Экологический проект "Лаборатория огородных наук"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Деятельность детей на учебно-опытном участке в детском саду способствует развитию их любознательности и наблюдательности, что способствует формированию экологической культуры ребенка. В ходе работы дошкольников на огороде обогащаются их представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развиваются этические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Целью данного проекта является формирование экологической культуры детей путём создания условий для ознакомления детей с овощными культурами, используемыми в организации мини-огородов на подоконнике в групповом помещении и в ландшафтном дизайне участка детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya_ogorodnyh_nauk.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект:

«Лаборатория огородных наук»

Оглавление

1. Введение. Актуальность проекта.

2. Цель и задачи проекта.

3. Краткая информация об объекте изучения.

4. Механизмы и этапы реализации проекта;

5. Финансово – экономический план:

5.1. Перечень высаживаемых культур на огород.

     5.2. Смета.

6. Вывод.

7. Практическая значимость.

8. Литература.

  1. Введение.

АктуальностьВлияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Деятельность детей на учебно-опытном участке в детском саду способствует развитию их любознательности и наблюдательности, что способствует формированию экологической культуры ребенка. В ходе работы дошкольников на огороде обогащаются их представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развиваются этические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять всесезонно, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике и на территории детского сада. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования дети получают конкретные познавательные навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым (экологом, биологом, химиком), исследователем, первооткрывателем. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана.

Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания огорода на подоконнике с последующей высадкой рассады на огороде ДОУ. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных   растениях, формирование знаний об уходе за ними, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека, так как в настоящее время эти знания у детей сформированы недостаточно.

  1. Цель: Формирование экологической культуры детей путём создания условий для ознакомления детей с овощными культурами, используемыми в организации мини-огородов на подоконнике в групповом помещении и в ландшафтном дизайне участка МКДОУ  БГО ЦРР - детского сада № 18.

Задачи:

1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (горох, фасоль, лук, капуста, редис, томаты, баклажаны и др.);

3.Обобщать представление детей о влиянии экологических условий на рост и развитие растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за культурными растениями.

5. Формирование у детей интереса к                 опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию         культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви           к природе, создание в группе огорода         на подоконнике.

6. Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

7. Объединение усилия коллектива волонтерского отряда Эколят и их родителей по благоустройству учебно-опытного участка в  ДОУ.

8. Активизация творческой деятельности педагогов, родителей воспитанников по оформлению огорода детского сада.

9. Стимулирование инновационной деятельности, поиск новых форм и методов работы с воспитанниками ДОУ.

Участники проекта: заместитель заведующей по УМР, старший воспитатель, педагоги, дети подготовительной группы №  2 (7), родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: с 12 – 27 мая 2022 года.

Методы проекта:

Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;

Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседы, проблемные вопросы и ситуации;

Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений, моделирование макетов мини-огородов;

Наглядные: Показ муляжей овощей, коллекции семян, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, объектов для наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, с изображением овощей и огорода.

Предполагаемые результаты:

  1. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Они узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  2. Дети научатся вести наблюдения и делать выводы.
  3. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
  4. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  5. Получение положительного опыта от результатов собственных трудовых действий коллектива волонтерского отряда Эколят.

4. Механизмы и этапы реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно - подготовительный: определение идей мини огорода на подоконнике, подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (март).

2 этап - практический: познавательная, исследовательская, продуктивная  и практическая деятельность (апрель, май)

3 этап – итоговый: анализ результатов проекта и его презентация (25 мая).

 

этапы, сроки

мероприятия

1 этап.

Организационно- подготовительный

(март) 

- создание дизайна проекта мини-огорода;

- д/и «Собери растение», «Что за чем»,«Во саду ли в огороде»,«Инструменты садовника», «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек», «Узнай по запаху»;

- сюжетно-ролевые игры: «На даче»,«В магазине», «Поливаю огород», «Заготовки овощей на зиму»;

- беседы: «Можно ли рвать у растений листья и цветы?», «Почему нельзя поливать растения каждый день?», «Полезен ли лук?», «Что такое сорняки?»;

-  составление рассказов «На даче», «Как я помогаю на  огороде?», отгадывание загадок об овощах;

- разучивание пословиц, поговорок о труде, об овощах;

-  драматизация сказок (р.н.с «Бобовое зернышко», Дж. Родари «Чиполлино»);

- чтение стихотворений: С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде» и художественных произведений;

- формулировка  проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта;

- подготовка и исследование методической литературы;

- подготовка этикеток для овощных культур мини-огорода на подоконнике;

- подбор семенного материала;

- изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений;

- посещение кванториума в СОШ № 3.

2 этап.

  Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

(апрель-май).

- рассматривание семян растений; их проращивание и посев;

- наблюдение за ростом и развитием рассады и уход за ней;

- ведение дневников наблюдений за ростом и развитием растений, фотофиксация результатов;

-труд: высаживание рассады на участок в соответствии с их биологическими особенностями;

- составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные - индивидуальные трудовые поручения.

3 этап.

Итоговый (май)

- расстановка этикеток к растениям огорода;

- обработка практических материалов; соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта;

- оформление материалов проекта: презентации проекта и видеоролика к нему.  

5. Финансово – экономический план (смета).

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии и др.).

- подбор дидактических игр и мультфильмов;

- организация выставок: выставки книг, рисунков, творческих работ родителей и детей.

Перечень овощных культур, выращиваемых на огороде:

Название растения

Высота растения (см)

Площадь посадки (м2)

Кол-во растений на 1 (м2)

1

Капуста

30-40

1

10

2

Лук

30-60

      1

40

3

Свекла

30

1

30

4

Томаты

50-80

1

15

5

Огурец  

100

1

10

6

Кабачок

40

1

5

7

Перец

50-60

1

10

8

Морковь

30-40

1

20

9

Фасоль

50-60

1

60

10

Редис

15-20

      1

30

11

Картофель

50-60

      1

10

12

Укроп

20-30

     0,5

100

13

    Петрушка  

20-30

0,5

80

14

     Баклажаны

50-60

1

10

Смета:

Статьи расходов

Цена

Количество

Стоимость

1

Семенной материал

10,00 – 50,00

15 шт

600,00

2

Почвогрунт (10 л)

54,00

6шт

324,00

3

Емкости для выращивания рассады (торфяные стаканчики, контейнеры)

20,00 – 70,00

30

1800,00

4

Песок

1000,00

500 кг

1000,00

5

Краска для бордюра

280, 00

1 банка

280, 00

6

Органическое удобрение

200,00

2 мешка.

400,00

7

Детский инвентарь:

Грабли

Лопаты

Мотыги

150,00- 420,00

8 наборов

2500,00

8

Детские ведра

120,00

8

960,00

9

Детские лейки

250,00

8

2000,00

10

Шланг для полива

1500,00

20м.

1500,00

Итого:

11364,00

6. Вывод.

Результаты по реализации проекта.

В ходе работы над проектом «Лаборатория огородных наук» были реализованы поставленные цели, задачи и достигнуты предполагаемые результаты:

- повысилась экологическая компетентность детей: они умеют различать виды растений, знают особенности строения растения, правильно ухаживают за ними;

- дети научились вести наблюдения и делать выводы;

- повысилась педагогическая и экологическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появились новые общие интересы;

- повысился уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде;

- получен положительный опытот результатов собственных трудовых действий коллектива волонтерского отряда Эколят.

  1. Практическая значимость.

В ходе реализации проекта его участниками были созданы интересные макеты мини-огородов на подоконнике, выращен разнообразный рассадный материал, который впоследствии был высажен волонтерским отрядом Эколят на учебно-опытном участке ДОУ. Деятельность в данном направлении будет продолжена: участниками волонтерскеого отряда Эколят запланирована акция «Витамины в каждый дом!», с целью передачи выращенных культур нуждающимся (пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и малообеспеченным семьям).

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно возрос. Повысилась экологическая компетентность детей, у них появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок и в дальнейшем будет проявлять интерес к познавательно - исследовательской деятельности и самостоятельно,  творчески осваивать новые способы исследований.

8. Использованная литература:

1.     Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы под ред. Н.Е. Вераксы., Т. С. Комаровой и др., М., , 2002.

2.    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников». – 2-е изд., испр. -М.: Сфера, 2014.

3. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

4. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

5. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.

6. Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Лаборатория огородных наук» в старшей группе.

Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...

Лэпбук "Лаборатория огородных наук"

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...

Фотоистория "Лаборатория Огородных наук"

Фотоистория знакомит с нашим чудо - огородом, который уютно расположился на подоконнике группы....

Познавательно-исследовательский проект "Лаборатория огородных наук"

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А ...

Педагогический экологический проект: "Огородная сказка"

Дети раннего и младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Педагогический проект "Школа огородных наук"

Проект предназначен для детей подготлвительной группы....