Мастер - класс "Культурное наследие"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_kulturnoe_nasledie.docx308.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Культурное наследие»

Рахматалиева Хамида Айткалеевна, воспитатель разновозрастной старшей группы. Педагогический стаж 34 года, в данном учреждении – 33 лет.

Исходя из многолетнего опыта дошкольного образования, можно утверждать, что дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.

В течении 2020 г. ведется работа над проектом «Культура народов России». Этот проект информационно – познавательный для детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта, дети познакомились с:

предметами быта; национальными костюмами, народными обычаяма, обрядами, праздниками, народными промыслами. Знакомство с народным прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного восприятия. Дети не только получают определенный объем знаний о промыслах, но и сами участвуют в этом: украшение посуды, предметов быта. Огромную роль в воспитании патриотизма играет знакомство с народными инструментами. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов. В нашем ДОУ проводятся праздники, посиделки в которых дети не только играют и поют, но и сами играют на музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, погремушках, что доставляет им огромное удовольствие, а также вызывает интерес к их происхождению. С этой целью были проведены НОД: «Путешествие в страну фольклора», «Путешествие в прошлое народных инструментов».

К народным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, колотушка, маракасы. Хотелось бы обратить ваше внимание на инструмент - барабан. Этот инструмент распространен у большинства народов, и используется в составе многих музыкальных ансамблей. Целью нашего проекта было углубленное изучение традиций и культуры народов России, Казахстана, Украины, поэтому обратимся в историю данного инструмента этих народов. Первыми предпосылками барабана были человеческие звуки. Древним людям приходилось защищаться от хищного зверя путём битья себя в грудь и издавая крик.

*Русский барабан – очень древний инструмент, они появились как только человек научился обрабатывать кожу. 

Первыми барабаны для передачи приказов в войсках применили швейцарские пехотинцы. В нашей стране барабаны были использованы впервые Иваном Грозным во время битвы за Казань. Активно заменять в стрелецких полках духовые инструменты на   барабаны начали Федор Иоаннович и Борис Годунов.  При царе Алексее Михайловиче, в войсках был введен большой барабан. А после формирования армии по европейскому образцу, когда бой разделили на новые элементы (марш, сближение, огонь, удар в штыки и преследование), барабан стал не только сигнальным инструментом: он регулировал строевой и маршевый шаг. 

 

Показ картинок на экране.

https://www.rosflaxhemp.ru/img/work/article/a_2226_9926.jpg

*Казахский барабан – Шандауыл. Это тоже древний инструмент, с очень сильным громким звуком, служивший для подачи сигналов. Громкие звуки созывали жителей аула на охоту, религиозные обряды, извещали о предстоящих перекочевках.

         

 C:\Users\hamid\Desktop\image-14.jpg C:\Users\hamid\Downloads\share_1292141493.jpg

*Украинский барабан – Бугай (бербеница), похожий на высокий барабан с закрепленными в верхней плоскости пучком конских волос. Звук этого инструмента напоминает рев быка.

C:\Users\hamid\Desktop\s1200.jpg


Познакомившись с историей этих инструментов, мы решили с детьми сделать своими руками свой музыкальный инструмент.

Цель: создание условий для творческого развития детей в продуктивной деятельности.

Видео – совместная деятельность с детьми по изготовлению музыкального инструмента.

Свой мастер - класс хотелось посвятить изготовлению музыкального инструмента – барабан – погремушка. Мы с вами то же своими руками попробуем сделать свои инструменты.

Приглашаю коллег за столы. Совместная работа, подведение итога.

Вывод: работа по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров"

Нижегородская область, по признанию искусствоведов и этнографов - одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Причины этого назвать нетрудно. Природа края не особенно щедра для ...

Консультация для родителей Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров

Консультация для родителей Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров...

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"

quot;Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"...

Консультация для родителей Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров

Консультация для родителейНародные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров...

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчестваПрезентацияПроект для детей старшей группы "Народные промыслы России"...

Методическая разработка сценария совместного мероприятия с родителями «Вот так чудо-мастера!» (в рамках года культурного наследия народов России)

Формирование патриотических чувств у воспитанников и родителей  посредством знакомства с народной игрушкой, народными играми, песнями, хороводами....

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества"

Формирование у детей дошкольного возраста основ духовности и патриотизма средствами народной культуры....