ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ «МЫ ПОЗНАЁМ МИР ПРИРОДЫ»
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Аннотация. В статье представлена краткая разработка познавательных занятий по формированию первичных представлений об окружающем мире природы.   

 Ключевые слова: познавательные занятия, мир природы, знания, результат, дошкольники старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

«МЫ ПОЗНАЁМ МИР ПРИРОДЫ»

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

                                                                                                         

           Многие выдающиеся зарубежные, русские мыслители и педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Процесс образования рассматривался с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы. Ж.– Ж. Руссо призывал к созданию условий, в которых, в соответствии с законами природы, могли бы развиваться задатки детей, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать, он не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучить науку, а выдумает ее. Если, когда – нибудь вы, замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения» [2, с. 254].

Педагог К.Д. Ушинский считал природу важным средством воспитания и отмечал, что: «Духовное развитие, духовное воспитание человека… совершаются не одной школой, но, несколькими, великими воспитателями: природой, жизнью, наукой…» [2, с. 251]. К.Д. Ушинский считал, что природа позволяет приучить ребенка к логичности мышления и «…логика природы самая доступная и самая полезная для детей. Логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы» [1, с. 258].

Отметим, что в «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Н. Николаевой основная цель работы с детьми – формирование основ экологической культуры – «базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие» [4, с.50].

В связи с этим ученые – педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (И.Д. Зверев, В.С. Шилова, Г.В. Платонов, Н.Ф. Березина, А.А. Вербицкий, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности.

И это закреплено документально в следующих документах: Экологическая доктрина (2002), «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, 2012).

По нашему мнению, прежде всего детям на всех возрастных ступенях нужно дать экологические знания о природе, сформировать «у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и окружающим объектам» [3, с.6], которые его окружают, которые он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка сформируется система этих знаний. Дети сами смогут объяснить свое поведение в природе, смогут понять объяснения взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ; оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека. Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. В дальнейшем это поможет ребенку ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, осознанно относиться к природе и принимать правильные решения.  Наши познавательные занятия естественнонаучной направленности «Мы познаем мир природы» позволяют сделать это.

Цель занятий: Формирование у детей знаний, умений, навыков осознанно-правильного, бережного отношения к окружающему миру природы.

Задачи.

Обучающие:

1. Дать представление о природе, об окружающем мире, элементарные научные представления о взаимосвязях в природе.

2. Обогащать словарный запас, обучать повествовательной речи (пересказывания, составление диалога).

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы; познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие личности ребенка; развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения.

2. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира.

3. Совершенствовать творческие способности, мышление, умение думать самостоятельно, логично и последовательно.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; освоение элементарных правил поведения в природе.

2. Формировать положительную самооценку, потребность в самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, выдержку, умение доводить начатое дело до конца), потребность в здоровом образе жизни.

3. Формировать умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать.

Предлагаем ознакомиться с основными разделами и темами познавательных занятий [5, с. 102] из таблицы 1.        

Таблица 1. Основные разделы и темы занятий

для детей 5-6 лет

для детей 6-7 лет

1.

«Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека» (Видимые явления Вселенной. Планета Земля. Значение воды, воздуха, почвы их свойства. Камни. Характерные явления неживой природы.)

1. «Мы живем на планете Земля» (Земля – планета Солнечной системы. Водные просторы Земли. Вода в природных явлениях. Значение воды. Воздух. Полезные ископаемые. Неживая природа.)

2.

«Многообразие растений и их связь со средой обитания» (Растения на участке детского сада.)

2. «Континенты и географические зоны Земли» (Африка. Пустыня. Растения пустыни. Арктика и ее обитатели. Австралия и ее обитатели. Жизнь в горах.)

3.

Многообразие животных и их связь со средой обитания (Домашние и дикие животные. Птицы. Декоративные животные. Удивительные животные. Как растут животные.)

3. Леса и их обитатели (Лес в разное время года. Этажи леса. Хвойный лес и его обитатели. Тропический лес и его обитатели. Лес в жизни человека. Что угрожает лесу и его обитателям.)

4.

«Рост и развитие растений и животных, связь со средой обитания». (Растения. Животные: птицы, млекопитающие.)

4. «Жизнь и многообразие растений». (Деревья. Травянистые, дикорастущие, культурные растения. Кого кормят растения.)

5.

«Жизнь растений и животных в сообществе» (Лес как экосистема. Тайга как экосистема. Тропический лес как экосистема. Пруд (озера) как экосистема. Море как экосистема. Луг, степь как экосистема.)

5. «Жизнь и многообразие животных».  (Растительноядные, хищные животные. Быстробегающие, лазающие, быстро плавающие, летающие животные. Птицы. Домашние животные. Декоративные животные. Удивительные животные. Как растут животные.)

6.

«Взаимодействие человека с природой» (Человек – живое существо. Как человек использует, охраняет природу. Правила взаимодействия с природой. Мои добрые дела в природе. Природу нужно беречь. Природа нашей страны.)

6. «Россия – моя страна». (Наша страна на карте. Природа нашей страны. Достопримечательности природы в Санкт-Петербурге и окрестностях. Природу нужно беречь. Правила взаимодействия с природой. Мои добрые дела в природе.)

В процессе реализации занятий используются различные методы и формы обучения:

- наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентация);

- словесные методы: рассказ (педагога или детей), беседа, чтение художественной литературы;

- игровые методы (дидактическая игра, малоподвижные игры, интерактивные игры, воображаемые ситуации с ролями, «экскурсии»);

- практические методы (диагностическое занятие; элементарные опыты, экспериментирование).

Одной из отличительных особенностей занятий является гибкость содержания деятельности в соответствии с динамикой развития познавательных и творческих способностей учащихся, их индивидуальными особенностями, образовательными потребностями и интересами. Работа на занятиях способствует развитию в детях познавательно-исследовательского интереса. Так же на занятиях используются авторские интерактивные познавательные игры по всем темам, что способствует лучшему освоению детьми материалов познавательных занятий, повышению эффективности образовательного процесса.

Мы убеждены, что по освоению наших занятий у детей будут отмечаться следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Результаты по реализации занятий

дети 5-6 лет

дети 6-7 лет

Предметные результаты

- ребенок обладает начальными знаниями об окружающем мире;

- сформированы представления о своеобразии природы своего города, округа, региона;

- умеет анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе;

- сформировано понимание, что человек - часть природы, что в природе существует взаимосвязь всех живых объектов с окружающей средой.

-  знает элементарные правила безопасного поведения в природе.

- имеет представления о возникновении нашей планеты, жизни на Земле;

- сформированы четкие представления о живой и неживой природе;

- имеет представления об основных группах животных и растений, о среде их обитания, этапах развития.

- понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений;  

- сформировано понимание влияния природы на здоровье человека.

Метапредметные результаты

-  обладает умением исследовать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- сформировано понимание, что человек - часть природы, что в природе существует взаимосвязь всех живых объектов с окружающей средой.

- умеет соотносить представителей животного мира со средой обитания;

- умеет классифицировать растения по видам, знать их признаки, этапы роста;

- умеет объяснять некоторые природные явления.

Личностные результаты

- способен сопереживать окружающему миру, беречь его. делает выводы о том, как человек может беречь природу;

- проявляет посильную заботу о природе.

- ребенок проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к окружающей его природе;                                                                                                                                                

- сформированы навыки правильного и безопасного поведения в окружающей природе;

- сформировано понимание важности осознанно-бережного отношения к природе.

Стоит отметить, что и родители обучающихся, интересуясь содержанием познавательных занятий, вместе с детьми, приобщаются к познанию мира природы, становятся более внимательны к проблемам окружающего мира, имеют представления о безопасном взаимодействии человека с окружающей его природой.

При организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или одарёнными детьми возможно проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, содержание которых определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению материала) в достижении необходимого образовательного результата.

Вывод.  Такие занятия помогают заложить основы творческой любознательной личности, научат детей понимать взаимосвязи, взаимодействия человека с окружающим миром. Научат не только понимать, но и прочувствовать мир природы

                           

Список литературы

1. Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. — 1948. Режим доступа:

http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,252;fs,0/ - (дата обращения: 24.02.2023).                                                                                                                                                              

            2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989.- 419 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-61771654_8426 - (дата обращения 24.02.2023).                                                                                            

            3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: для работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с.

           4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. — 208 с.

           5. Я познаю мир природы!: 47 развивающих занятий для детей 5-8 лет / С.Н. Николаева.  - М.: Изд-во Билингва, 2018. – 104 с.                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательно - исследовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста". Тема открытого занятия: «Экспериментируем, познаём…» Воспитатель: Кузьмичёва Елена Фёдоровна, МБДОУ детский сад №2 "Сказка", п Некрасовское, Ярославской области

Разработка итогового занятия в старшей группе детского сада работы в детской лаборатории "Хочу всё знать".  Конспект, презентация, используемые мнемотаблицы. Использованная в разработке лите...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРИРОДА И Я – ОДНА СЕМЬЯ. СТАНЬ ДРУГОМ ПРИРОДЫ».

Помочь детям осознать своё отношение к природе; понять, почему к ней надо бережно относиться и в чём это может выражаться; дать представление о нравственной стороне отношения к природе. Познаком...

Проект по познавательно - сенсорному развитию « Познаём мир, играя».

     Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлени...

Познавательное занятие «Эколята – молодые защитники природы»

Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о животных, формирует познавательный интерес к изучению окружающего мира....

познавательное занятие по ОБЖ " У природы нет Плохой погоды"

Правила поведения  во время грозы и ливня. Викторина....

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...