Исследовательский проект «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой, и  практическое  применение  детьми полученных знаний и  умений  в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе искусственно созданной модели «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirode.odt19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Инжавинский детский сад «Берёзка Тамбовской области

                 Исследовательский проект   «КРУГОВОРОТ ВОДЫ

                                               В ПРИРОДЕ».

                                             

                                                                                              Автор проекта:                    

                                                                          Корташова Наталия Николаевна.

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой, и  практическое  применение  детьми полученных знаний и  умений  в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе искусственно созданной модели «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

   В природе частицы воды постоянно путешествуют между сушей, морем и небом. Это явление называется круговоротом, или циклом, воды. Вода в океанах, реках, озерах и лужах нагревается солнцем и испаряется. Водяной пар поднимается вверх, в атмосферу, и охлаждается. Здесь он превращается в крошечные капельки воды, которые выпадают на землю дождем или снегом. Реки возвращают эту воду в моря, откуда она спустя какое-то время снова испаряется и попадает в атмосферу.

    Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь мира, который его окружает. Для него всё впервые: куда исчезают сугробы? Как дождь попал на небо? Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознано правильного отношения детей к объектам природы, и исследования их.

Цель:  познакомить детей подготовительной группы с движением воды в природе.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей устанавливать простые связи между явлениями природы.
  2. Развивать у дошкольников познавательный интерес во время наблюдений.
  3. Формировать умение создавать систему знаков и применять её.  
  4. Расширять словарный запас, учить делать выводы.
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: круговорот воды.

Гипотеза: можно ли в бытовых условиях увидеть круговорот воды?

Вид проекта: среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.

Сроки реализации: с 15 июля по 15 августа.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;              Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;        Повышение уровня информативности родителей о деятельности ДОУ.

Форма проведения: наблюдения, беседы, игры, занятия, экспериментальная деятельность, творческая, придумывание историй о путешествии капельки, изготовление модели, папки - передвижки.

1этап (подготовительный)

  • Сбор информации, анализ методической литературы по теме проекта с целью определения уровня знаний детей и информирования родителей.
  • Подборка и изготовление  дидактических пособий с целью поднятия творческой активности детей и пополнения предметно-развивающей среды группы.

2этап (основной)

Занятия

  • «Свойства воды - вода растворитель»                                                     Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
  • «Вода – источник жизни»                                                                        Цель: показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
  • «Вода вокруг нас, какая она?»                                                      Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства воды. Помочь понять детям,  в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с видами водоемов.
  • «Такая разная вода!»                                                                      Цель: закрепить у  детей умение отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

 Игры-эксперименты

  • «Что увидим через воду?»                                                                           Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.
  • «Водяной фильтр»                                                                                  Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
  • «Тонет, не тонет»                                                                                Цель: показать, что вода выталкивает более легкие предметы.
  • «Подводная лодка »                                                                          Цель: познакомить детей со свойством соленой воды.
  • « Можно ли склеить бумагу водой?»                                                   Цель: познакомить с клеящим свойством воды.
  • «Есть ли у воды вкус?» и «Чем пахнет вода?»                                           Цель: знакомство детей со свойствами воды, а именно, что вода приобретает вкус или запах того вещества, которое в него добавлено.
  • «Испаряется ли вода?»                                                                                Цель: познакомить со свойством превращения воды в газ.

Наблюдения

  • Наблюдение за дождём, туманом, росой, градом, лужей.                                                Цель: знакомить с многообразием форм воды,  встречающихся  в природе.

Художественное творчество

  • Рисование на тему: «Разные дожди»                                                                              Цель: дать представление о многообразии дождей  (моросящий, ливневый, грибной, грозовой, косой)                                                                                    
  • Конструирование поделок из бумаги и природного материала. Цель: для  игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки).
  • Лепка водных обитателей ( рыбки, лягушки, улитки)                                  Цель: развитие моторики пальцев рук.

Беседы

  • «Вечная слава воде»                                                                              Цель: уточнить важность и необходимость воды в жизни всего живого.
  • «Где можно встретить воду?»                                                                           Цель: закрепить знания детей, где и в каком виде можно встретить воду.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в царство воды», «Путешествие на пароходе».                                                                                                                   Цель: создание радостного настроения.

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?», «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки».                                                                                       Цель: развивать у детей воображение, речь.

Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу»,  «Море волнуется».                                                                                                                Цель: развивать двигательную активность детей, самостоятельную организацию подвижных игр.

Изучение энциклопедий, отгадывание загадок о воде, дожде; копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях; чтение рассказов, экологических сказок:«Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой, «Хотела  галка пить» Л.Н.Толстой; просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды»                                                                                                      Цель: расширять кругозор, развивать логическое мышление детей.

Трудовая деятельность:

«Мы – друзья природы» (протирание крупных листов, опрыскивание мелколистных цветов, полив растений в группе и на участке)            Цель: прививать  любовь к труду, воспитывать эстетическое восприятие.

3 этап (завершающий)

  • Викторина «Что мы знаем о воде?»                                                                              Цель: закрепить полученные  знания.
  • Апробирование модели: «Круговорот воды в природе»                                           Цель: доказать опытным путём движение воды и переход её из одного агрегатного состояния в другое.
  • Презентация «Круговорот воды в природе»                                                        Цель: систематизировать знания о движении воды.

 Результативность:

Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды.

Родители оказывали  помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали папку-передвижку  на тему: "Путешествие Капельки"; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении.

Воспитатели  разработали  конспекты занятий, целевые  беседы  и наблюдения;  составили  картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе»; сконструировали  искусственную модель в бытовых условиях.

 Вывод:  

Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение-круговорот воды можно получить в бытовых условиях.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера», 2005.
  4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом - Творческий центр. - М., 2001.
  5. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.
  6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М., 2011.
  7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - 3-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край

После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули  на создан...

познавательно-исследовательский проект "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

   Создать условия для постижения дошкольниками новых естественнонаучных понятий  через практическое освоение  темы (с помощью наблюдений и опыта дети  смогут проследит...

Исследовательский проект «Круговорот воды в природе»

Исследовательский проект «Круговорот воды в природе»    Цель: Выяснить что такое круговорот воды в природе....

Исследовательский проект "Круговорот воды в природе"

Знакомство детей с движением воды в природе через наблюдения, эксперименты, занятия....

Исследовательский проект "Круговорот воды в природе"

Создание условий для формирования у детей готовности изучать окружающий мир, совместно с родителями, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Проект представляли в районном конкурсе...

Исследовательский проект «Круговорот воды в природе» для детей 5-6 лет

В готовой исследовательской работе дошкольника представлено описание опытов, проведенных ребенком с родителями и направленных на изучение круговорота воды в природе. Воспитанник детского сада изучает ...

Исследовательский проект "Круговорот воды в природе"

Расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой....