Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
статья по окружающему миру

Расширение границ научного познания, философское переос­мысление и более широкое толкование экологии как науки требу­ют расширения сферы экологического образования за пределы биолого-географических рамок в другие образовательные области, переосмысления его статуса в системе образования, понимания его не как части образования, а как нового наполнения всего образования, что обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование экологической культуры как  базового основания личности дошкольников

Обращаясь к проблеме формирования экологической культуры как основополагающей цели экологического образования, необходимо отметить, что она имеет богатые исторические корни. Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы (Н.А. Бердяев,  В. С. Соловьев) в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой.

Расширение границ научного познания, философское переосмысление и более широкое толкование экологии как науки требуют расширения сферы экологического образования за пределы биолого-географических рамок в другие образовательные области, переосмысления его статуса в системе образования, понимания его не как части образования, а как нового наполнения всего образования, что обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура».

В современных исследованиях мы находим довольно разнообразные определения сущности этого понятия. Безусловно то, что формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями идеологии, политики, права, науки, производства, образования и просвещения. Экологическая культура становится регулятором отношений человека (общества) и природы, ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры. 

По мнению И.Д. Зверева, понятие «экологическая культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни общества. Процесс формирования экологической культуры как базового основания личности должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания.

А.В. Лосев и Г.Г. Провадкин считают, что экологическая культура имеет свою историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающуюся от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

Таким образом, экологическая культура как базисное личностное основание имеет сложную структурно-компонентную характеристику.

В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).

По мнению А.А. Вербицкого, экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека.

И.П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологического сознания, экологического мировоззрения и экологической деятельности.

Термин «экологическое сознание» является предметом относительно нового направления в современной науке – экологической психологии, возникшей в 60-е годы 20 столетия. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин отмечают, что экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Экологическое мировоззрение выделяется рядом исследователей как базовый компонент, всеопределяющее ядро экологической культуры. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного и младшего школьного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

В.А. Игнатова в своем исследовании указывает на то, что четыре компонента мировоззрения — познавательный, ценностно-нормативный, морально-нравственный и чувственно-волевой — отражают реальную готовность личности к определенному типу поведения, составляют основу культурологического и практического аспектов ее деятельности и «фокусируют» в себе все без исключения элементы понятийной матрицы экологической культуры.

Экологическая деятельность как третий элемент в составе экологической культуры характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности, как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды.  В практическом плане экологическая деятельность - это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную деятельность, предвидя ее возможные негативные последствия.

Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка.

Экологическую культуру дошкольников Рыжова Н.А. определяет как качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам ее охраны;
  • знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Николаева С.Н. считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников – это становление осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного – правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями многих ученых (Комарова И.А., Кондратьева Н.Н., Саморукова П.Г., Хайдуровой И.А.).

В концепции экологического образования (С.Н. Николаева) в ДОУ указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

  • формирование знаний и отношения к природе, ее единству, ее значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек – природа – общество;
  • формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;
  • участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды

Итак, разные исследователи неоднозначно трактуют структурно - компонентный состав данного понятия, что дает право обосновать собственный подход к определению его сущности.

Экологическая культура как одно из базовых оснований личности представляет собой сформированность духовно-нравственного сознания и эмоционально-окрашенного отношения  дошкольника к природе

Первоначальные элементы экологической культуры дошкольников складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-пространственным миром, который их окружает.  

Дальнейшее воспитание экологической культуры в детях идет под воздействием системного биоцентрического подхода – решение дидактических проблем связывается с процессом обучения, у которого точно заданы цели, определены и описаны пути их достижения. В системе воспитания экологической культуры у детей 6- 7 лет важна и диагностика экологической грамотности детей. Данные этапы в работе воспитателя: цель – процедура – результат. Не всегда результат скажется сейчас же. Он может появиться гораздо позже.

Выявив сущность и структурно-компонентный состав экологической культуры дошкольника,  необходимо перейти к анализу условий и средств формирования данного базового основания личности дошкольника.

Формирование экологической культуры личности должно стать непременной частью деятельности всей системы образования. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи составляет необходимую черту экологической культуры.

Это означает, что необходимо проанализировать возможности всех факторов, влияющих на формирование экологической культуры:

  • Концепции непрерывного экологического образования
  • Экологического воспитания в ДОУ и начальной школе и соблюдение преемственности между ними.
  • Личности педагога
  • Экологической развивающей среды.

Одним из главных условий является наличие единой концепции непрерывного экологического образования.

Вербицкий А.А., анализируя концепцию непрерывного экологического образования, выделил следующие условия ее успешной реализации:

  • Разработка соответственной нормативно-правовой базы непрерывного экологического образования.
  • Кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования.
  • Организация активной обучающей среды, внедрение современных педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. Так,  С.Д. Дерябо,  В.А. Ясвин отмечают то, что в этом плане существуют две тенденции:

  • одни специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях;
  • другие утверждают, что более эффективным является «экологизация» всех занятий, поскольку экологические проблемы носят глобальный междисциплинарный характер.

Таким образом, в современной литературе исследователи выдвигают соблюдение принципа междисциплинарности в экологическом образовании одним из эффективных условий осуществления экологического воспитания как части формирования экологической культуры дошкольников.

Первоначальные элементы экологической культуры закладываются в дошкольном образовательном учреждении. Не менее важным условием является соблюдение преемственности в работе по формированию экологической культуры между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.

В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от  создания необходимых условий  для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

Выделим основные из них: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками и младшими школьниками, усиление межпредметных связей, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.

Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном и  младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются  важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Общение с природой вызывает у дошкольников и младших школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.

Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в классной или игровой комнате.

Во время экскурсий и прогулок дошкольники и младшие школьники собирают определенный материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержатся в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также в работе на огороде и в цветниках.

Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают многочисленные исследования (А.В. Самборенко, Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачев и др.) является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.

Творческое начало в педагогической деятельности воспитателя ДОУ определяется самой спецификой учебно-воспитательного процесса, условиями его протекания, возникновением множества незапланированных ситуаций, требующих немедленного разрешения. Педагог должен творчески освоить и осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной педагогике. Он должен искренне любить и быть преданным каждому ребенку; чувствовать ответственность перед судьбой каждого ребенка, стремиться к пониманию каждого ребенка.

 Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван педагог.

Воспитатель – это всегда активная творческая личность. Важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и  незаметной.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом образовании.  С.Н.Николаева выделяет три аспекта его личности, определяющих конечный результат его деятельности – формирования экологической культуры:

  • Понимание экологических проблем и причин их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее.
  • Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания младших школьников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании.
  • Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы пребывания детей в школе, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания.

От воспитателя, его целенаправленной и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно-эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к природным объектам.

Обращая внимание на методические разработки по экологическому образованию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает широкими возможностями в создании экологической развивающей среды. Грамотная и методически правильная  ее организация позволит более успешно формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста.

В 1998 г. состоялась научно-практическая конференция Региональные системы экологического образования”, на которой с самых разных позиций было рассмотрено краеведение как элемент системы экологического образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

"Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность дошкольников"

Консультация для родителей в рамках дня открытых дверей, состоявшегося 25.03.2017г. в ГБОУ Школа №809 дошкольное отделение....

Проект "Роль формирования экологической культуры в нравственном воспитании дошкольников”

Цель: Формирование гуманного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы. Задачи: 1. Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельно...

формирование экологической культуры посредством театрализованной деятельности дошкольников

Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание  живого,  которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка  на  этой основе правильных фор...