ОД "Круговорот воды в природе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Табунина Марина Геннадьевна

Занятие даст возможность детям понять принцип круговорота воды в природе, изучить этот процесс более углубленно, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД "Круговорот воды в природе"20.19 КБ

Предварительный просмотр:

                             Круговорот воды в природе

Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
обучающие
Уточнить значение воды для всего живого.
Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
Формировать словарь (испаряется,  круговорот).
развивающие
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Развивать интерес к экспериментированию.
воспитательные
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов.
Практические: опыты, моделирование 
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предварительная работа:
Наблюдение за небом, облаками на прогулке, рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, чтение  сказки «Солнце- светило и Ветер- ветрило», рассказы познавательного характера, пословицы, поговорки, стихи и загадки по теме. Дидактическая игра «Хорошо- плохо» Составление интеллект- карты по теме «Вода». Просмотр презентаций по теме: «Почему воду надо беречь»
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры».
Беседы на тему: «Значение воды», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Какая бывает вода».
Оборудование и материалы:
Интеллект- карта по теме «Вода» , интерактивная доска для просмотра сказки, ноутбук, дидактическая игра «Круговорот воды в природе»         Инвентарь для опытов: термос, стеклянная банка, тарелка со льдом пустые стаканы, стакан с водой, паралоновые губки на каждого ребенка, клеёнки, салфетки

                                              Ход занятия:

Организационный момент

Дети встают в круг и выполняют движения, согласно тексту:

Здравствуй, солнце золотое! (руки разводят в стороны, приветствуя)

Здравствуй, небо голубое! (обе руки поднимают вверх)

Здравствуй, планета Земля! (руками описывают большой круг в воздухе)

Здравствуй наша большая семья! (берутся за руки)

Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие. Я предлагаю вам разгадать этот кроссворд и тогда мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. А прочитать ключевое слово нам помогут загадки:

Основная часть

 Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
                               (Водопад)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
                     (Облака)

Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
                 (Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
                            (Роса)

- Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)

- Так о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о воде)                                                     - Ребята, а зачем нам нужна вода? (ответы детей)

- Давайте вспомним свойства воды, а поможет нам в этом интеллект-карта, которую мы с вами делали.

 Работа с интеллект-картой  (Приложение 1)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда вода попадает в наши квартиры? (ответы детей)                                                                                          

  -Люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (объяснения детей)

 - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

 - Ребята, вы знаете, что такое круговорот воды в природе? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть фильм

Показ мультфильма «Путешествие капельки»

- Посмотрев фильм, скажите, какие приключения происходили с капелькой?

- Где в начале была Капелька?
- Почему капелька попала на облако?
- Что произошло с капелькой на облаке?
- Почему капелька вернулась на землю?  
(ответы детей)

Воспитатель: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю, и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.

Подвижная игра «Круговорот воды в природе»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа может быть разной формы: овальной, круглой. Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (приседают). И начало нагревать лужу (встают, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло, и они разлетелись в разные стороны. (дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (соединяются в одну или несколько тучек) Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (как стояли в группах, так и присели).

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете об облаках? Давайте вспомним, где можно увидеть облака? Откуда они появляются? Какие бывают облака? Из чего они состоят?  Почему зимой идет снег, а не дождь? Что бы вы еще хотели узнать о них? (ответы детей).                                                                                                                    - Хотите увидеть, как образуется облако? (опыт «Делаем облако»)

А сейчас я вам покажу, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт «Делаем облако»  (Приложение 2)

Воспитатель: Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Ставлю сверху на банку грелку со льдом. Смотрите внимательно. Воздух внутри банки поднимается вверх и там охлаждается. Находящийся в нем водяной пар поднимается вверх и образует облако.

 Так же образуются облака на небе: капли воды, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, облака соединяются и образуют большую тучу. Капельки в туче становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Эксперимент «Создание дождя»

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю «создать» дождь. На столах у вас лежат подносы с фигурными белыми, чуть влажными губками.

- На что похожи эти губки? (на подушку, облако)

 - Представьте, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее.

- Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.)

Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика.

- Что теперь случится с «облаком», если его сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.)

- Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? (тихий, моросящий, как осенью.

- А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (сильный — весенний или летний.)

- Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

- Почему идет дождь? Из множества облаков появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

- Почему идет снег? Зимой капельки воды замерзают и превращаются в маленькие льдинки. Льдинки слипаются между собой, и получаются снежинки.  

Дидактическая игра «Круговорот воды в природе»  (Приложение 3)                                                                    

Воспитатель: - Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды? (ответы детей). Вы сможете составить картинку, где объясняется круговорот воды в природе? (ответы детей)

-Перед вами находятся карточки круглой формы. Назовите, что на них нарисовано. (облака, солнце, осадки, испарение, океан, грунтовые воды)

- Вам необходимо прикрепить эти детали на нужное место, чтобы получилась целая картинка. Будьте внимательны, вспомните все, о чем мы с вами сегодня говорили.

Воспитатель: Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе» Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Заключительная часть

Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
– Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
– Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
– Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что на занятии вам понравилось больше всего?

- Что для вас было самым интересным?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...