Приобщение детей к национальной культуре через народную игру
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Буракова Валентина Сергеевна

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.

Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личностного развития, равнозначно закладыванию сильной иммунной системы, которая поможет противостоять влиянию культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_natsionalnoy_kulture.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

(выступление на методическом объединении воспитателей логопедических групп)

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.

Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личностного развития, равнозначно закладыванию сильной иммунной системы, которая поможет противостоять влиянию культуры.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего детства у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Корни этих влияний – в языке, национальных песнях, танцах, народных играх.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, но и как неисчерпаемый источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. В разнообразных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки.

В игре удовлетворяется детская жажда физического действия, душевного общения и представляется обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.

Народные игры – забавы, словесные игры используются в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятиях как физкультминутки. Чтобы собрать внимание детей часто использую такую словесную игру «Ай, туки, тики, тику»… Эта игра развивает у детей и чувство ритма. А игры-забавы «Пальчик - мальчик», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик…» включаю в занятие как физкультминутки. Они помогают детям отдохнуть, отвлекают от всего того, что их омрачает.

Так, игры – забавы с пальчиками не только поднимают эмоциональный настрой детей, но и вносят разнообразие в привычную обстановку, развивают мелкую моторику кисти рук.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка. Особенностью пальчиковых игр является их одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка: он общается со взрослыми и с детьми, развиваются речевые центры, ибо игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмового текста. Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга – слуховые, зрительные.

Таким образом, пальчиковые игры, образно говоря, приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, зачинами, жеребьевками, потешками.

Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на  выбор водящего, на безоговорочное и точное выполнение правил. Например, ребенок выкрикивает: Собирайся, народ!

                                        Кто в ловишки играть идет!

или                                        Приглашаю детвору,

                                        На веселую игру!

И желающие играть быстро собираются вокруг него.

А чтобы выбрать водящего дети используют заранее заученные считалки. Ритмичность, напевность или скандирование считалки организуют детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Наши предки знали, что мастерство приходит не сразу, и поэтому большое внимание уделяли обучению через игру. Подтверждение этому находили в песнях, в которых используют движения, имитирующие трудовые операции. Так, в игре «Уж я сеяла ленок», «Мак маковистый»… дети не только выполняют танцевальные движения (хоровод), но и показывают движениями рук и туловища, как совершаются трудовые действия.

Известно, что в народе не говорят «поем песни», а говорят «играем», так как каждая песня, прежде всего хороводная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные игры – песни пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Это пробуждает воображение, развивает музыкальные способности детей и художественный вкус.

Дети с удовольствием инсценируют простое содержание сюжета в хороводах «Заинька», «У Маланьи у старушки»…

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например: закрепляем представления о цвете в игре «Краски». В младшей группе дети загадывают только основные цвета, а старшие загадывают и их оттенки.

Знания о птицах закрепляются в игре «Ай да птица!», когда ребенок, произнеся слова, должен в конце назвать птицу, следующий, получив Камешек от предыдущего, опять же говорит слова, но называет другую птицу. Нужно напрячь память, чтобы вспомнить птицу, быть внимательным, чтобы не пропустить ход.

Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и    сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

Сценарий открытого показа НОД по физическому развитию на тему: «Приобщение дошкольника к национальной культуре через народные подвижные игры»

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, пос...

Проект "Приобщение детей к русской культуре через народные игры"

В наше время высоких технологий, мы всё реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспит...