Проект по экологии в средней группе «Что за чудесница, водица-волшебница»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Обобщить, расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде; привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_dlya_sr._gr.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологии в средней группе

«Что за чудесница, водица-волшебница»

 

Подготовили:

Воспитатели МАДОУ ДС с.Бессоновка, ул.Кирова 20

Короткова Мария Евгеньевна и Исаева Юлия Николаевна

Паспорт проекта

Вид проекта: средней длительности (конец декабря - февраль).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: 

- обобщить, расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде;                                                                                                  

- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи проекта:  

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

- дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;

- уточнить значение воды для всего живого.

  Ожидаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам;

- воспитать бережное отношение к воде;

- привлечение родителей к активному взаимодействию с детьми.         

 

План реализации проекта в средней группе ДОУ «Что за чудесница, водица-волшебница».

Подготовительный этап проекта:

- создание экспериментальной лаборатории в группе;

- рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой;

- подбор подвижных и речевых игр;

- составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;

- составление и создание опытов, экспериментов с водой.

Исследовательский этап проекта:

- тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Что мы знаем о воде?»

 Цели: - познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);              

- уточнить значение её для всего живого; 

- развивать любознательность, мышление и речь детей;                                        

- ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;

- воспитывать бережное отношение к воде.          

Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена».

Цели: - создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;                                                                                                            

- развивать образное мышление при выборе способа действия;

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

                                        Художественная литература.  

Чтение рассказа «Как люди речку обидели».

Цель: - учить детей внимательно слушать литературное произведение.  

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации «Что за чудесница - водица-волшебница».

Цели: - уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к

зимним явлениям;                                                                                                                          

  • показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой,

паром, льдом;                                                                                                                                   - упражнять в образовании однокоренных слов;                                                                      

  • развивать творческое воображение;                                                                                          
  • закрепить навыки работы с бросовым материалом;                                                              
  • воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.  

                               

Изобразительная деятельность

Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше».

Цели: - вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными

техниками;                                                                                                                                            

- показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошку.          

Аппликация «Тучи по небу бежали».

Цели: - познакомить с техникой аппликативной мозаики;                                                      - учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

Беседа “Чистота та же красота”.

Цель: - прививать детям правила личной гигиены.

Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

Консультация «Экологическое воспитание – важное значение для развития

детей».

Консультация «Поговорим о воде»

Консультация «Волшебница водица – опыты с водой»

Заключительный этап проекта

Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница».

Игры к проекту

Речевая "Подскажи словечко".

Цели - развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Игра малой подвижности «Ручеёк».

Подвижные игры: «На болоте».

Цели: - учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей

«Караси и щука».

Цели: - учить выполнять правила в подвижных играх;                                                            

- развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

“Море волнуется”.

Цели: - расширять содержание игры;                                                                                            

- развивать воображение, творчество, пластичность движений.

“Мы – капельки”.

Цели: - развивать воображение детей, активность в игре.

Опыты к проекту

«Вода не имеет формы».

   Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной).  Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом?

Вывод: лед не изменил формы, пока не растаял.  

 Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим?

(Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

«Лёд легче воды».

  Предложить детям опустить лёд в стакан, до краев наполненный водой. Лёд растает, но вода не прольётся.

Вывод: вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, т.е. она тяжелее.

«Превращение в воду».

  Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

  Вывод: снег, лёд, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

«Вода нужна всем».

   Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).

Вывод: вода необходима растению для роста, без воды оно не растёт.      

«Растения пьют воду».

   Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.

Вывод: растения пьют воду.

«Животворное свойство воды».

   Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.

Вывод: вода даёт жизнь всему живому.

Опыты с водой.

 Цель: научить детей очищать воду. 

 Задачи:

  • Закрепить, что вода – жидкость, некоторые свойства воды.  
  • Познакомить со способами очищения воды.  
  • Воспитывать аккуратность в работе с водой.  

    Оборудование: мерные стаканчики по количеству детей, ситечки, воронки, фильтры, салфетки, бинт, вата, ватные диски, картины лаборатории, сосуды разной формы с водой.  

                                                      Ход:                                                                              

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать в нашей мини-лаборатории? 

 Давайте оденем фартуки. Посмотрите на мой стол.  

 Что вы видите на нём?  Что в этих сосудах?  

 Какая вода? (прозрачная)  

 А какая еще вода бывает?  

Вода, это что? (жидкость)  

 (Воспитатель переливает воду из одной емкости в другую, трясёт бутылочку с водой, выливает воду на стол).

  • Назовите мне свойства воды.  (Вода льётся, булькает, растекается)  
  • Почему вода разной формы? От чего это зависит?  
  • Чем ещё может быть вода? (лёд, снег, пар)  
  • Ребята, а вода это хорошо? (да).  
  • Ребята, сегодня я набрала утром снег, он растаял. Но посмотрите, какая вода? (грязная). Можно такую воду пить, готовить пищу, умываться?  
  • Что можно сделать?  

Дети процеживают воду через ситечко, от мусора очищают.  Далее предлагаю профильтровать воду.  

  • Что может быть фильтром? (салфетка, ватный диск, уголь, песок) .

    Показываю модель «Как очистить воду». Предлагаю детям выбрать фильтр, вложить его в воронку.  

 (Дети работают) Обратите внимание на аккуратность. Воду лить тонкой струйкой.

Что получилось? Сравните воду в своем стаканчике с большей емкостью.  

  • Можно такой водой пользоваться, пить, готовить пищу (Нет).

       Анализ: Что мы делали? Из чего были фильтры? Кому мы помогли?              

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание – важное значение для развития детей»

 

 

                              Уважаемые наши родители!

 

                Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает доброжелательность, благородство и взаимопонимание. Если мы хотим получить хорошие результаты в воспитании детей, то давайте поощрять их познавательные результаты и интересы. Давайте осознаем, что наши дети учатся жить у нас, т.е.  многое они черпают из окружающего мира. Если ребёнок живёт в понимании, то он учится находить любовь в этом мире: любовь к природе, ко всему живому, к Родине. И всему этому дети учатся у нас, взрослых.

          Над темой экологического воспитания я работала и с предыдущим выпуском детей, которые сейчас учатся в школе. Но эта тема не стала менее актуальной и в это время, даже наоборот. Я продолжаю работать в этом направлении и с этими детьми, пока они еще маленькие, и нам нужна ваша помощь. Ведь что сейчас мы заложим в наших детей, то и даст свои положительные и отрицательные плоды.

              Наша задача в детском саду - к выпуску детей научить их узнавать растения, ухаживать за ними, за животными; бережно и с любовью относится ко всему живому, начиная с мелких насекомых и заканчивая домашними животными. Когда такая работа проводится совместно, результаты видно сразу. Без помощи родителей, наши усилия бесполезны. Все наши начинания должны закрепляться дома. Всему мы учимся играя. Всё, что постигают наши дети, они это делают через игры: дидактические, сюжетно - ролевые.  

          Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья.

          Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры. Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.

          Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке будут расти и долго радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым, и не идти на поводу у ребенка.   Когда родители поступают иначе – у ребенка формируется потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде.  Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения.  Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки) и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семье, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе.

        Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом, цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы: «Ванька мокрый», бегонии и т.д. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.

         В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведения в природе, правила сбора ягод и фруктов.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

    Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей;     

       выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно -  заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому на эти вопросы.

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.  

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?  
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?  
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)  
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?  
  5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?  

 

     По результатам анкетирования будет видно -  заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому на его вопросы.

 

 

 

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?  
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?  
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)  
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?  
  5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?  

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?  
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?  
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)  
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?  
  5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »

Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица-волшебница»/

Проект познакомит воспитателей с новым формами работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....

Исследовательско- творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница»

Исследовательско- творческий проектв средней группе«Что за чудесница, водица - волшебница»...

Проект по экологии в средней группе " Что за чудесница, водица - волшебница "

Вид проекта: средней длительности (февраль – апрель).Участники проекта: средняя группа детского сада «Огонёк», , воспитатели, родители.Актуальность темы: Когда мы с детьми гуляли осе...

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница»

Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах ...

Исследовательский - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница»

Обобщить и расширить  знания и представления детей о неживой природе – о воде.-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.- познакомить детей со свойствами воды (вк...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ «ЧТО ЗА ЧУДЕСНИЦА, ВОДИЦА-ВОЛШЕБНИЦА».

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Детипостоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Мир неживойприроды богат и разнообразен. По мере того как дети растут, он все с...