"Таинственный космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Цель: Формирование и систематизация знаний о космосе, расширение и закрепление у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

 

Задачи:

Образовательные:

Формировать у дошкольников умение рассуждать, делать выводы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, конструктивные и творческие способности, моторику.

 

Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 172»

Ленинского района г. Саратова

Тема : «Таинственный космос»

познавательное развитие,

подготовительная группа.

Захарова Т.В.,

                                                                                                                                воспитатель

г. Саратов

2023 г.

Цель: Формирование и систематизация знаний о космосе, расширение и закрепление у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у дошкольников умение рассуждать, делать выводы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, конструктивные и творческие способности, моторику.

Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.

Материалы: Фотографии (Ю.А. Гагарина, земли, солнца, планет), воздушный шарик, магнитофон, мольберты, глобус, материалы для коллективной аппликации «Ракета в Космосе».

Структура занятия:

  1. Вводная часть-5 минут
  2. Основная часть-20 минут
  3. Заключительная часть-5 минут.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведем необычное занятие, мы с вами отправимся в космическое путешествие.

Что такое космос, ребята, кто знает? (Ответы детей).

Воспитатель: Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Для того, чтобы нам отправится в космическое путешествие, нам необходимо построить ракету.

Сюжетно-ролевая игра «Строим ракету». (Дети составляют из стульчиков ракету и стоят около нее).

Воспитатель: А вы знаете как ракета стартует с земли?

(Проводится очень наглядный опыт с воздушным шариком, который покажет ребенку основной принцип взлета ракеты.  Берем воздушный шар, надуваем его вручную, зажимаем пальцем, а потом резко отпускаем. Шар взмывает вверх, а когда воздух в нем заканчивается, то он падает.  Так летит и ракета. Единственное отличие, что вместо воздуха у нее горючее, поэтому при взлете виден огонь и клубы дыма.

Ракета состоит из нескольких частей. После взлета, когда заканчивается горючее, первая часть отсоединяется, запускается двигатель второй части, после израсходования горючего отсоединяется и она, а на орбиту в космос выходит уже только одна небольшая легкая третья часть с кабиной космонавтов).

Сейчас мы с вами все будем космонавтами. А кто такой космонавт? (Ответы детей).

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым. (Показ фотографии Юрия Гагарина).

Итак, космическое путешествие очень трудное и опасное дело. Вы готовы?

Игра «Космодром».
Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)
Мало времени для взлета, (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)
Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на месте)
Опустел наш космодром. (приседают на корточки)

Воспитатель: Теперь мы готовы к путешествию. Садимся в ракету, задраиваем люки. 

Воспитатель: Внимание! Всем приготовиться к запуску!
Дети: Есть приготовиться к запуску!
Воспитатель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Воспитатель: Запустить двигатель!
Дети: Есть запустить двигатель!
Воспитатель: Включить контакты!
Дети: Есть включить контакты!
Воспитатель и дети: 5,4,3,2,1 - пуск!
Дети: Ура! Ура! Ура! (Звучит космическая музыка).

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце— тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло. Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца.  Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой. (Стихотворение сопровождается показом фотографий планет).

Запоминаем планеты:

 По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

 Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

 Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

 Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

 Под названием Плутон.

Единственная планета, на которой на данный момент есть жизнь – это наша с вами Земля. Основное отличие Земли от других планет — наличие воды — источника жизни и атмосферы, благодаря которой на Земле есть воздух, которым мы дышим. (Можно показать детям глобус).

Далее дети надевают импровизированные «скафандры» и выходят в «открытый космос», подходят поочередно к мольбертам с изображениями различных небесных тел и спутников Земли.

Воспитатель показывает на фотографии и рассказывает:

Луна

Луна, что светит ночью на небе – это спутник нашей планеты. По космическим меркам она находится очень близко от нас, всего в 3 днях полета на ракете. Луна вращается вокруг Земли против часовой стрелки.

Видим мы ее только ночью, так как днем ее затмевает своим светом Солнце, при этом она всегда разной формы, вернее видимости нами. Каждой форме соответствует своя фаза: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Звезды

Звезды – это разного размера раскалённые газовые шары, состоящие из молекул водорода. Они только кажутся нам такими маленькими, ведь они находятся на очень далеком расстоянии от нас.

Скопления звезд образуют созвездия. Им дали названия еще наши предки, которые соединяли мысленно звезды между собой и видели в них те или иные фигуры. Увидеть их поближе помогают приборы для изучения – телескопы.

Солнце

Солнце — это тоже звезда, только сильно раскаленная и очень большая. Вокруг нее, как мы выяснили, кружатся другие планеты, в том числе и Земля. Мы чувствуем тепло солнца и так хорошо его видим, потому что оно очень близко к Земле.

Благодаря Солнцу, на планете Земля происходит смена сезонов годы. Мы знаем, что такое тепло и холодно.

Космические объекты, или небесные тела

Космос — безграничен. Вся наша бескрайняя солнечная система — лишь частичка во Вселенной. В ней и во всем космосе существует еще и такие космические объекты, как:

Галактики

Галактики — это скопления групп звезд, объединенные огромными расстояниями. Наша галактика, в которую входит вся Солнечная система и не только, носит название «Млечный путь». Галактики могут быть разной формы: спиральной, эллиптической, нерегулярной. Так, например, самые известные нам галактики Туманность Андромеды и Млечный путь имеют спиральную форму.

Галактики могут сталкиваться друг с другом, проходить одна сквозь другую и объединяться в новую галактику больших размеров.

Астероиды

Астероид — это каменистое небесное тело, имеющее неправильную форму и обладающие разными размерами: от песчинки до многокилометровых валунов. Из-за полного отсутствия гравитации, астероиды не могут приобрести сферическую форму, а потому больше напоминают бесформенные камни.

Астероиды состоят из железа, никеля, кобальта, кислорода, титана, водорода и других элементов. Астероиды могут иметь кратеры и даже спутники. А между Марсом и Юпитером образовался целый пояс астероидов.

Кометы

Комета — удивительно красивое космическое тело, состоящее из пыли и льда. Кометы обладают красивым длинным шлейфом — хвостом, и двигаются по вытянутой орбите вокруг Солнца. Хвост кометы — результат ее плавления при приближении к Солнцу.

Метеориты

Метеориты — это кусочки небесных тел, как правило, из камня и железа, которые упали на нашу Землю. Они представляют собой большую ценность для науки. Ведь это в прямом смысле — частичка космоса. Ученые со всех стран стремятся максимально полно изучить эти тела.

Метеориты, бывают разных размеров: от маленьких камней, до больших валунов. Места, куда они упали, могут превращаться в кратеры.

Воспитатель: Вот и закончилось наше прекрасное путешествие по таинственному космосу.

Нам пора возвращаться на Землю.

(Звучит музыка, дети садятся в ракету и возвращаются).

Вот мы и на Земле, вернулись домой.                          

Скажите, вам понравилось наше космическое путешествие? Я хочу, чтобы вы свои впечатления о путешествии отразили на Солнышке, прикрепляя к нему лучики. (На столике прикреплён круг от солнышка, детям предлагаются лучики жёлтого и голубого цветов).

Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – кому понравилось путешествие, голубого цвета – кому не понравилось.

Вижу вам все понравилось - вот какое Солнышко у нас радостное получилось – с желтыми лучиками! А что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей).  

Тогда идём в творческую мастерскую и все впечатления отразим в нашей коллективной поделке. (Проводится коллективная аппликация «Ракета в космосе»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое игровое занятие «Таинственный космос».

Целью занятия является развитие ассоциативного мышления, образного, эмоционального восприятия цвета, овладение техническими навыками в работе с «живым» цветом....

Этот таинственный космос Конспект НОД по развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы /для воспитателей ДОУ/

Этот таинственный космосКонспект НОДпо развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы/для воспитателей ДОУ/...

Проект "Этот таинственный космос"

Познавательный исследовательский проект в подготовительной группе«Этот таинственный  космос»Цель проекта:  формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос" Возраст детей 6-7 лет

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос"Возраст детей 6-7 лет....

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей группе. Тема «Таинственный космос».

Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета);- Уточнить знания об исследованиях Вселенной, космонавтах;- Расширить знания о планете З...

Конспект НОД "Таинственный космос" для детей старшего дошкольного возраста

Тематическое развлечение, посвященное Дню космонавтики, для детей старшего дошкольного возраста, цель: формирование и систематизация знаний о космосе....