Проект "Мы маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Илюшина Лариса Васильевна

Развитие представления о свойстве веществ , явлениях окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

            Познавательно-исследовательский проект в младшей группе.

                    Тема: «Мы маленькие исследователи»

Описание проекта

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой и живой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно — экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

  • игровая
  • познавательно — исследовательская (опыты) и продуктивная

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Актуальность проекта

Детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.

Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д.

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Объект проекта: формирование познавательно-исследовательского развития, социально-коммуникативного развития; речевого развития.

Цели проекта:

  • Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, камня, древесины, пластмассы, металла и ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних предметов на свойствах других.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

Этапы:

1. Подготовительный.

  • Постановка цели и задач проекта
  • Определение актуальности и значимости проекта
  • Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
  • Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
  • Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
  • Подбор художественной литературы для детей
  • Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.

2. Основной.

  • Создание и обустройство экспериментирования для успешной реализации проекта
  • Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию
  • Планирование занятий, приложения, работа с родителями.

3. Заключительный.

  • Создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
  • Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми

дошкольного возраста по возрастным категориям

  • Фото-коллаж для родителей
  • Публикация на сайтах воспитателей.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Материалы и оборудование:

Лупы, ложка, посуда, игрушка, шкатулка с тканью разной фактуры, персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани, бумага, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы, пробки, пух и перья, разноцветные прищепки; камешки разного размера

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.д.), «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.д.), семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; вата, ватин, синтепон

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья и т.д.

Формы работы с детьми:

Дидактические игры: «Найди пару», «Узнай предмет», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры: «Лаборатория», «Ветер и листочки», Игра — эксперимент «Рисовальщики»

Настольно-печатные игры: «Времена года», «Природные явления», «Что происходит в природе», Разрезные картинки «Собери растения»,  «Что, где растет?», Лото «Цветы»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Что спрятано?» ,«Шишки»

Пальчиковые игры: «Дождик» (Русская народная потешка), Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка), «Солнышко», «Что делать после дождик», «Дождик», «упражнение с пробками».

Стихи и загадки про живую и неживую природу

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.

Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию:

Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом.

Консультация:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду. Экспериментируем играя». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятки для родителей:

«Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя», «Признаки познавательной активности», «По организации познавательно – исследовательской деятельности» «экспериментирование с водой» и консультация для родителей

Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Маленькие исследователи"

Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...

Информация для родителей "Маленький исследователь"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....

Вырастить маленького исследователя

Чем можно увлечь ребенка...

Маленькие исследователи

Консультация для родителей  - проведение простых опытов в домашних условиях...

Составительская программа "Маленькие исследователи"

Эта программа была создана с целью      развития у детей раннего возраста  познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элемента...