Индивидуально- исследовательский проект «Загадки Солнечной системы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Егорова Ольга Николаевна

В процессе работы над проектом ребенок узнал научную информацию о планетах Солнечной системы и их спутниках; создал макет Солнечной системы, смоделировал робототехническую модель научно-исследовательского спутника «Галактион».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка»

г. Белоярский»

Индивидуально- исследовательский проект

«Загадки Солнечной системы»

(техническое направление)

Участник:

воспитанник подготовительной группы

«Брусничка»

Серебренников Семён

Руководитель:

воспитатель

Егорова Ольга Николаевна

г. Белоярский

2022 г.

Модельно-информационная карта индивидуально - исследовательского проекта «Загадки Солнечной системы»

Участник проекта: Серебренников Семен, 6 лет

Руководитель: Егорова Ольга Николаевна

Место проведения: г. Белоярский, ХМАО - Югра

Адрес: МАДОУ «Детский сад «Березка», ул. Строителей, 20

Телефон: 8(34670) 2-22-38

Вид, тип: проекта: индивидуальный, исследовательский

Цель: формировать представления о Солнечной системе, планетах и их спутниках.

Содержание проекта: в процессе работы над проектом ребенок узнал научную информацию о планетах Солнечной системы и их спутниках; создал макет Солнечной системы, смоделировал робототехническую модель научно-исследовательского спутника «Галактион».

Сроки проведения: краткосрочный.

Продукт проекта:

  • макет Солнечной системы;
  • альбом «Наша Вселенная»;
  • робототехническая модель научно-исследовательского спутника «Галактион».

Актуальность выбора темы и значимость исследования

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»

К.Циолковский

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Тема космоса как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Наука астрономия раскрывает картину Вселенной и помогает людям познать ее тайны.  Реализуя образовательную программу по познавательному развитию, я обратила внимание, что ознакомление дошкольников с космосом раскрывается в недостаточной степени. Интерес одного из воспитанников в группе и поспособствовал организовать работу над исследовательским проектом «Загадки Солнечной системы».

Цели и задачи работы:

Цель: формировать представления о Солнечной системе, планетах и их спутниках.

Задачи:

 - систематизировать представления о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о Солнечной системе, планетах и их спутниках);

- познакомить с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер»;

-  развивать творческие способности при создании макета Солнечной системы;

- развивать познавательную активность к техническому творчеству;

- воспитывать самостоятельность, активность, уверенность.

Объект исследования: космическое пространство – Вселенная.

Гипотеза для руководителя:

Допустим, что астрономия – это наука доступная только взрослым. Может ли ребенок через собственную познавательно - исследовательскую деятельность сформировать первоначальные представления о Солнечной системе, ее планетах и спутниках?

Цель руководителя:

- развитие познавательных интересов, творческих, конструкторских способностей в процессе работы над проектом.

Задачи:

- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через интеграцию всех образовательных областей;

- создавать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности ребенка в рамках реализуемого проекта;

- воспитывать ценностное отношение к результатам своей деятельности.

Планируемый результат руководителя:

- расширение знаний и проявление интереса к космосу;

- развитие интереса к познавательно-исследовательской, творческой деятельности;

- развитие умений анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта.

Актуальность исследователя:

Я знаю, что на небе есть звёзды, солнце, луна. А ещё далеко в космосе есть разные планеты. Хочется узнать, что такое звезды, планеты, спутники. Какие они? Конечно, можно попросить взрослых, чтобы они рассказали или самому почитать книги. Сходить в библиотеку, посмотреть информацию в интернете на научных сайтах.

Цель исследователя: узнать строение Солнечной системы, ее особенности.

Задачи:

- почитать информацию о космосе в книгах и интернете;

- создать макет Солнечной системы;

- смоделировать научно-исследовательский спутник «Галактион»;

- рассказать ребятам своей группы о том, что я узнал о космосе.

Гипотеза для исследователя:

Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сам изучить Солнечную систему с ее многообразием планет и спутников?

Планируемый результат исследователя:

- сформированность элементарных знаний о планетах Солнечной системе их спутниках;

- заинтересованность темой проекта;

- создание макета Солнечной системы;

- создание робототехнической модели научно-исследовательского спутника «Галактион»;

- презентация проекта детям группы.

Методы исследования:

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

- проблемно – мотивационный;

- наблюдение;

- творческая деятельность.

Этапы реализации проекта:

         Этап

Содержание

работы

Предполагаемые результаты

Работа с родителями

1-й этап -подготовительный

Определение цели и задач

Сбор информации по теме: «Космос».

Подбор иллюстративного материала на тему о космосе

Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

 

 

Накопление информации по теме

 Оформить альбом по теме: «Наша Вселенная»

 

Изготовить памятки для родителей

Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»

Привлечение родителей к сбору материала (картинок, стихов, пословиц, загадок, рассказов)

 

2й этап -

Практический

Художественное творчество

Рисование: «Космическое путешествие». Аппликация:

«Полет в космос».

Конструирование робототехнической модели научно-исследовательского спутника «Галактион».

С/р игры: «Космос», «Большое космическое путешествие».

Беседы на темы: «Солнечная система», «День-ночь», «Солнце и луна».

Рассматривание иллюстраций,

дидактические игры,

викторина на тему: «Мир космоса».

Экспериментальная деятельность

Опыты: «День – ночь»,

«Лунные кратеры»

Чтение художественной литературы

А.А. Анпилова

«Ю.А. Гагарин», просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.

Прослушивание фоновой космической музыки

Организованная познавательная, игровая, творческая деятельность детей в группе.

Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.

Беседа: «Неизведанное рядом»

Консультация для родителей: «Космос далёкий и

близкий»

3й этап -заключительный

Разучивание стихов на тему: «Космос» 

Выступление перед детьми подготовительной группы с проектом: «Загадки Солнечной системы»

Перспективы развития проекта:

- распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;

- дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.

Приложение 1

Опыты и эксперименты

1. Тема: «Как выглядит Солнце».

Материал: бинокль, 2 листа белого плотного картона.

Ход эксперимента

Взять квадратный кусок картона размером 40х40, вырезать дырку такого размера, чтобы в нее входила одна из линз бинокля. Положить кусок картона на стол и установить бинокль так, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно прикрепить бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Роль экрана будет выполнять этот картон. Прислонить его к спинке стула под прямым углом к местонахождению Солнца на небе. Установить бинокль на беспредельность и направить на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появится изображение Солнца.

2.Тема: «Почему солнце можно увидеть до того, как оно появится над горизонтом?»

Материал: чистая литровая банка с крышкой, стол, линейка, книги.

Ход эксперимента

Наполнить банку водой, пока не перельется через край. Плотно закрыть крышкой. Поставить банку с водой в 30 см от края. Сложить перед ней книги так, чтобы четверть банки осталась видимой. Слепить из пластилина шарик размером с орех. Положить его на стол в 10 см от банки. Встать на колени перед столом. Посмотреть сквозь банку поверх книг. Если шарик не виден, нужно немножко пододвинуть его. Оставаясь в этом же положении, убрать банку из поля зрения.

Вывод: шарик можно увидеть только через банку с водой. Почему?

Банка с водой позволяет видеть шарик, который находится за стопкой книг. Свет, отражаясь от шарика, проходит сквозь банку с водой, преломляясь в ней. Свет, который идет от небесных тел, проходит сквозь земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет также, как банка с водой. Именно поэтому солнце можно видеть за несколько минут до восхода, а также некоторое время после захода.

3. Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»

Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и грейпфрут).

Ход эксперимента

Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).

4.Тема «Невидимое письмо»

Воспитатель подносит рисунок Солнца к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на листе появляются буквы.

5.Тема «Лунные кратеры»

В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.

Приложение 2

Беседы

Тема «Солнечная система»

Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.

Предварительная работа

На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.

Сколько звезд на небе? Какие они?

Материал: схема Солнечной системы (ее можно рисовать походу занятия на доске).

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.

Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.

Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?

Короткий рассказ педагога о солнце:

«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?

Солнце- это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.

Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?

С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда — Солнце- это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.

На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.

 Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.

В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.

Мы с вами живем на одной из планет- Земля».

Тема «День и ночь»

Цель: ознакомление детей с наступлением дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Материал: глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок), настольная лампа.

Ход занятия

Педагог спрашивает детей: «Вспомните, как называется планета, на которой мы с вами живем.

 Как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле?

Как влияет?

А Солнце когда-нибудь отдыхает?

Что делает Солнце ночью, ведь мы его не видим?

Люди часто говорят про Солнце- Солнышко проснулось, за лес село и т.п. Как вы думаете, солнце движется?

На самом деле Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик, всегда светит, всегда греет.

Наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой.

Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли.

Именно там светло, там день.

А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Педагог предлагает провести опыт, показывающий смену частей суток.

На стол ставится настольная лампа (это Солнце), рядом глобус.

На глобус крепится условный значок.

Педагог включает лампу и начинает потихоньку вращать глобус.

При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется ее освещенность.

Даются соответствующие названия – утро, день, вечер, ночь.

Затем педагог предлагает детям сказать, что обычно они делают.

Когда Земля и Солнце занимают определенное положение по отношению друг к другу.

В заключение педагог предлагает игровое упражнение «Когда это бывает?»

Педагог произвольно устанавливает условную метку по отношению к Солнцу и предлагает детям назвать части суток.

Тема «Солнце и Луна»

Цель: ознакомление детей с понятиями «Солнце» и «Луна».

Задачи:

- закрепление представлений о геометрических формах и цветах;

- формирование умений отражать эмоции с помощью рисования.

Ход занятия

Занятие начинать с разгадывания загадок.

  1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …

                                                                 (Солнце)

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?

                                                                       (Солнце)

  1. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»

Рассмотрим желтый круг.

На что он похож?

Изобразим солнышко на листе.

Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.

Может ли солнышко улыбаться?

Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.

Знакомимся со вторым, белым кружочком.

Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?

Загадать загадки.

  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной.

А зовут меня …  (Луной)

  1. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится. (Луна)

Рядом с солнцем рисуем луну.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какое настроение у Луны?

Попробуем его отразить в рисунке.

Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.

Нарисовать Солнце и Луну.

Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?

Приложение 3

Продуктивная деятельность

Рисование «Космическое путешествие»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о космосе, развивать умение воплощать увиденное в рисунке.

Задачи:

  • развивать умение рисовать, используя нетрадиционные методы рисования;
  • развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности;
  • воспитывать интерес к космосу, к работе с нетрадиционными методами рисования;
  • создавать условия для творческого развития детей.

Материал: проектор, файлы с изображением космоса и небесных тел, вырезанные звезды на каждого ребенка, акварель, зубные щетки на каждого ребенка, трубочки на каждого ребенка, тряпочки, тонированные листы для каждого ребенка, стаканчики с водой, клей, кисточки для клея, баночки для клея, тонированные листы 20*30, музыкальный файл с песней «Трава у дома», файл со звуком взлетающей ракеты, корзинка

Предварительная работа: проведение познавательных занятий, бесед, отгадывание загадок по космической тематике.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный день. Так и хочется отправиться в путешествие. А вы хотите со мной отправиться в неизведанный космос?

Дети: Да.

Воспитатель:

Если в космос вы хотите,

Значит скоро полетите.

Самым смелым будет наш

Веселый дружный экипаж.

Но перед отлетом вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос. Какую одежду носят космонавты?

Дети: Скафандры.

Воспитатель: Правильно, скафандр. Давайте встанем около стульчиков и оденем скафандр, шлем, сапоги, перчатки. (сопровождаем движением) Ребята, а что нам еще надо для полета в космос?

Дети: баллон с воздухом

Воспитатель: Молодцы. Не забыли! Итак, одеваем на себя баллоны. (сопровождаем движением). Ребята, а на чем полетим?

Дети: на ракете.

Воспитатель: Правильно!

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать.

Слабых в космос не берут:

Ведь полет – нелегкий труд.

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Давайте выполним зарядку, чтобы стать сильнее.

Встаньте около своих стульчиков.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, раз – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Раз-два, раз-два

В космос нам лететь пора.

Воспитатель: Давайте выйдем и построим круг, это будет наша ракета. (Выходят и строят круг вместе с воспитателем)

- А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете. Давайте, посчитаем: пять, четыре, три, два, один, пуск…. (В это время звучит звук взлетающей ракеты). Давайте подвигаемся на месте, как будто мы летим. (Дети имитируют полет на ракете).

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в космосе. Давайте сядем на свои места и посмотрим по сторонам (дети садятся на места). Ребята, посмотрите в наши иллюминаторы. Что вы видите? (В это время на проекторе появляется картинка с планетами).

Дети: Планеты.

Воспитатель: Правильно, планеты. Посмотрите, сколько их много, какие они разные, но все очень красивые. А у нас тоже есть свои планеты, которые мы с вами рисовали на прошлом занятии методом монотипии. Они у вас лежат на столе. Давайте приклеим их на наши листочки и у нас в космосе тоже будут планеты. Но сначала проведем гимнастику для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять (По одному загибают пальчики на обеих руках).

В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх).

Командир в бинокль глядит (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).
Что он видит впереди? 

Солнце, планеты, спутники, кометы (Загибают пальчики обеих рук)

И большую желтую луну. 

Воспитатель: Пальчики размяли и можно начинать приклеивать планеты. На кисточку клея берем немного, не забываем пользоваться тряпочками. Планету можно приклеить на любое место в своем листке. (Дети выполняют работу).

Воспитатель: Кто выполнил работу аккуратно отложите все на край стола. Ребята, а что пролетело мимо, посмотрим внимательно в иллюминаторы прямо. (В это время появляется новая картинка с изображением кометы)

Дети: Комета.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Это небесное тело, которое при полете оставляет за собой след, в виде хвостика.

Воспитатель: Молодцы! Это и вправду комета. Посмотрите какая она необычная, красочная и какой у нее замечательный хвостик. Давайте быстрее зарисуем ее, пока она не пролетела мимо.

- А какого цвета у нас будет комета?

Дети: Оранжевого

Воспитатель: хорошо, будем рисовать оранжевого цвета. А чем мы ее будем рисовать?

Дети: трубочкой

Воспитатель: Правильно, трубочкой, с помощью метода выдувания. Напомню, как надо рисовать: трубочкой налить в краску воды, размешаем ею краску. На листок бумаги поставить капельку краски и подуть на нее с помощью трубочки в какую-либо сторону. В зависимости от того где у кометы будет хвостик. Все вспомнили, тогда начинаем рисовать.

(Дети выполняют работу, воспитатель некоторым детям помогает)

Воспитатель: Вы уже закончили работу. А мы продолжаем наш полет. Давайте еще раз посмотрим в наши иллюминаторы (дети делают окно перед глазами, смотрят. В это время появляется картинка с изображением звезд).

Воспитатель: Ребята, а что же мы видим сейчас перед глазами?

Дети: Звезды.

Воспитатель: Да. Сколько их много. А на что они похожи?

Дети: На точки, на горошинки…

Воспитатель: Правильно. Давайте и их зарисуем. Вот только их придется рисовать долго, ведь их так много. А может вы знаете, как нарисовать их быстрее?

Дети: да, с помощью зубной щетки.

Воспитатель: Правильно. Ведь мы уже знакомы с техникой набрызга. И щетки у нас тоже есть. Тогда не будем терять время и нарисуем звезды. А какой цвет будем использовать?

Дети: Желтый.

Воспитатель: Давайте изобразим их желтым. Но сначала я напомню, как рисовать с помощью этой техники: сначала надо намочить щетку, потом набрать на щетку желтую краску. Наклонить щетку к листку, чтобы щетинки смотрели тоже вниз, на листок. Пальчиком отгибаем щетинки так, чтобы капельки краски упали на листок. Делаем это тихонько, чтобы краска не попала вам на одежду.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Ребята, молодцы. Мы все, что увидели, зарисовали. Воздуха в баллонах осталось мало и нам надо отправляться домой. А вам хочется что-нибудь взять из космоса с собой?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Тогда давайте наловим звезд в мою корзинку (достаю корзинку, в ней готовые звезды на каждого ребенка. Они покрыты салфеткой). Ребята, ловите звезды и кидайте их мне в корзинку (дети имитируют движения, как они ловят звезды и кидают их в корзинку).

Воспитатель: Посмотрите, сколько вы наловили звезд! (показываю корзинку, убрав салфетку). Когда мы прилетим домой, я вам их раздам. А сейчас пройдем в ракету, чтобы лететь домой, пока воздух совсем не закончился. (дети встают в круг, держатся за руки. Звучит музыка. Воспитатель: Осталось немного времени до приземления. Начинаем обратный счет: 5, 4,3,2,1 приземлились. Снимем баллоны с воздухом и скафандры. (Дети имитируют движения).

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? А что мы с вами видели в космосе?

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ваши рисунки вы возьмете домой, и расскажите родителям про наше необычное путешествие. А сейчас я вам раздам ваши космические звезды

(дети подходят к воспитателю, она раздает из корзинки звезды).

Аппликация «Полет в космос»

Цель: создание работ на тему «Полет в космос»

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей о космосе; учить передавать форму ракеты, пользоваться шаблоном; закрепить умение располагать предметы, по всему периметру листа

Развивающие: развивать чувства композиции и эстетического вкуса

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, способность добиваться хорошего результата

Методы и приёмы: игровой, наглядный, использование художественного слова, самостоятельная деятельность детей, беседа, пояснение, индивидуальный подход

Материалы и оборудование: цветная бумага, листы синего картона, шаблоны (детали) для ракеты, ножницы, клей, изображения ракет, иллюстрации Земли.

 Ход занятия:

- Здравствуйте дети! Издавна люди мечтали подняться в небо. Древняя легенда гласит, что Икар мечтал подняться в воздух как птица и полететь. Он собрал перья, скрепил их воском, одел готовые крылья на спину и полетел, но, к сожалению, он забыл о просьбе отца не подниматься высоко к солнцу, т.к. горячие его лучи могут растопить воск, тогда перья разлетятся, и Икар разобьётся о скалы. К сожалению, так и получилось. Но люди не потеряли надежду научиться летать. То о чем они мечтали, они рассказывали в сказках.
- На чём летали люди в сказках? Или какие сказочные летательные аппараты вы знаете? (ответы детей)
В 19 веке учёные запустили в небо первый воздушный шар. Потом изобрели самолет. А 1961 году, космическое пространство покорил человек. Это был Советский космонавт Юрий Гагарин. И теперь каждый год 12 апреля во всём мире отмечается День Космонавтики.
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть
- А что вы знаете о космосе? Какие планеты находятся в нашей Солнечной системе?
- А Вы сможете отгадать космические загадки? (да).
Тогда слушайте?
Загадки

• Космическая профессия
Очень интересная.
Каждый мальчишка стать им рад
Названье профессии (космонавт).
• Название нашей планеты, друзья,
Назовёт и ребёнок, конечно… .(Земля).
• Остроносая машина
Облетает всю планету.
Транспорт космоса… .(ракета).
- Молодцы, ребята, с космическими загадками вы отлично справились.
- А, что связано со словом КОСМОС?
Небо, планеты, Земля, звёзды, ракета, спутники, хвостатые кометы. (рассмотрение иллюстрации)

А теперь давайте выполним аппликацию.

1.Берём лист бумаги светло-зелёного или светло-голубого цвета и обводим все детали по шаблону. Их должно получиться 5. Это детали самой ракеты.

2. Рисуем окошко овальной формы на бумаге ярко голубого цвета.

3. Теперь нам нужно обвести по шаблону по три треугольника 4-х цветов: красный, оранжевый, бледно жёлтый и ярко жёлтый. Из них получится огонь.

4. На бумаге серебристого цвета рисуем звёзды разного размера.

5. Теперь вырезаем все нарисованные детали.

6. Начинаем склеивать детали ракеты.

7.Треугольники для огня складываем пополам и склеиваем между собой по 4 шт.

8. Приклеиваем получившиеся детали и звёзды на картон синего цвета.

9. Ракета готова.           

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться, о опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
Рефлексия. Подведение итогов.

Конструирование «Научно-исследовательский спутник «Галактион»»

Цель: создание условий для разработки робототехнической модели научно-исследовательского спутника «Галактион».

Задачи:

- формирование представлений о космических кораблях, спутниках;

-  развитие познавательной активности к техническому творчеству;

- приобретение первичных технических умений посредством образовательных конструкторов;

-  формирование основ алгоритмического мышления;

- формирование умений работать в паре, распределяя обязанности.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Искусственные спутники», наборы LEGO® Education WeDo 2.0, планшеты с программным обеспечением, фоновая космическая музыка.

Ход занятия:

Приветствие

Психологическая игра «Подари улыбку другу».

- Здравствуйте, ребята, давайте встанем в круг и за руки возьмемся. У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.

Дети произносят слова: 

- «Мы посмотрим, друг на друга – подари улыбку другу». Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик.

- Ребята, сегодня я приготовила вам загадку, послушайте, пожалуйста.

Плывёт он не в море,

А в космическом просторе.

(космический объект)

- Как вы думаете, что сегодня на занятии мы будем конструировать?

- Сегодня мы с вами рассмотрим разные космические объекты и попытаемся самостоятельно создать робототехническую модель научно-исследовательского спутника.

Основная часть

- Вы знаете, что у нашей планеты Земля есть естественный спутник – Луна.

Но кроме естественного спутника, существуют и искусственные спутники, которые широко используются для научных исследований и прикладных задач. Различают следующие типы спутников:

Астрономические спутники — это спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов.

Биоспутники — это спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами, в условиях космоса.

Космические корабли — пилотируемые космические аппараты

Космические станции — долговременные космические корабли

Метеорологические спутники — это спутники предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли.

Навигационные спутники

Разведывательные спутники

Спутники связи

Телекоммуникационные спутники

Орбитальная станция 

- А кто создает космические корабли, спутники? (инженер-конструктор)

- Сегодня вы будете инженерами-конструкторами, нам надо смоделировать и запрограммировать научно-исследовательский спутник.

-Сейчас мы разделимся на пары (по номеру на бейджике).

- Каждая пара получит задание, вам надо договориться кто что будет собирать, т.к. полученные части модели надо соединить в единое целое. После сборки необходимо составить программу и запрограммировать свою модель. По окончанию работы каждая пара представит свою модель.

Самостоятельная работа

Рефлексия

Презентация моделей.

- Какой вклад каждый внес в работу, кто что сделал?

- Удалось ли вам договориться в паре, быстро ли вы распределили обязанности?

Защита проекта

Добрый день! Меня зовут Семен. Я мечтаю стать ученым, мне очень интересен космос. Я самостоятельно изучил строение солнечной системы, обобщил и систематизировал информацию о планетах и других телах нашей галактики. Мы вместе с мамой сделали макет солнечной системы на котором отобразили наиболее важные её элементы в условно схожем размерном соотношении.

Солнечная система так называется не зря, самое главное это Солнце. Солнце – это звезда, огромный шар раскаленных светящихся газов, оно дает всем планетам свет и тепло. Меркурий – это ближайшая к солнцу планета. На нем самые экстремальные перепады температур воздуха.  Вторая от Солнца – Венера, самая горячая планета. Её поверхность – выжженная раскаленная пустыня.  Следующая планета – наша Земля, единственная известная планета, на которой есть жизнь благодаря наличию воды, воздуха и тепла. Она разноцветная: большая часть голубая –океаны, темные пятна – суша, зеленые –леса, белые – облака. Марс – называют «красной планетой», потому что на нем постоянные пылевые бури поднимающие частички красноватого железа, которого много на его поверхности. Марс благодаря близости к Земле самая изученная планета, недавно ученые обнаружили на ней воду и признаки наличия жизни, наблюдения не прекращаются. Планета Юпитер – это самая большая планета, внутри него могла бы поместиться 1000 земных шаров. Он состоит из газа и не имеет твердой поверхности. Большое красное пятно — это уникальный гигантский ураган, который бушует более 300 лет. Дальше от солнца – Сатурн, еще один газовый гигант. Его легко отличить от других планет, у него огромные 4 кольца, из водяного льда, космической пыли и камней. А это – Уран, самая холодная планета, ледяной гигант. Он необычно вращается как бы «лёжа на боку», вероятно это из-за столкновения с астероидом. Уран имеет небольшую систему колец предположительно из остатков бывшего спутника. Дальше всех расположена планета Нептун, тоже ледяной гигант. На нем не переставая бушуют сильнейшие ледяные ураганы и бури, каких нет ни на одной планете.  Раньше считали, что в нашей системе есть еще девятая планета Плутон, он в три раза меньше луны.

Многие знают, что у нашей планеты есть спутник – Луна. Мы её хорошо видим ночью, но она сама не светится, а лишь отражает свет от Солнца.  Луна единственное хорошо изученное космическое тело, на котором побывали люди.

Но оказывается, что и у других планет есть спутники!

У Марса всего два спутника: Деймос и Фобос, они небольшие и имеют «неправильную» форму. У Юпитера известно 79 спутников, внимание привлекают — Ганимед, Каллисто, Европа и Ио. У Сатурна обнаружено 82 спутника. Тита́н — самый большой спутник Сатурна, является единственным, кроме Земли, космическим телом, для которого доказано стабильное существование жидкости на поверхности, и единственным спутником планеты, обладающим плотной атмосферой оранжевого цвета. У Урана тоже есть спутники. Всего 27, а Тита́ния самый крупный из них и один из самых больших во всей нашей системе, но данных о спутнике мало. А у Нептуна 14 спутников, самый большой Тритон, он больше Плутона. Удивительно, но Плутон также имеет развитую систему спутников, правда большинство из них астероидные тела. Стоит отметить, что чем дальше спутники от Земли, тем они меньше изучены. А вот у Меркурия и у Венеры спутников нет, они находятся под воздействием сильного гравитационного поля Солнца.

Мне было интересно узнать, что Все планеты вращаются вокруг своей оси, от этого на планете меняется время суток. Если посветить на планеты со стороны солнца, планеты освещены только, с одной стороны. Это значит, что там, где попадает свет – день, а где темно - ночь.  

А еще планеты вращаются вокруг Солнца по своей орбите. Вращаясь по орбите на большинстве планет меняются времена года.

Я с радостью поделился со своим друзьям в группе обо всем, что знаю про Космос. В моей комнате тоже есть свои маленькие планеты и этот трехмерный макет солнечной системы я сделал сам.

Астрономия – это наука не только для взрослых! Изучение галактик дает надежду на обнаружение источников жизни за пределами земли.

Мне очень интересно изучать удивительный мир Вселенной и поэтому я смоделировал из конструктора робототехническую модель научно-исследовательского спутника «Галактион». Этот спутник будущего. Его цель – изучение поверхностей планет, которые существуют в нашей Солнечной системе. Мой спутник запускается с помощью программы, совершает круговые движения и подает сигналы на космический корабль (запуск научно-исследовательского спутника).

Благодарю за внимание!

Список литературы:

  1. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  2.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  3. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  6.   Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  7. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
  8. Фоновая космическая музыка  https://zvukogram.com/category/fonovaya-kosmicheskaya-muzyika-bez-slov-sci-fi/ 
  9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Планеты Солнечной системы"

Научить детей различать планеты Солнечной системы, умение определять их место расположения....

Проект: «Наша Солнечная система»

Современные  дошкольники  задают  много  вопросов  о  космосе,  звездах, космонавтах,  так  как  данная  тема,  как  все  неведомо...

Проект "Планеты Солнечной системы"

Проект "Планеты Солнечной системы"...

Проект "Планеты солнечной системы"

Проект-Планеты солнечной системы...

Проект " Наша солнечная система"

Все мы в детстве мечтаем стать космонавтами, покорять неизведанные планеты, открывать неизвестные миры! «Космическая» тема всегда волнует воображение, дает полет фантазии. При формировании...

Проект "Планеты солнечной системы" (макет)

Макет "Планеты солнечной системы"...

Проект: «Удивительная - солнечная система»

Краткое описание исследовательский проект«Удивительная – солнечная система»В данном проекте будут представлены факты о солнечной системе и планетах, раскроется главный вопрос: «...