Призетация проекта "Гебарий. Осенние листья нашего города".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Михайловна Кожанова

     Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает живая природа – деревья, произрастающие на территории детского сада и города Шахты, предметом исследования являются листья разных деревьев территории детского сада и города Шахты.

     Актуальность создания данного проекта состоит в том, что, экологическое воспитание, прежде всего, - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношении и любви я к природе родного края, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon gerbariy.pdf1.62 МБ
Файл konspekt_proekta_gerbariy.docx81.67 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Шахты Ростовской области "Детский сад №4"

Краткосрочный проект

по теме:

«Гербарий. Фантазии осенних листьев нашего города»

Подготовительная  группа

Собираем гербарий из осенних листьев | ВКонтакте

Проект разработала: Кожанова Марина Михайловна

2022 год

 «Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего  мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», так писал о роли природы в жизни ребенка известный педагог Василий Андреевич Сухомлинский

Введение

 Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства,- одна из главных задач педагога.                                    Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:

 «социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;

  во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер,  лесополоса) решаются при этом задачи «физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников,

  любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли, а еще я считаю, что занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи «речевого развития».

 Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка по городскому парку» и т.д. при этом решаются задачи «художественно – эстетического развития»; При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.

     Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему объектами окружающей среды позволяет познать их отличительные особенности.

     Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь экологическое воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы экологическое воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

     Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в экологическом воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.

     Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает живая природа – деревья, произрастающие на территории детского сада и города Шахты, предметом исследования являются листья разных деревьев территории детского сада и города Шахты.

     Актуальность создания данного проекта состоит в том, что, экологическое воспитание, прежде всего, - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношении и любви я к природе родного края, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения, а воспитывается.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.  

     Изучение растений начинается еще в детском саду: детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий, созданный вместе с детьми, в этом поможет.

     Именно поэтому актуально становится разработка проекта по созданию гербария, как средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного города и края.

     Новизна проекта.  Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

     В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

     Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

     Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для развития самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности по накоплению представлений об окружающем мире, то можно расширить кругозор ребенка и узнать:

- что листья разных растений имеют разный внешний вид;

- при правильном засушивании они не теряют цвет и форму.

     Цель проекта: создание альбома-гербария  из осенних листьев деревьев территории детского сада и города Шахты.

    Стратегическая цель: Создание благоприятных условий для формирования и развития познавательных и исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, направленных на формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к природе. Воспитание интереса к родной природе, эмоционально-положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе родного края. Воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться на благо другим людям, чтобы сделать свой родной край еще красивее.  Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его охране.

     Тактические цели:

  1. Сформировать стойкий интерес дошкольников к изучению окружающего их мира.
  2. Организовать психолого-педагогическую поддержку в детском коллективе.

     Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с гербарием (сбор, засушка, оформление).
  2. Расширить представления детей о деревьях, растущих на территории нашего детского сада и города Шахты.
  3. Приобщить дошкольников к процессу познания.
  4. Развивать наблюдательность, память, связную речь.
  5. Развивать творческие способности ребёнка через формирование экологических знаний.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

  • дети станут более инициативными в изучении растений, научатся осознанно задавать вопросы, рассуждать и находить ответы из наблюдений, исследований;
  • дети запомнят названия деревьев и смогут узнавать их по листьям;
  • дошкольники получат новые знания о видах деревьев, а также возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность, инициативу в действиях.

для педагогов:

  • пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом по экологическому воспитанию;
  • создание условий, обеспечивающих эффективное использование гербария;
  • расширить свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности детей;
  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах экологического воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда.

 для родителей:

  • получение методических рекомендаций по подготовке материала для создания альбома-   гербария;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;
  • проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.

Участники реализации проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Принципы для проекта:

  1. Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
  4. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
  5. Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

     Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются   создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, подбор материала, консультация для родителей «Как сделать красивый гербарий».

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми и родителями.

 25.10.2022г. – 31.10.2022 г.

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Поиск и сбор листьев.

- Засушка листьев.

- Оформление работ для альбома- гербария.

- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по экологическому воспитанию.

02.11.2022 г. – 21.11.2022 г.

3.

Обобщающе - результативный этап

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта

22.11.2022 г. – 29.11.2022 г.

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

- Демонстрация готового гербария.

30.11.2022 г.

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

«Физическое развитие»

1. «Осенний футбол».

2. «Собери листочки в ведерки» (цвет)

4. «Я садовником родился»

Игра на свежем воздухе

Подвижная игра

Эстафета

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Красивые места нашего села»

2. «Защитники природы»

3. «Прогулка в осеннем парке»

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание иллюстрации

«Познавательное развитие»

1. Наблюдение за деревьями и сбор осенних листьев на территории детского сада.

2. Сбор осенних листьев на улицах любимого города

3. «Тонут ли листья в воде», «Лаборатория Осени»

4. «С какой ветки детки?», «Найди лист такой, как покажу»

5. «Почему листья желтеют?»

Целевая прогулка

Экскурсия

Эксперименты

Дидактическая игра

Беседа

 

«Речевое развитие»

1. «Золотая осень»

2. Чтение стихов и загадок об изменениях в природе, о деревьях.

3. Разучивание песен про осень

4. Чтение художественной литературы (рассказов и сказок): М. Волошин «Осенью», И. Бунин «Листопад».

Развлечение

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование гуашью на тему: «Зеркальная фантазия осени»»

4. Пластилинография «Осенние листья»

5. Поделки из природного материала

НОД по рисованию

НОД по лепке

Выставка

Работа с родителями

1. «Как научить ребенка исследовать все вокруг»

3. «Как собрать гербарий»

4. «Осенние фантазии»

Консультация

Консультация для родителей

Поделки из природного материала

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по экологическому воспитанию);
  2. Подбор литературы по теме «Гербарий»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии); консультации для родителей;
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка дидактических, подвижных игр;
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к   занятиям.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2.  Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути их преодоления

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий и игр, согласование учебных планов и рабочих программ.

Продумать способы морального поощрения.

Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности.

Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте.

Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников.

Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег.

Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников.

Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.

Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании.

Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.

Низкая активность родителей в реализации задач проекта.

Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий.

Выводы: 

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений об экологических эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень познавательно-исследовательского развития и восприятия.

Родители получили методические рекомендации и консультации по созданию условий для развития познавательно-исследовательской активности детей.

Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование экологических эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по познавательно-исследовательскому развитию.

В целом проект с детьми и родителями, с мое точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной и исследовательской деятельности, развития речи, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Обычная прогулка в детском саду может превратиться в интересное и познавательное приключение, во время которой вы можете создать свою коллекцию растений, не только для познавательных целей, но и для оформления интерьера или для фрагментов детских поделок, открыток, панно, аппликаций. Это не сложное и увлекательное занятие, главное уметь пользоваться дарами природы.

Литература:

  1. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
  2. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа.
  3. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной группе "Осень в нашем городе"

Конспект занятия в подготовительной группе "Осень в нашем городе"Цель:–  формировать  композиционные  умения  –  размещать  предметы ярусами, начиная с заднего плана.Зада...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Осень в нашем городе"

Задачи:Расширять представления о многообразии признаков осени в живой и неживой природе.Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в природе осенью: зависимость ра...

Фотоотчет. Коллективная работа детей старшей группы "Осень в нашем городе"

Занятия аппликацией всегда вызывают у детей положительные эмоции, так как позволяют им создавать работы, используя те умения и навыки, которыми они уже владеют хорошо. Например, если у ребенка не всег...

Экскурсия в сквер_Осень в нашем городе

Методическая разработка представлена конспектом экскурсии в осенний сквер с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Можно использовать материал в рамках проектной деятельно...

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами "Осень в нашем городе"

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами "Осень в нашем городе"...

Краткосрочный проект "Гербарий. Осенние листья нашего села"

  Обычная прогулка в детском саду может превратиться в увлекательное приключение, во время которой вы можете создать гербарий,  свою коллекцию листьев, цветов, растений. Это не сложно...

Краткосрочный проект "Гербарий. Осенние листья нашего села"

Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с...