей к национальной традиционной культуре.

В программу включено: пояснительная записка, формы и методы работы, план работы с родителями, календарно-тематический план....

«Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

Конспект занятия по русской традиционной культуре. ТЕМА «Жилище русского человека»

                                                   Воспитатель:...

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...