Проект : "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Анисимова Наталья Ивановна

Проект в средней группе «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель

группы.

Срок реализации проекта: 2 недели (краткосрочный )

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического

воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в

период дошкольного детства происходит становление человеческой личности,

формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в

детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь

окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_zimuyushchie_ptitsy.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель

группы.

Срок реализации проекта: 2 недели (краткосрочный )

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического

воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в

период дошкольного детства происходит становление человеческой личности,

формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в

детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь

окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы » выбрана не случайно. Ведь именно птицы

окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года

доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.

Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие

птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями,

должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их

повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного,

бережного отношения к ним.

Задачи:

 Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

 Расширить представление детей о жизни зимующих птиц нашего города.

 Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей

воспитанников.

 Провести наблюдение за поведением и питанием зимующих птиц.

 Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Реализацию проекта осуществила в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

 Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

 Создание необходимых условий для реализации проекта.

 Перспективное планирование проекта.

 Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и

приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

 Оформление результата проекта в виде презентации.

 Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

 Проведение итоговое мероприятия Викторина «Птицы наши друзья»

 Акция «Покорми птиц»с участием родителей.

  Родителям сообщается домашние задание по теме проекта:

Рекомендации на совместные прогулки с детьми .

1.Совместно с ребенком сделать кормушку.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги

в детский сад.

5. Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всю неделю будем говорить о

зимующих птицах нашего города.

С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о

птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

1. Дидактические игры.

2. Подвижные игры.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

1.Интегрированное НОД «Зимующие птицы»

Формирование целостной картины мира. Развитие речи.

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации.

V. Наблюдение за птицами зимой.

VI. Коммуникация. Труд.

VIII. Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

1. Рисование.

2. Пластилинография .

3. Аппликация.

4. Конструирование ,ручной труд

5. Использование игрового пособия «Дары Фребеля»

X. Прослушивание звуки природы «Пение птиц»

XI. Работа с родителями.

Развёрнутое содержание реализации проекта изложено в презентации.

Ожидаемые результаты.

 Расширение представление о жизни зимующих птиц нашего города.

 Улучшение предметно-развивающей среды.

 Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной

активности, коммуникативных навыков.

 Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних

условиях.

Приложение к проекту

Конспект НОД Исследование объектов живой и неживой природы 

«Зимующие птицы»

Программное содержание:

 Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

 Закрепить понятие «зимующие птицы»

 Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

 Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие

птицы»; обогащать словарный запас путем введения слов: корм, кормушка,

холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная,

суровая, морозная.

 Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы,

волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; модели с видами питания «зимующих

птиц»; конверт; пшено, кусочек сала, ягоды рябины, конфеты, семечки подсолнуха.

Раздаточный материал: половина листа бумаги с моделями видов питания;

изображения птиц – воробья, вороны, снегиря, синицы, разрезанные на части(голова,

туловище, хвост).

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев,

магнитная доска, шапочка с изображением сороки.

                                                      Ход занятия.

Дети входят в группу в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму,

что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались,

ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат голоса

птиц.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите

голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто же нас встречает, ласково так

привечает?

      На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка,

зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы,

ребята! А загадки отгадывать любите? Отгадайте, что это за птица.

Кто-то скачет вдоль дорожки,

Семечки клюет и крошки.

«Здесь не страшно, не робей!» -

Крикнул другу…(воробей).

Кто глядит на тротуар

И кричит нам с ветки: «Карр!»?

Покроши кусок батона –

Прилетит поесть …(ворона).

Прилетели стайкой гулкой

Птицы с ярко-красной грудкой.

За окошком посмотри –

Там на ветках … (снегири)

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее … (синичка)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их к доске.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, а помните, какая была зима? Суровая, вьюжная, морозная.

Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

       Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти корм под снегом. Они

прилетают ближе к людям за помощью. Взрослые делают для птиц кормушки и

насыпают в них корм. Хотите, я расскажу вам какая птица чем питается?      

Воробьи питаются крошками, зернышками. Давайте договоримся их обозначать

(выставляет карточку с моделью на доске).

Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его

обозначим (модель).

Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины, их обозначим (модель).

Вороны питаются очистками, остатками пищи, любят конфеты, их обозначим

(модель).

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Сорока, давай играть вместе с нами!

                    Малоподвижная игра «Прилетели птицы»

Воспитатель называет только птиц, но если ошибается, то можно топать или хлопать в

ладоши.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

         Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: Мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

           Дети топают.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, куницы.

           Дети топают.

Воспитатель: Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Галки и стрижи,

                        Чибисы, чижи,

                        Аисты, кукушки,

                        Даже совы - сплюшки,

                          Лебеди, скворцы.

                          Все вы молодцы!

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!

                  Сорока приносит конверт.

Сорока: Кто же это, не пойму?

Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы с ребятами сейчас разберемся  кому

принадлежит голова, кому туловище, кому хвост. Если сложить части птицы, то

получится целая птица. Ребята, давайте соберем птичек.

                   Дети складывают части птиц.

Сорока: Вот теперь я узнаю птиц. Как у вас ловко получается.

Воспитатель: Давайте посадим птиц на кормушки.

                    Дети прикрепляют лист бумаги с моделями видов питания к птицам.

Воспитатель: Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже нелегко зимой.

                     Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята, за угощение. Теперь всем расскажу, почему не все птицы

улетели и что они едят. До свидания ребята!

                      Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два,

три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог:         - Каких птиц вы повстречали в лесу?

                  - Как можно назвать их одним словом?

                  - Мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покормим птиц.

 Кого угостим салом?

 Зернышками?

 Рябиной?

 Конфетами, семечками?

Конспект НОД «Домик для птиц-кормушка» Аппликация с элементами

рисования

Цель. Развивать умение детей выполнять предметную аппликацию по выбору, путем

составления целого из фрагментов.  

Задачи. 

Образовательные:

 - закрепить понятие «Зимующие птицы»;

 - активизировать словарь по теме: зимующие, синица, снегирь, кормушка,  корм. 

Развивающие: 

- развивать у детей способность создавать образ в аппликации на тему «Зимующие 

птицы»;

 - развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; 

 - развитие общей и мелкой моторики;

 - развивать творческие способности детей. 

 Воспитательные:

 - формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности, ответственности;

 - воспитание любви к природе. 

Оборудование:  иллюстрации зимующих птиц.

Раздаточный материал:  листы бумаги для аппликации, заготовки туловища и головы

птицы, детали крыльев, детали домика-кормушки, клей, кисточка, салфетка.  

Предварительная работа:

- делаем заготовки к будущей аппликации листы бумаги красим голубой гуашью,

дерево коричневой.

- наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, к кормушке;

- беседа на тему «Зимующие птицы»;

- загадки о зимующих птицах;

- дидактические игры «Чем отличается», «Какой птички не стало?»

- чтение рассказов: Г. Скребицкий  «Маленький лесовод», В. Бианки «Синичкин

календарь. Январь».

Словесные игры «Загадай птицу», «Кто это?», «Какие птицы?».

-

                                           Ход занятия.

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель.  Правильно, зима. На улице стало холодно, перелетные птицы улетели в

теплые края. Но не все птицы улетели. Какие птицы остались зимовать? Как

называются такие птицы?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, зимующие птицы. Отгадайте загадки.

                             

                 

                          Чернокрылый, красногрудый,

                           И зимой найдет приют,

                           Не боится он простуды

                           С первым снегом тут как тут. (снегирь)  

                           Спинка зеленовата, животик желтоват,  

                           На голове чёрненькая шапочка  

                           И ещё полоска шарфика. (синица)

Воспитатель. Зимующим птицам очень тяжело найти себе корм, ведь кругом снег. Они

прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям?

 Потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем

питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Какие птицы любят

рябину поклевать? Снегири.

А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их

лакомство – сало.  

                               Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель. Сегодня к нашей кормушке прилетели синички  и снегири.  Давайте

хорошенько рассмотрим этих птиц. Что у них общего?

Смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище

есть грудка, крылья. Все части тела покрыты перьями.

Воспитатель обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей.    

                         

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем делать аппликацию птички, которая вам

больше всего понравилась. Сначала приклеиваем тело птички , затем приклеиваем

голову, затем клюв, глаз и хвостик, а в конце  крылышки.

Физкультминутка «Птицы».

Мы распахнём пошире дверь и выпустим на волю птиц.

И крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко.

Птицы летели, крыльями махали,

На кормушку сели, корм клевали.

Вернувшись с полёта, поют наши друзья,

Что жить без свободы птицам нельзя.

Самостоятельная работа детей.

На столе лежат листы бумаги –заготовки ,лежат детали туловища, головы, крыльев и

хвоста различной формы и цвета.  Дети самостоятельно располагают домик-кормушку

и птиц ,приклеивают их. Дети делают аппликацию, воспитатель помогает, если

возникают затруднения. После окончания работы дети рассказывают, какая птичка у

них получилась.

Воспитатель. Молодцы, ребята. У вас получились очень красивые птицы, а самое

главное они не будут голодать холодной зимой, ведь у них теперь есть кормушка.

                    Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

                    К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

                     Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

                     Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Конспект НОД «Снегири » Пластилинография

Цель:

Учить детей изображать птиц, передавая сходство с реальным образом;

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения –

пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи

объема и цвета;

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание,

сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание

готовых поверхностей;

Развивать мелкую моторику рук.

Материал для работы:

Плотный картон белого цвета, размер 15*20 см.;

Набор пластилина;

Стека;

Доска для лепки;

Гуашь, кисть, влажная салфетка для рук;

Иллюстрация с изображением снегирей.

Ход:

I. Организационная часть.

Воспитатель: С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири,синицы

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой.

(Снегирь)

Воспитатель: Верно. А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? Чем питается?

Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

А теперь послушайте рассказ о снегирях.

«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и

кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются

так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.

Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной

головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит

стайка (7-10 птичек), изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а

затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.

Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие

орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников,

ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К

клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на

землю. Весной они прорастут.

С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует,

скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.

Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным

посвистыванием».

Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.

Физкультминутка.

Вот на ветках, посмотри,

(Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири.

Распустили перышки

(Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке.

(Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят,

(Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят

(Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

(Разбегаются ,машут руками).

II. Деятельность детей.

Раздаются шаблоны с напечатанными картинками птиц

Грудка. Скатать шарик из 1/2 бруска пластилина красного цвета, расплющить его,

превратив в блинчик, и аккуратно пальчиком не заходя за контур

разглаживать (размазывать) пластилин.

Крылья. Хвост. Голова. Скатать три колбаски черного цвета, разделить на три части.

Из одной скатать шарик, расплющит его в верхней части (голова) и разгладить

пальчиком. Из другой части скатать короткий столбик, разложить на крыло и

аккуратно разгладить (размазать) пластилин по контору крыла. Из третьей части,

делаем хвост.

Глаза. Клюв. Скатать два шарика желтого цвета, расплющить его в верхней части

головы (глаз), чуть выше клюв, слегка расплющить, заузить пальчиками.

Ветку для снегирей дети рисуют гуашью .

Разминка для пальчиков «Снегири»

Два веселых снегиря

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают они

Только хвостики видны.

Приставить раскрытые ладошки с обеих сторон к голове, покачать головой влево –

вправо.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Поднять резко обе руки вверх, растопырив пальцы, опустить (2 раза).

III. Итог.

Воспитатель: У каждого из вас получилась чудесная лепная картинка – снегири на

ветке. Ее можно вставить в рамку и повесить на стену, и в любое время года у вас

перед глазами будет напоминание о зиме.

Дети рассматривают снегирей, а воспитатель читает стихотворение:

Черно- красный, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

Конспект НОД «Серебряные птицы» Конструирование из  фольги

Образовательные задачи.

Расширить опыт конструирования из фольги.

Познакомить со способом конструирования новогодней игрушки из квадрата

каркасным способом (по ассоциации с внешним видом птицы).

 Продолжать учить работать с фольгой.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Воспитывать желание обустраивать праздничное пространство.

Материалы, оборудование. Для практической работы детей: квадраты,

вырезанные из фольги — ориентировочный размер 20x20 см; кусочки фольги для

раскатывания шариков (головы и туловища птички) или бумажные салфетки. У

педагога такой же набор материалов, но большего размера и уже готовая «серебряная

птичка» из фольги.

Способы деятельности. Представление о птичке как традиционном образе

народной культуры. Владение навыками работы с бумагой (складывание квадрата по

диагонали) и фольгой (сминание, раскатывание шариков разного размера,

моделирование формы на основе представления о внешнем виде птички (голова,

туловище, крылья, хвост).

Ход НОД

Педагог обращает внимание детей на фольгу и предлагает вспомнить, что дети

уже умеют конструировать из этого материала для новогодней елки. Напоминает, что

в младшей группе дети конструировали конфетки и елочные украшения —

превращали грецкие орехи в яблочки с хвостиками-крючками и подвешивали их на

еловые ветки. При необходимости показывает, как дети заворачивали орехи в фольгу,

формируя хвостики конфеток и яблочек.

Затем педагог показывает детям «серебряную птичку», заранее

сконструированную из фольги на основе технологической карты, представленной в

демонстрационном материале. И просит подумать, как можно сделать такую птичку.

Дети делятся своими догадками. Педагог задает уточняющие вопросы: из чего

сделана эта птичка, что у нее находится внутри, как мы узнали, что это птичка, как

она устроена, как можно будет повестить эту птичку на елку?

Педагог показывает и поясняет способ конструирования птички из фольги:

  берем кусочки фольги или бумажные салфетки и готовим два шарика

разного размера: большой шарик — это туловище, а маленький — это голова

будущей птички; приставим шарики друг к другу

  эта конструкция похожа на неваляшку, она будет

находиться внутри нашей птички;

  берем квадрат, вырезанный из фольги, и находим его центр (делаем это на

глаз или путем сгибания квадрата дважды по диагонали), в середину кладем

маленький шарик — голову птички

  берем один уголок и сгибаем квадрат по диагонали (будто платок

превращаем в косыночку), стараемся, чтобы маленький шарик не выскочил,

оставался внутри; обминаем фольгу вокруг спрятанного шарика так, чтобы

получилась голова птички

  берем большой шарик и вкладываем внутрь, плотно прижимаем к голове

птички изнутри — это туловище; сжимаем фольгу ниже туловища, чтобы

получился хвост

  формируем красивую птичку

  моделируем крылья и хвост; делаем подвеску из красивой ленточки или

фольги

Педагог выставляет технологическую карту «Как фольга превратилась в серебряную

птичку», убеждается в том, что все дети сопоставили предыдущий показ с

демонстрационным материалом. Спрашивает, что у птички находится внутри. И

советует сделать из фольги или бумажных салфеток два шарика разного размера —

голову и туловище будущей птички. Дети конструируют шарики, приставляют

меньший к большему и показывают педагогу. Далее педагог советует конструировать

птичку с опорой на технологическую карту. Дети конструируют самостоятельно.

Педагог оказывает индивидуальную помощь и поддержку. По окончании работы

рассказывает стихотворение В.А. Шипуновой «Серебряная птичка»:

Из фольги её скрутили,

И петельку прикрепили.

Эта сказочная птица

Вся искрится, серебрится

И качается-кружится,

Да глядит на нас глазком:

то за детки, что за дом?

Перенос освоенного способа в иные конструкции. Весной на занятих по

художественному труду дети будут конструировать птичек из ткани и сдобного или

соленого теста

Взаимодействие с семьей. Педагог выставляет технологическую карту для

родителей и оборудует выставку детского творчества «Серебряные птички».

Подвижные игры :

Правила подвижной игры «Воробьи и Вороны»

Вариант 1

Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая —

«воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.

По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробёв должна броситься

догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается,

пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.

Теперь можно начинать игру. Хитрость заключается в том, что водящий

произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или

«Воооо — рооооо — ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки

не знают, догониять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть

и совсем другие слова: «Вооо — роооо — ... ТА!», «Вооо — роооо — ... ЖБА!»,

«Вооо — роооо — ... ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для

усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать

будет легко, а догонять — трудно.

Вариант 2

Также игра для двух команд, только теперь потребуются два вида разных

предметов, например мячики и кубики. Предметы раскладываются по разные

стороны от команд. Игроки по командам водящего-взрослого выполняют

несложные задания (приседают, наклоняются, поднимают руку или ногу). Водящий

может неожиданно произнести слово «воробьи» (тогда все бегут и хватают

по мячику) или «вороны (тогда все должны схватить по кубику). За каждый

принесённый правильный предмет команда получает по очку. Побеждает

та команда, которая по итогам нескольких раундов заработает большее число

очков.

Подвижная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети

водят хоровод вокруг дятла и произносят  первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы».

Дятел  в ответ говорит:

«Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети

должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в

следующей игре

Подвижная игра «Перелет птиц» Цель: развивать у детей выдержку, умение

двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На

другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими

пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По

сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря

прекратилась», птицы летают. 

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Кто прилетает на кормушку?

Цель: Познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке. Вызвать интерес к

поведению птиц. Привлекать к подкормке зимующих птиц.

Ход наблюдения:

На нашем участке есть кормушки. Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем

кормить? Давайте насыплем зерен и отойдем. Посмотрим: что будет? Кто прилетел к

кормушке? (Птицы. )Кто знает, как называют этих птиц? Правильно, это воробьи,

голуби,синицы. Что делают они на кормушке? (Клюют зерна.) Кто сидит на дереве?

(Воробьи.) Что они делают? (Смотрят, наблюдают.) Почему мы подкармливаем птиц?

Да, сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно добывать себе корм. Мы им

помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птицам наше угощение?

(Да.)

Чем мы угощаем птиц?

Цель: Продолжать формировать представление о том, что птицы живые, зимой им

холодно и голодно, поэтому о них нужно заботиться, подкармливать их зернышками,

белым хлебом.

Ход наблюдения:

Что вчера мы насыпали с вами в кормушки? (Корм.) Какие птицы прилетали на нашу

кормушку? (Воробьи, голуби синицы.) Давайте подойдем к кормушке и посмотрим,

есть ли в кормушке корм? Почему нет корма? Куда он пропал? Скажите, а что это за

крестики на снегу вокруг кормушки? Кто их оставил? Да, здесь были птицы. Это их

следы. Они съели весь корм. Какой корм мы насыпали птицам? (Зернышки, хлеб.)

Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение: зернышки и кусочек белого

хлеба. Помогите мне положить все это в кормушку. Зимой птицам голодно, им надо

помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, есть им надо каждый день, как и

нам. Ребята, дома вместе с мамой вы тоже можете кормить птиц.

Целевая прогулка «Птичья столовая» по территории детского сада

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку вокруг детского сада

и посетим «Птичью столовую» Ребята, а какой сейчас месяц?

Дети: декабрь.

Воспитатель: Декабрь – это начало зимы. Думаю, что все вы увидели ,как многое

изменилось с приходом зимы. Мы будем любоваться зимней природой, рассмотрим

сосны и березы, слушать пение птиц. Будем, как всегда играть, скажем, друг другу.

Дети: «В добрый путь!»

Воспитатель: Дети, вы любите зиму? Расскажите, пожалуйста, что же изменилось в

лесу после нашей последней прогулки?

Дети: Много снега, сугробы, деревья без листьев, все в снегу.

Воспитатель: Какая сегодня погода? Какой снег? Какого он цвета?

Дети: Сегодня тепло, снег идет хлопьями, из него можно лепить, снег белый, чистый.

Воспитатель: Как пахнет воздух? Как изменились березы?

Дети: Здесь пахнет морозной свежестью, снегом. Березы стоят в снегу. Их ветки

покрыты снегом, тонкие, свисают и красиво блестят.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, дерево растет зимой?

Дети: Нет, не растет.

Воспитатель: Деревья зимой действительно находятся в состоянии покоя, ветки от

мороза становятся хрупкими, быстро ломаются. Снежный покров защищает деревья и

кустарники от мороза. Послушайте, стихотворение С.Есенина «Белая береза»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Осыпает ветки новым серебром.

Воспитатель: Дети, какое сходство стихотворной березки с живой березкой. Ребята,

обратите внимание на птиц, на их следы на снегу. Как вы думаете, птиц сейчас

больше, чем осенью?

Дети: Нет, меньше, многие птицы улетели на юг.

Воспитатель : ребята мы пришли к «Птичьей столовой»,как вы думаете почему этот

участок так назвали?

Дети: здесь много кормушек ,сюда прилетают разные птицы и все вместе кормятся.

Дети наполняют кормом кормушки и отойдя в сторону наблюдают за птицами.

Отмечают ,что птицы прилетают и не боятся людей едят корм.

Воспитатель: Каких птиц мы видели сегодня?

Дети: Дятла, синицу, снегиря, воробья,голубя.

Воспитатель: Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. О какой птице

можно так сказать?

Дети: О дятле.

Воспитатель: Ты с этой модницей, конечно знаком. Вертушке на месте никак не

сидится – то хвостом синим своим сюртуком, то шапочкой синей гордится.

Что за птица?

Дети: Синица.

Воспитатель: Синица прилетает к нам зимой. Назвали эту птичку так за ее песенку

«Си-си-си», «Синь-синь».

Красавец снегирь прилетает перед первым снегом, а в народе бытует примета снегири

прилетели – завтра пойдет первый снег, который уже растает. Свист снегирей похож

на звук флейты нежный и грустный. Что общего у всех птиц, и чем отличаются

снегири от других птиц? Дети: У всех птиц есть крылья, клюв, хвост. Отличаются

снегири окраской, у них красные грудки. Снегири прилетают к нам на зиму.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь птицам в зимнее время?

Дети: Развесить кормушки и насыпать им корм и кормить их всю долгую зиму.

Воспитатель: Правильно, давайте будем заботится о наших пернатых друзьях.

Воспитатель: Пожалуйста, берегите птиц, делайте кормушки дома, не забывайте

насыпать корм и наблюдать за птицами.

Игра-викторина «Наши пернатые друзья»

 

ЦЕЛЬ: экологическое воспитание , расширение кругозора, эрудиции.

ЗАДАЧИ:

-расширить знания детей о птицах, используя игры, загадки, викторины;

-активизировать познавательную деятельность детей;

-воспитание гуманного, бережного отношения к пернатым друзьям, природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: цветная бумага, ножницы, клей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами отправимся в

увлекательное путешествие, где вас ждут интересные игры и конкурсы. А вот то, чему

посвящено наше мероприятие, спрятано в загадке. Послушайте ее и постарайтесь

ответить.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

Да, ребята, наша игра-викторина посвящена птицам и я надеюсь, что после нашего

мероприятия, ваши знания о пернатых наших друзьях расширятся.

Наша игра будет проходить в виде соревнования, и я прошу вас занять места за

столиками.

Итак, Ой…! Ой…! Ребята, я совсем забыла. Сегодня на наш адрес пришло три

телеграммы. Угадайте, кто их нам прислал?

1.Конкурс «Почтовый ящик»:

Телеграмма: «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а

грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками,

червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и

вареные овощи, но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Команда,

первой угадавшая как называется птичка, получает название – Синички.)

Телеграмма: «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета:

красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на

кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие

трели преображают лес. Кто же я? (Дети угадывают название следующей команды –

Щеглы.)

Телеграмма: «Нас называют «северными попугайчиками». Мы искусно лазаем по

деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для нас зима тоже трудное

время. Питаемся мы семенами хвойных деревьев, а зимой их много. У нас необычный

клюв и мы им ловко достаем семена из еловых шишек. (Название третьей команды

Клесты)

2.Конкурс «Птицы - наши друзья!»

А сейчас проверим, много ли вы знаете о птицах? За каждый правильный ответ вы

будете получать сладкий приз.

1.Какие птицы совсем не летают? (страусы, пингвины)

2.Птенец, какой птицы не знает своей матери? (птенец кукушки)

3. Кого называют царем птиц? (орла)

4.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, до 15 см)

8. Клюв, какой птицы - настоящий мешок? (у пеликана)

9.Пингвин – это птица? (да)

10.Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин, сова)

11.Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края на зимовку?

(перелетные)

12.Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (грачи)

13.Что птицам страшнее – холод или голод зимы? (голод)

14.Какая птица умеет говорить человеческим голосом? (попугай)

15.Какие птицы ловят насекомых на лету? (ласточки, стрижи)

16.Какую пользу приносят птицы? (защитники лесов, полей, садов и огородов)

Ведущий: А сейчас давайте отдохнем и поиграем в игру

«ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».

Я буду называть только птиц, но если вы вдруг услышите что-то другое, то нужно

хлопать в ладоши. Начинаем…

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

(Дети хлопают)

Что неправильно, почему?

Дети: Мухи – это насекомые.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

(Дети хлопают)

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары , кукушки…

Молодцы, ребята, ни разу не ошиблись!

Ведущий: Ребята, ответьте на вопрос:

Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края?

(ответы детей)

Правильно, перелетные.

«Куда это птицы улетают каждую осень?»- издавна спрашивал себя человек.

В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, существовало множество самых

невероятных вымыслов.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно,

полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточки, стрижи, горихвостка,

мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на

юго-запад, например во Францию. А некоторые утки, кулики зимуют в Северной

Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем

материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная

крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть

туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!

 Как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(ответы детей)

Правильно, зимующие

Ведущий : назовите зимующих птиц и как мы им можем помочь

Ответы детей .

Ведущий: Переходим к следующему конкурсу, который называется

«ИЗ КАКОЙ МЫ СКАЗКИ»

1.Кто снес яичко, не простое, а золотое? (курочка-ряба)

2.С какими птицами летала лягушка-путешественница? (с дикими утками)

3.Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос? (лебедем)

4.В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке

Г.Х.Андерсена? (в диких лебедей)

5.Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)

6.Какая птица, когда стучали в дверь, спрашивала «кто там»? (галчонок)

7.Назовите имя вороны из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»?

(каркуша)

Ведущий: Следующий конкурс называется

«Построй кормушку».

Дети выполняют аппликацию, чья команда быстрее и аккуратнее выполнит задание.

(Подведение итогов игры – викторины)

Ведущий: Наша конкурсная программа подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшний

праздник вам понравился, и вы узнали много нового и интересного о птицах. Я

благодарю команды за хорошую игру. А напоследок, мне хотелось бы, еще раз

напомнить вам, дети, как хрупок этот мир. Берегите птиц! Птицы – наши друзья!

Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить

постоянным объектом нашего восторга и симпатии.

На этом этапе активно принимали участие родители. Был проведен конкурс на самую

оригинальную кормушку. Родители совместно с детьми конструировали кормушки,

использовали при этом: пластиковые бутылки; картонные коробки; а также

деревянные конструкции.

Затем все кормушки заняли свои места на участке в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимующие птицы"

Презентация проекта "Зимующие птицы"...

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект (младшая группа) на тему: проект "Зимующие птицы"

Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и инте...

Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»

Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...

Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...

Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)

Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....