Программа "Родничок". Приобщение детей к национальной традиционной культуре.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Голикова Елена Юрьевна

В программу включено: пояснительная записка, формы и методы работы, план работы с родителями, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rodnichok.zip59.35 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

     В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорождённого ребёнка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.

     Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

     Программа «Родничок» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Она определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

     Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний.

     Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основу положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.

 

Приоритеты программы:

  1. Использование в разговорной речи старославянских слов и изречений.
  2. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые

     пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нём чувство красоты,

     любознательность.              

  1. Использование всех видов фольклора  (сказки, песенки, потешки,

пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) в повседневной деятельности.

  1. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  2. Знакомство детей с народно-декоративным искусством.

     Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

  1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
  3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине ( русской культуре, русскому языку, природе).
  4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
  5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

Принципы

     1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

     2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

     Перспективный план построен на основе народного календаря, в котором чётко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники. Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников, такие как «Осенины», «Масленица», «Рождество».

     3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

     Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

     4. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

     5. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

     6. Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

Формы работы

     Организованная образовательная деятельность:

   - игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке;

   - чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг;

   - викторины, сочинение загадок;

   - инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

   - рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, обсуждение средств выразительности;

   - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания;

   - танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

   - игры и упражнения под тексты потешек, народных песенок,  считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек.

     Посещение библиотеки, мини-музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.

     Познавательные беседы – развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста.

     Предпраздничные посиделки – основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.

     Оформление выставок в детском саду. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал или групповая комната. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества или творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

     Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники  легко переходят к подражательсту. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.

     Праздники – это день, который наполнен радостью, весельем. Праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традицией, обычаями, обрядами. Праздник – радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.

     Работа с родителями. Педагоги пришли к общему мнению, что нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину. Поэтому родителей приглашают на занятия, консультации и родительские собрания, где им рассказывают о культуре и истории нашего края, вместе с ними оформляют папки-передвижки, организовывают совместные выставки и экскурсии, готовят праздничные мероприятия и участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.

Методы и приёмы

     Метод интерактивной игры – означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, а также совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

     Наглядные методы – дают возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы. Без наглядности невозможно провести ни одного занятия.

     Словесные методы и приёмы – позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Словесные методы и приёмы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами,  делая последние более результативными.

     Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

     Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний, умений и навыков и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных.

     Технология проектирования позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога.

     Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать материал и выпускать папки-передвижки для родителей, проводить занятия с показом слайдов, презентаций, видеороликов.

Возрастные особенности детей

От 5 до 6 лет

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем.       Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

      Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

     Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Объем памяти изменяется не существенно.  Улучшается ее устойчивость.  При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».  Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Повышаются возможности безопасности  жизнедеятельности ребенка 5-6 лет..

Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

      В процессе восприятия художественных произведений,  произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

 От 6 до 7 лет

  К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения  в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно  в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том,  где  были, что  видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности.  При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

К концу дошкольного возраста  существенно увеличивается устойчивость  непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу  что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо  различают фонемы (звуки) и слова.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют  отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны  сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут  переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.

Критерии мониторинга

Старшая группа

     1. Иметь представления:

       - о русской избе, особенностях её строительства, внешнем и внутреннем убранстве;

       - устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки, пословицы;

       - истории возникновения книги, азбуки и её предшественниках;

       - истории возникновения предметов быта: ложка, зеркало, часы – и их предшественников.

 2. Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица, Рождество, Капустница.

Подготовительная группа

     1. Иметь представления:

       - о русской печке, её назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело;

       - устном народном творчестве – пословицы, поговорки, скороговорки;

       - народной игрушке («кукле-закрутке», матрёшке); игрушке из глины (каргопольской, филимоновской, дымковской);

       - видах женского рукоделия, мужских ремёсел, народных промыслов;

       - народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, их традициях;

       - истории возникновения денег, лампочки и их предшественников.

     2. Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод.

Ожидаемые результаты

     Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развить интеллект, возможность развить в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Дети проявили интерес к устному народному творчеству, уважительны к традициям русского народа, имеют представления о русских народных промыслах.

     

План работы с родителями

Старшая группа

Месяц

Тема

Форма проведения

Сентябрь

«Малые фольклорные формы в семейном воспитании»

Анкетирование

«Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи старшего дошкольника»

Родительское собрание

Цель: Познакомить родителей с приоритетным направлением группы; подвести к пониманию значимости этой работы с детьми.

Октябрь

«Осень в гости к нам пришла»

Выставка совместных рисунков родителей и детей

«Осенины»

Фольклорный праздник

Ноябрь

«Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Выставка совместных рисунков

(творческое домашнее задание – сделать иллюстрацию к любимой пословице, поговорке, или загадке)

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств старшего дошкольника»

           Консультация.

Цель: приобщить родителей к воспитательно-образовательному   процессу; повысить заинтересованность в результате совместной работы детского сада и семьи по данной теме.

Декабрь

«Где дружба и совет, там и промахов нет»

Организация совместных дел:

- подборка и накопление иллюстрированного и текстового материала;

- посещение библиотеки совместно с родителями;

- изготовление костюмов, масок и атрибутов к Новому году.

Новый год

Праздник

Январь

«Рождество в семье»

Выставка поделок

«Пришла Коляда, отворяй ворота…»

Фольклорный праздник

Февраль

«У нас в лукошке всего понемножку»

Изготовление папки-передвижки

«Поиграй, посмеши, свою удаль покажи»

Спортивный фольклорный праздник

Март

«Почитай мне сказку, мама!»

Создание  библиотеки красочных книг с русскими народными сказками

«Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»

Консультация

Апрель

«Весну закликаем»

Открытое мероприятие

«У самовара»

Посиделки

Май

«Повторение – мать учения»

Заседание родительского клуба, на котором дети выступают в активной роли ведущих и знакомят родителей с тем, что изучили сами.

«Лето красное, звонче пой!»

Развлечение

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Форма проведения

Сентябрь

«Использование народного фольклора в семейном воспитании».

         Консультация

Цель: дать родителям необходимые знания об использовании фольклора в семейном воспитании.

«Семейные традиции: делимся опытом»

Круглый стол

Октябрь

«Художница – Осень»

Выставка творческих семейных работ

«Осень в гости к нам пришла»

Осенний праздник

Ноябрь

«Где дружба и совет, там и промахов нет»

Организация совместных дел: подборка и накопление иллюстрированного и текстового материала; посещение Дома творчества совместно с родителями.

«А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Родительское собрание

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Декабрь

«У нас в лукошке всего понемножку»

Пополнение развивающей среды в группе; уголка ряженья.

«Мастерская деда Мороза»

Изготовление костюмов, масок, атрибутов к Новому году.

Январь

«С Рождеством Христовым!»

Оформление папки-передвижки.

«Как играли наши бабушки и дедушки»

Вечер русских народных игр и забав для детей и родителей.

Февраль

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация

Цель: Способствовать созданию в семье благоприятного микроклимата через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

«Ваши помощники – книги»

Круглый стол

Март

«Широкая Масленица»

Фольклорный праздник

«За чаем – не скучаем»

Посиделки

Обмен мнениями между родителями и педагогом по результатам наблюдений за детьми дома и в детском саду по теме «Развитие речи старшего дошкольника средствами малых форм фольклора»

Апрель

«Великий праздник – Пасха»

Фольклорный праздник

Неделя открытых дверей

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Открытое мероприятие

Май

«Памяти А.С.Пушкина»

Семейная гостиная

«До свидания, детский сад»

Выпускной вечер

Календарно-тематический план

Старшая группа

Месяц

Тема, цель,

интегрируемая образовательная область

Сентябрь

Тема: «Теремок»

Цели: знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы; расширять словарный запас: изба, сруб, помочь, рубить, конёк, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество».

Тема: «Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную…»

Цели: формировать нравственно-эстетические качества через общение с родной природой; развивать творческие способности, воображение, речь; развивать интерес к обычаям старины.

Октябрь

Тема: «Хлеб – всему голова»

Цели: познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; расширять словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.

Интегрируемая образовательная область:

«Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Познание».

Праздник «Осенины»

Цели: познакомить детей с жанром песен-осенин, с древним обычаем, обрядом, сопровождавшим окончание жатвы, уборки урожая; знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами осени; воспитывать интерес к народным традициям, песенному наследию предков.

Ноябрь

  1. Тема: «Матушка печка, укрась своих детушек»

Цели: знакомить с особенностями избы и бытом крестьян;  загадками о предметах быта; заучивание колыбельных песен; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура».

  1. Тема: Золотое веретено

Цели: знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном; учить работать в парах; расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха; развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».

Декабрь

  1. Тема: «Сошью Дуне сарафан»

Цели: познакомить с русским народным костюмом (мужская, женская); формировать понятия «праздничная» и «будничная» (домашняя) одежда; расширять словарный запас словами: штаны, рубаха-косоворотка, сарафан, сорочка; развивать творчество, интерес к прошлому.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка».

  1. Тема: Путешествие в прошлое одежды.

Цели: знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека; обогащать и активизировать речь детей; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к прошлому.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Художественное творчество».

Январь

  1. «Пришла Коляда, отворяй ворота…»

Цели: знакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; интерес к жизни  наших предков и их обычаям, традициям.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка».

  1. Играем в забытые детские народные игры.

Цели: знакомить с разными видами детских народных игр; разучить считалки; разучить старинные народные игры: «Платок», «Палочка-выручалочка», «Зеваха», «Горелки».

Февраль

  1. Тема: Из прошлого ложки.

Цели: знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога; развивать интерес к ремёслам наших предков.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Физическая культура».

  1. Тема: « Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»

Цели: закрепить умение перестраиваться в ходе выполнения упражнений, быть внимательными, соблюдать правила игры, развивать ловкость, совершенствовать различные виды ходьбы и бега, свободно бегать по залу.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура».

Март

1.Тема: «Весна, весна, поди сюда!»

Цели: знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

2.Тема: «Госпожа честная Масленица»

Цели: знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица); развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Апрель

  1. Тема: « Как у наших у ворот»

Цели: знакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и звучанию; обогащать словарный запас; развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка».

  1. Тема: «Весну закликаем»

Цели: познакомить детей с малыми формами фольклора – закличками; дать представление об их традиционном использовании и научить ими пользоваться.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Май

  1. Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Цели: формировать потребность в познании рукотворного мира; развивать связную речь.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура», «Художественное творчество».

  1. Развлечение: «Лето красное, звонче пой!»

Подготовительная группа

Месяц

Тема, цель

                интегрируемая образовательная область

Сентябрь

  1. Тема: «Как рубашка в поле выросла»

Цели: знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лён, кудель; воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».

  1. Тема: «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

Цели: знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением, плетением; активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свивать, вышивка;  загадки о прялке, веретене; закреплять полученную информацию в играх, вызвать у них чувство радости от результата своего труда.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Октябрь

  1. Тема: Народная игрушка – кукла - закрутка.

Цели: знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека; расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная, стригунок; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество».

  1. Праздник «Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь

  1. Тема: Народная игрушка – деревянная игрушка.

Цели: расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева; обогащать словарь: богородская, семёновская, потешный промысел; побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

  1. Тема: Путешествие в прошлое часов.

Цели: знакомить с историей прошлого часов; учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик; воспитывать уважение к труду человека-изобретателя, творца, созидателя.

Интегрируемая образовательная область: «Познание» «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».

Декабрь

  1. Тема: Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы, пословицы и поговорки.

Цели: знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами, пословицами, поговорками; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц; учить новые считалки, практически применять в игровых ситуациях; воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»

  1. Тема: Потешный промысел наших предков.

Цели: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную и деревянную; расширять словарный запас: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Январь

1.Тема: Рождество. Святочные гадания.

Цели: формировать представления о бытовании и формах проведения святочных гаданий, особенностях церковных песнопений; воспитывать познавательный интерес.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная». «Чтение художественной литературы», «Музыка».

2.Тема: Русский пряник.

Цели: познакомить детей с историей возникновения пряника, элементами технологии его приготовления, ввести их в мир философии народной « пряничной» традиции; учить относиться к любому делу с любовью, радением, дарить людям тепло своей души, быть благородным.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Художественное творчество».

Февраль

  1. Тема: «Светит, да не греет».

Цели: формировать представления о «прошлом» лампочки (костёр, факел, лучина,свеча, керосиновая лампа); обогатить словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи.

Интегрируемая образовательная область: «Познание»,

«Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

  1. Тема: «Смех, да веселье»

Цели: сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора; развивать творческое мышление.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Художественное творчество».

Март

  1. Тема: «Народная колыбельная песня»

Цели: закрепить и расширить представления детей о жанре народных колыбельных, различных их видах; вызвать доброжелательное отношение к людям и к животным, желание и умение успокоить младенца, убаюкать его.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

  1. Тема: «Широкая Масленица»

Цели: воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, продолжать знакомство с календарно-обрядовым праздником «Масленица», восстановить связь времён; познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка».

Апрель

  1. Тема: Путешествие в историю Древней Руси.

Цели: обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том как жили древние славяне; формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей; вызвать у детей интерес к истории возникновения России; развивать связную речь детей, обогатить словарный запас; закрепить знания пословиц и поговорок о Родине.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

  1. Тема: «Великий праздник – Пасха»

Цели: знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, её обычаями, традициями; ввести в словарь новые слова и их значение; развивать творческие способности; воспитывать уважение к народным традициям.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Май

  1. Тема: « На печи лежим, сказку слушаем»

Цели: на примере знакомых сказок учить видеть добро, зло, отличать правду и вымысел; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».

  1. Тема: «На золотом крыльце сидели…»

Цели: знакомить с устным народным творчеством: загадками, пословицами, поговорками, закличками; воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Список литературы

1. Ботякова О.А. «Солнечный круг: детский народный календарь», СПб., Детство-Пресс, 2004г.

2. Ватаман В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры», Учитель, 2008г.

3. Ворошилова О.В. «Русские фольклорные традиции», Учитель, 2007г.

4. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России», М., Аркти, 2003г.

5. Зеленова Н.Г. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», М., Скрипторий, 2003г.

6. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Учитель, 2012г.

7. Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», м., Аркти, 2005г.

8. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., Детство-Пресс, 2000г.

9. Николаева С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту», СПб., Детство-Пресс, 2009г.

10. Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет», Учитель, 2012г.

11. Тихонова М.В. «Красная изба», СПб., Детство-Пресс, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

« Приобщение детей к национальному наследию русской православной культуры»

Самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно леп...

Приобщение детей к национальной культуре народов мира. Новруз байрам.

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Социално -коммуникативной. Задачи: Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.  Развитие способности к толерантному общению, к кон...