Прогулки на май средняя группа
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Чупрына Елена Павловна

знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._progulki_na_may._srednyaya_gruppa.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа Май

Прогулка  1

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки,   В зеленые листочки

Деревья одеваю,        Посевы поливаю,

Движения полна,         Зовут меня... (весна).

  • О каком времени года говорится в загадке?
  • Перечислите признаки весны.
  • Какой сейчас месяц?

Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.

  • Что это за дерево?  Что произошло с почками?
  • Они маленькие или большие?
  • Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
  • Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
  • А какого цвета появляются листочки?

Весна! Денек прекрасный!

В саду стреляют почки,  

 И протирают глазки

 Зеленые листочки.

  • Во что скоро оденется лес?
  • А какие птицы прилетят?  Какая птица в лесу кукует?

Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.

  • А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.)
  • Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)

Трудовая деятельность: Уборка огорода и грядок.

Цель: вызвать желание подготовить грядки к посадке семян.

Подвижные игры:  «Добеги и прыгни».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

«Кто скорее добежит по дорожке?».

Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа:  Бросание предметов в цель.

Цель: закреплять навыки бросания предметов в цель одной рукой.

Средняя группа Май

Прогулка 2

Сравнение ели с сосной

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различии (сосна, как и ель, зеленая всегда, у нее тоже есть иголки, только длиннее, веточки только наверху).

Ход наблюдения

Сосны до неба хотят дорасти,

 Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель загадывает детям загадку.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна.)

Сосна — дерево высокое. У нее ствол прямой, веточки только на макушке, ветки покрыты длинными зелеными иголками. Сосна зеленая и зимой и летом. А еще у сосны, как у елочки, бывают шишки.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цели:

  • воспитывать трудолюбие;
  • учить помогать друг другу.

Подвижные игры

«Воробушки», «Поезд».

Цель: упражнять детей в ходьбе по скамейке, в беге врассыпную.

Индивидуальная работа

«Кто быстрее добежит?», «По камушкам».

Цель: упражнять в беге, равновесии в ходьбе по «камушкам» (кирпичики), умении быстро действовать по сигналу.

Прогулка 3

Труд на огороде

Цель: показать, как правильно сажать рассаду капусты, картофель, лук, сеять семена моркови, свеклы.

Ход наблюдения

Как изменилась земля (там, где мы не вскапывали) под деревьями? (Появилась зеленая трава.)

Расцвел первоцвет, мать-и-мачеха, появились маленькие листики одуванчика. Обратить внимание на грядки. У клубники появились зеленые листочки, клубника пустила усы, а чуть позже зацветет. А что с другими грядками? Они стоят скучные, пустые, грустят. Что надо сделать, чтобы грядки стали пестрыми, яркими и осенью нас порадовали? Как правильно сажать рассаду капусты?

Сначала надо выкопать ямку, полить немного, затем положить в ямку рассаду, засыпать землей и опять полить уже обильно. Можно сказать, что растения — живые организмы. Как правильно сеять семена?

Сначала надо сделать бороздки, и по одному семечку, не очень близко друг к другу, класть в бороздки семена, сверху граблями закрыть землей и полить. Что надо делать, чтобы наши семена и рассада взошли? Надо все лето ухаживать, поливать, вырывать сорняк. Тогда огород нас за это отблагодарит.

Трудовая деятельность:  Работа на огороде.

Цели: - закреплять умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя (посадка на огороде); -

  • закреплять знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра: «Совушка».

 Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя;

  • формировать умение плавно работать руками, бегать в определенном направлении.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цели: - формировать умение бегать врассыпную в определенном направлении;

  • строиться в шеренгу по три человека.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Средняя группа Май

Прогулка 4

Наблюдение за цветником

Цели:

  • закреплять знания о цветнике;
  • воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее к
    посадке рассады цветов.

Ход  наблюдения

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок — терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады?
    (Убрать сухие стебли, листья.)
  • Чем будем убирать стебли? (Граблями.)
  • Чем вскопаем землю? (Лопатами.)

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории после зимы.

Цели:

  • учить трудиться сообща;
  • воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Спящая лиса», «Покажи мяч».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

«Перелет птиц».

Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении.

Средняя группа Май

Прогулка 5

Наблюдение за рябиной

Цели:

  • закреплять знания о строении дерева;
  • формировать представление об изменении природы в мае.

Ход  наблюдения

Потихоньку набухают почки, с каждым днем они становятся все больше и больше. Рябина снова оживает, просыпается после зимней спячки. Наконец-то появляются маленькие, красивые, резные зеленые листочки. Выросли резные листья, зацвела рябина. Ее цветы, собранные в кремово-белые соцветия, наполняют лес, улицу своеобразным ароматом. Рои пчел весело гудят возле рябины, собирают красноватый ароматный мед. Вот какое доброе дерево — рябина! И ягодой нас попотчует, и медом угостит.

Трудовая деятельность

•      Коллективный труд. Уборка с участка старых листьев, травы, подметание дорожек. ель: формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Подвижные игры

«Кролики», «Наседка и цыплята».

Цель: учить прыгать на двух ногах по всей площадке, приседать по сигналу, находить свое место.

Индивидуальная работа

Пробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в ряд; пробежать по бревну, неся на голове мешочек с песком.

Цели:

  • учить не задевать кегли, пробегая между ними;
  • развивать быстроту, ловкость, равновесие.

Средняя группа Май

Прогулка 6

Наблюдение за цветником

Цели:

  • уточнять названия цветов, их строение, особенности размера,
    окраски, формы лепестков;
  • побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов.

Ход наблюдения

Я цветок сорвать хотела,

 Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка.)

  • Какие цветы растут в цветнике?
  • Как они называются?
  • Какие из них многолетние?
  • Какие однолетние?

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Живая клумба цветов», «Покажи мяч».

 Цели:

  • закреплять названия цветов с помощью игры;
  • учить двигаться хороводом;
  • упражнять в бросании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в ходьбе по линии, сохраняя равновесие.

Средняя группа Май

Прогулка 7

Наблюдение за цветником

Цели:—закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать, видеть различие между ними;

—        воспитывать чувство красоты.

Ход наблюдения

Ромашки бархатны для нас

Веселый май в тиши припас,

 Но мы их обрывать не будем —

Пускай цветут на радость людям.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что надо сделать, чтобы на клумбе зазеленели цветы? (Посадить рассаду.)
  • А чтобы рассада хорошо росла, что надо сделать? (Поливать, выпалывать сорняки.)
  • А кто знает, что такое сорняки?

Трудовая деятельность

Приведение в порядок цветников, взрыхление земли, посадка рассады.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Самолеты».

Цель: упражнять в подлезании, беге, не сталкиваясь друг с другом, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

«Кто попадет?», «Обезьянки».

Цели:

  • упражнять в метании левой и правой рукой;

учить лазанию по гимнастической стенке.

Средняя группа Май

Прогулка 8

Наблюдение за работой дворника

Цель: воспитывать уважение к труду людей; формировать умение приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Предоставить детям возможность самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было, где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Трудовая деятельность

Подметание веничками дорожек на участке.

Цель: формировать умение правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Мы — шоферы».

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.

«Найдем кубик».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Выносной материал

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Средняя группа Май

Прогулка 9

Наблюдение за работой шофера

Цель: воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину, предложить всем подойти к ней поближе. Познакомить детей с шофером и попросить рассказать, что он возит в машине  и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.

А в кузове — важные,

Срочные грузы:        

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

Трудовая деятельность

Подметание веничками дорожек на участке.

Цель: формировать умение правильно пользоваться веничками, доводить начатое до конца.

Подвижные игры

«Горелки».

Цель: формировать умение внимательно слушать команды воспитателя. «Перебежки — догонялки».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Выносной материал

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Средняя группа Май

Прогулка 10

Наблюдение за растительным миром

Цель: знакомить со строением дерева; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.

Колкую, зеленую срубили топором, Колкая, зеленая к нам приходит в дом.

Трудовая деятельность

Сбор прошлогодних листьев вокруг деревьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры

«По ровненькой дорожке».

Цель: развивать согласованность движения рук и ног.

«Кролики».

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед.

Выносной материал

Маски-медали для подвижных игр, совочки, грабли, ведерки.

Средняя группа Май

Прогулка 11

Наблюдение за птицами

Цель: расширять представление о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Что они их накормят.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: Чик-чирик!»

Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.

Трудовая деятельность

Насыпание корма для птиц.

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.

Подвижные игры:

«Бездомный заяц».

Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Догони меня».

Цель: формировать умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал.

 Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.

Средняя группа Май

Прогулка 12

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: формировать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения

Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — снегурочкины слезы.

Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность

Удаление поврежденных и сухих веток.

Цель: воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Подвижная игра

«Зайцы и волк».

Цель: упражнять в легких и мягких прыжках, перелезании, быстром беге.

Выносной материал

Носилки, грабли, ведерки, совочки.

Средняя группа Май

Прогулка 13

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: дать знание о грузовом транспорте.

Ход наблюдения

Не летает, не жужжит —

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран.) Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.

Трудовая деятельность

Наблюдение за подметанием дорожки, ведущей к участку.

Цель: формировать умение правильно, пользоваться веничками.

Подвижные игры:  

«Автомобили», «Самолеты».

Цель: формировать умение соблюдать правила дорожного движения.

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

 Средняя группа Май.

Прогулка 14

Наблюдение за майским жуком

Цели:

  • расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;
  • воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел в сад жучок.

На березу сел

— Все листочки съел.

Позову скворцов

 Со всех концов,

Позову грачей

— Летите скорей!

Жука проглотите

И мой сад спасите!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит майский жук?
  • Как он передвигается?
  • Где живет майский жук?
  • Чем питается майский жук?
  • Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?
  • Какие враги есть у майских жуков?
  • Где зимуют майские жуки?        

Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители.

Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Трудовая деятельность

Посадка семян гороха.

Цели:

—        формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);

—        воспитывать интерес к труду.

Подвижные игры

«Кати в цель», «Догони мяч».

Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Средняя группа  Май

Прогулка 15

Наблюдение за цветником

Цели:  продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;

  • закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
  • Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
  • Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?

Трудовая деятельность

Посадка цветов.

Цели:

—        формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;

—        закреплять знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра

«Ловишки».

Цели:

  • упражнять в беге в разных направлениях;
  • тренировать быстроту, выносливость.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

 Цели:

  • формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м;

- совершенствовать координацию движений.

Средняя группа Май

Прогулка 16

Наблюдение за божьей коровкой

Цели:

  • расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки —

Черненькие точки. (Божья коровка.)

  • Как выглядит божья коровка?
  • Как она передвигается?
  • На кого охотятся божьи коровки?
  • Где они живут?
  • Какую пользу приносят божьи коровки?

Где зимуют?

Высадка рассады цветов в цветник.

Цель: совершенствовать навыки и умения посадки рассады в открытый грунт.

Подвижные игры

«Пингвины с мячом», «Не наступи».

Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением  вперед с зажатым предметом между ступнями. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым Предметом между ступнями.

♦        Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.

Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.

Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка. Разработка для средней группы на татарском языке.

Саф һавада. Сентябрь.Саф һавада №1Күзәтү. Үләндәге чыкны күзәтү.Максат: балаларны табигать үзенчәлекләре белән таныштыруны дәвам итү.Күзәтү барышы. Балалар, карагыз әле, иртүк чык нык күренгән и...

Краткосрочный творческий проект в детском саду « Прогулка зимой» в средней группе.

Автор:Автор: Кураева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Чертковский детский сад №1.Тип проекта:Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды групповой комнатыЗадачи:Учить созд...

Краткосрочный творческий проект в детском саду « Прогулка зимой» в средней группе.

Автор:Автор: Кураева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Чертковский детский сад №1.Тип проекта:Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды групповой комнатыЗадачи:Учить созд...

Краткосрочный творческий проект в детском саду « Прогулка зимой» в средней группе.

Автор:Автор: Кураева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Чертковский детский сад №1.Тип проекта:Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды групповой комнатыЗадачи:Учить созд...

Методическая разработка фрагмента конспекта прогулки с детьми средней группы. Тема: "Наблюдение за грузовым транспортом"

Цель:- Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта.- Закреплять знания об особенностях грузового транспорта его значении  в  жизни человека.- Уточнять представления о работе...

Конспект целевой прогулки для детей средней группы "На улице"

Коспект целевой прогулки по здоровьесберегающим технологиям для детей средней группы и  их родителей "На улице"....