эксперименты в нашей ЛАБОРАТОРИИ -Радужная Академия Увлекательных Наук
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Цель: посредством   поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Образовательные задачи: Учить использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента.  Учить детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы

Развивающие задачи: Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения. Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Воспитательные задачи: Воспитывать правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности.

Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сентябрь 2021год310.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ?КАК?БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ?

Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает-не бывает?» возникают у любознательных детей. Ответит на них поможет воспитатель Е.С. Донченко- руководитель кружка «Радужная Академия увлекательных наук».

Ведь исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге, познавательных интересов ребенка. С началом нового учебного года педагог с ребятами вновь занимается исследованиями и экспериментами. На занятии у детей есть возможность самостоятельно проводить опыты, рассказывая и описывать потом свои результаты и наблюдения, а так же происходит развитие аналитического типа мышления у детей и что не менее важно для детишек логопедической группы- совершенствуется речевые навыки, происходит активное обогащение словарного запаса специальными терминами. Педагог следит, что бы каждый воспитанник ощутил значимость проводимой ими исследовательской работы, испытывать положительные эмоции от проведения опытов.

Фото

Дата публикации — 19.09.2021

Автор — Донченко Е.С.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Предварительная работа: беседы о правилах безопасного поведения во время экспериментирования, рассматривание с/к «Дети в лаборатории»; изучение свойств (в процессе экспериментирования на занятиях кружка «Лаборатория почемучек») пищевой соды, лимонной кислоты, жидкого мыла, пищевых красителей, молока и растительного масла.

Оборудование: ватные палочки, стаканы высокие, тарелки одноразовые глубокие, большой поднос, макет «вулкана », воронка, пинцеты, сода пищевая, пищевой краситель, шипучие таблетки витамина С, жидкое мыло, раствор лимонной кислоты; молоко, растительное масло, вода; колокольчик, цветные карандаши, мольберт, схемы опытов.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Под звон колокольчика:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй:

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа-друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете.

Давайте поздороваемся с гостями:

Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Динь, день! Динь, день! Не проспите новый день!


Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили

Динь, день! Динь, день! .Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.

Динь, день! Динь, день! Всем доброе утро!

Стук в дверь (приносят посылку)

Посмотрите, ребята, нам пришла посылка от Маши и Медведя. Давайте откроем её и посмотрим, что же внутри посылки. Вот и записка (читаю): «Здравствуйте, ребята, у нас с мишкой есть: (выставляю на стол) растительное масло, молоко, лимонная кислота, сода,  жидкое мыло, пищевые красители. Мы бы хотели узнать свойства этих жидкостей и веществ, но как это сделать не знаем. Помогите нам, ребята, пожалуйста. Мы поможем Мишке и Маше?

 Воспитатель:А чтобы помочь нашим друзьям нам нужно превратить группу в исследовательский институт, а мы с вами превратимся в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших . Давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей:

 - Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку. (Саша)

Воспитатель: Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлом. 

Есть математики - они изучают числа.

Мы сегодня будем изучать химию.

-Ребята, а вы знаете, что такое химия?

Ответы детей:

-Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим. (Алексей)

-В жизни химия нужна, как предмет она важна.

Что химия – волшебница, знают все на свете,

Ждут многого от химии и взрослые и дети.

Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать. (Лёва)

Воспитатель: Но я хочу вас предупредить, что «в химической лаборатории есть много реактивов - они все очень разные опасные и нет, с ними обращаемся всегда мы осторожно, и правило простое знаем все на«5» Без разрешения взрослого в руки никогда и ничего не брать! »

-Давайте хором повторим правило исследователей. Молодцы!

-Ребята, так чем мы будем сегодня с вами заниматься?

-Опыты, эксперименты.

-Чтобы отправиться в научную лабораторию, нам нужно одеть специальную форму.

- А сейчас каждый сотрудник занимает своё место. (дети проходят к столам)

Опыт №1 «Лавовая лампа»

Воспитатель: для опыта нам понадобятся: высокие стеклянные стаканы, вода, пищевые красители (жидкие), растительное масло и шипучие таблетки витамин С. Ребята, как вы думаете, что будет, если налить масло в воду?». Ответы детей.

Предлагаю провести эксперимент и узнать, что же произойдет если вылить воду в высокий стакан и добавить немного масла.

Переходим непосредственно к эксперименту.

  1. Ребята, налейте в стакан воды до красной линии (вода в стакане какая?-чистая, прозрачная), добавьте каплю пищевого красителя (любой цвет) (что произошло с водой?), а теперь до следующей линии налейте в стакан растительное масло. Понаблюдайте, что же произошло, что у нас внизу, что вверху? (дети) Мы видим, что подкрашенная вода опустилась   на низ стакана и с маслом не смешивается. После обсуждений делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности.

 А теперь добавляем в стакан при помощи пинцета одну часть таблетки витамина С  и наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!

 Почему так происходит?

Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бокал с маслом немного воды, то она опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видем как шарики масла бурлят в жидкости.

Воспитатель: Ребята, давайте при помощи цветных карандашей нарисуем схему нашего опыта для Маши и медведя.

А сейчас физкультминутка для маленьких ученых:

Нужно отделить рис от манки и пуговицы от скрепок.

Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться.

А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике.

( На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, пинцет, миски, пустые коробочки для пуговиц и скрепок

Дети с помощью сита  отделяют рис от манки, с помощью магнитов отделяют пуговицы от скрепок. 

Затем отвечают на вопросы воспитателя.

- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?

-Манная крупа очень мелкая, поэтому она просыпалась сквозь сито.

- Почему вы решили воспользоваться магнитом?

-Пуговицы пластиковые, они остались в коробочке, а скрепки металлические- магнит притягивает всё металлическое.

Опыт №2. «Извержение вулкана ».

- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана ».

Для опыта нам понадобятся: пищевая сода, лимонная кислота, пищевые краски, вода и жидкость для мытья посуды.

-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы) .

- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

 А в этом опыте мы попробуем получить  углекислый газ.

-Что такое углекислый газ?

-Углекислый газ находится вокруг нас, он не имеет цвета и запаха; попадает в воздух при дыхании живых существ и горении.

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое или жидкое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкое мыло?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют руки.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

- Начинаем наше исследование. Саша в жерло нашего «вулкана» поместит сухую соду. Лёва добавит пищевой краситель. Алексей вольет жидкое мыло. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. (растворяю гранулы лимонной  кислоты в воде) Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)

-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкого для мыла и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Физкультминутка. (с движениями)

- Что такое химия? Химия – наука,

Мы ее изучим без труда и скуки.

Если будет сложно – унывать не станем,

Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.

Мы изучим свойства всех веществ вокруг,

Опыты поставим – это сложный путь.

Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:

- Все вопросы сложные в жизни мы решим! Эмир Ч.

Воспитатель: Рисуем схему нашего опыта для Маши и медведя.

Опыт №3. «Рисование на молоке».

Воспитатель: из продуктов, которые были в посылке осталось молоко.

- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».

-Здесь мы сможем проследить действие жидкого мыла.

Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкое мыло.

- Что такое молоко?

- Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

-Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе.

Сели удобно за столами. Приготовились.

-Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем аккуратно пищевые красители и капаем по несколько капель разных цветов в молоко. Что происходит? (Ответы).

-Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки.

Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в жидкое мыло и опускаем в центр тарелочки.

Что мы видим?

Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит (Версии ответов детей).

Давайте сделаем вывод:

- Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира и приводит их в движение, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.

Воспитатель: рисуем схему и этого опыта.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории. При помощи наших экспериментов мы объяснили Маше и Мишке свойства веществ и жидкостей, которые они нам прислали. Мы передадим нашим друзьям схемы сегодняшних опытов. (Схемы опытов складываются в конверт)

-Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Давайте подведем итоги. –

Что мы узнали нового? (Ответы) .

-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы) .

-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,

-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.

Ну, что же ребята, вы сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова :

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в ребяток превратились!

-И мы снова стали ребятами подготовительной группы.

Ребята, всем спасибо за помощь! На память о сегодняшних экспериментах я дарю вам памятные медали.

- Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку.

- Что такое химия? Химия – наука,

Мы ее изучим без труда и скуки.

Если будет сложно – унывать не станем,

Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.

Мы изучим свойства всех веществ вокруг,

Опыты поставим – это сложный путь.

Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:

- Все вопросы сложные в жизни мы решим!

-В жизни химия нужна, как предмет она важна.

Что химия – волшебница, знают все на свете,

Ждут многого от химии и взрослые и дети.

Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать. (Лёва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАУК"

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миромподготовительная к школе ...

КОНСПЕКТ НОД по правилам ПДД в подготовительной группе. «Случай в «Академии пешеходных наук»»

Закрепить знания детей о дорожных знаках, расширять словарный запас по дорожной лексике, воспитывать дисциплину и ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих, потребность в соблюден...

кружок "Академия математических наук"

дополнительные задания по математике...

Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»

Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»...

Радужная Академия Увлекательных Наук -тема-МИКРОСКОП

Цель: дать представление о микроскопе.Задачи:познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения c микроскопом;учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопо...

Радужная академия Увлекательных Наук_март 2022г.

Под моим руководством  мальчики и девочки провели простые в исполнении эксперименты с использованием специальных материалов и веществ. Ребята были в восторге от опытов! Такие познавательные занят...