НОД на тему : «Храм — дом Божий»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванашкина Наталья Анатольевна

Знакомство детей с православным Храмом, его значением в жизни православных христиан; православными традициями. Обогащение словарного запаса детей понятиями духовно- нравственной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД на тему : «Храм — дом Божий»

Цель: Знакомить детей с православным Храмом его значением в жизни православных христиан; православными традициями; обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной культуры.

Программные задачи:

 

Образовательные:

Дать представление о храме как о Божьем доме.

Закреплять умение внимательно слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.

Познакомить детей с православными храмами родного города. Рассказать о храме как о доме Божием.

Развивающее:

Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира.

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту.

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственно- патриотические чувства любви к Родине, к своему краю, к семье, к церкви

Воспитывать старательность, усидчивость. 

 Воспитывать в себе чувство ответственности за свое поведение в обществе.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с необычными строениями нашего города.

В этом мире нам хорошо, до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти…

Воспитатель. Я думаю, вы сможете ответить сами, прослушав загадку.

Этот дом — не просто дом:

 Он красивый и с крестом.

Золотые купола, Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом.

По утрам и вечерам.

Это православный (Храм).

2. Беседа о храме.

    Воспитатель: - Храм — место особого Божиего присутствия, место, куда люди идут помолиться вместе, пообщаться с Богом

- Как  еще  по-  другому  называют  храм?  (Храм  по  другому  называют  - церковь).    Церковь  -  это  особый  дом,  посвященный  Богу.  В  ней  пребывает благодать  -дух  Святой,  который  подается  нам  через  совершающих богослужение священнослужителей.     Храм – это дом Божий, дом молитвы. Люди приходят в храм молиться и разговаривать с Богом. Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек,  посмотрев  на  изображения  Библейских  историй, сразу  мог понять,  о чем  рассказывает  дом  Божий. На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл. ( Показывается иллюстрация (Наглядные материалы из набора «Добрый мир»))

3.Чтение стихотворения «Храм» и показ иллюстраций (Хрестоматия 3,сс.49-50) и Наглядный материал «Добрый мир»(Ил.№№1.6).

 Мы по улице идём,        

На пригорке видим дом.

Не похож на все дома:

В небо смотрят купола.

Крест сияет ярко-ярко,

 И на сердце жарко-жарко.

В небе музыка поет,

Колокол зайти зовёт.

Мы заходим в этот дом,

 Как красиво в доме том!

 Я спросил   тихонько: «Чей он?»

И услышал «Божий дом».

Есть название у дома:

Называется он: храм.

И приходят в него люди

В воскресенье по утрам.

4.Рассказ воспитателя « Как отличить  храм от других сооружений?»

Воспитатель. Издавна храмы строили в самых красивых местах.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? Рассмотрим рисунки (Хрестоматия 3,стр.49,50,53,54,55)

 - Как узнать православный храм? (У него есть купол, на котором находится крест)

 -Да, здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, где люди спасаются от жизненных бурь. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом.

Прослушивание аудиодиска «Добрый мир» (Колокольный звон,№54)

Дети что мы слышим? (звон колоколов)

-Что вы ощутили, когда слушали звон колокола? (ответы детей)

- Для чего над входом в храм обычно строится колокольня - башня, на которой висят колокола? (колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность)

Воспитатель:- Существует очень много храмов, они все разные по архитектуре, росписи, отличаются индивидуальной красотой.

5.Физкультминутка.

 А сейчас мы с вами, как строители построим новый храм.

Тук-тук молотком тут и там                                         Дети имитируют стук молотка.

Дети строят новый храм

Молоточком по гвоздикам застучали,                     Повернулись вправо — влево

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо –                                           Руки вверх – вниз

Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром                                                Имитация ходьбы

Он покрасит новый храм.                                              «Красят» плавные движения руками.                                                                      

 6. Виртуальная экскурсия по православным храмам города Дубны

-Ребята, как называется город в котором мы живем? ( Дубна)

-А  в нашем городе есть церковь? ( Ответы детей)

- В нашем городе не одна церковь, а несколько церквей. Сейчас мы отправимся в виртуальную экскурсию по православным храмам нашего  города. (показ презентации) .

1.Церковь Похвалы Богородицы в Ратмино

2. Церковь Рождества Иоанна Предтечи

 3. Храм Смоленской иконы Божией Матери

4.Церковь Пантелеимона Целителя

 5. Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших

7.Рефлексивный момент «Как вести себя в храме».

Воспитатель: -Что должны помнить о внешнем виде девочки и мальчики входя в храм? (Девочки должны покрывать голову и быть одеты в платье с длинными рукавами ,или в блузку с юбкой.   Мальчики надевают брюки и рубашку с длинными рукавами, без головного убора. Вся одежда должна быть чистой и опрятной)

- Перед тем как войти в храм, что нужно сделать? (перекреститься)

- Что нужно сделать войдя в храм? ( поклониться алтарю, приложиться к главной иконе или святыне храма)

- Какие правила нужно соблюдать, находясь внутри храма? (Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.)

-Необходимо помнить, что хорошее поведение любит Господь, и люди уважают тех, кто ведет себя достойно.

8. «Белый голубь-символ мира и веры». Творческая мастерская.

 Воспитатель:-Сейчас я предлагаю вам занять места за столами.( На столах заготовки голубей из бумаги)

- Дети, а кто мне скажет, какая птица является символом мира и веры? (белый голубь)

-Ребенок читает стихотворение:

Люди на улице

Подняли головы:

Голуби, голуби,

Белые голуби,

Шумом их крыльев

Город наполнен,

Людям о вере

Голубь напомнил.

Воспитатель: -Эту нежную птицу держит в руках сам Господь, желая нам надежды, любви, мира и веры. Посмотрите, и к вам прилетели ваши голуби, которые желают вам здоровья и всего самого доброго. Они такие нежные, но сейчас мы с вами сделаем их еще красивее.

(Продуктивная деятельность - дети украшают заготовки голубей бисером, стразами и другим бросовым материалом по желанию)

-Посмотрите, какие красивые голуби у нас получились!

9.Итог.

Воспитатель: - Ребята, так что же такое Божий храм?(Божий дом)

 –А что люди делают в храме ?(Молятся, разговаривают с Богом)

-Какие храмы нашего города вы запомнили? ( Ответы детей).

-Дети, посещайте храм Божий, делайте добрые дела.  Творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированной прогулки-экскурсии в храм Покрова Божией Матери, приуроченный к православному празднику Пасхе. (Для старшей, подготовительной группы)

Составленный конспект поможет организовать посещение православного храма в течении пасхальной недели, как одного из мероприятий воспитывающих   интерес к культурнуой традицию русского народа. Зде...

Конспект комбинированной прогулки-экскурсии в храм Покрова Божией Матери, приуроченный к православному празднику Пасхе. (Для старшей, подготовительной группы)

Составленный конспект поможет организовать посещение православного храма в течении пасхальной недели, как одного из мероприятий воспитывающих   интерес к культурнуой традицию русского народа. Зде...

Презентация на тему: "Храм святых апостолов Петра и Павла"

Презентация на тему: "Храм святых апостолов Петра и Павла"...

Храм- дом Божий.

laquo;Храм – дом Божий»Цель: Знакомить детей с православным храмом его значением в жизниправославных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной ку...

Посещение Храма Покрова Божьей матери

Знакомство детей с православной церквью...

Сотрудничество с храмом Покрова Божией Матери .

Беседа с отцом Мирославом на тему "что такое добро"...

Пластилинография на тему: "Пасха" для детей шестого года жизни. Изготовление праздничной открытки на тему: « Храм».

Пластилинография на тему: "Пасха" для детей шестого года жизни. Изготовление праздничной открытки на тему: « Храм». Пошаговая инструкция с фото.Данный мастер-класс будет пол...