Открытое занятие в старшей группе "Свойства снега"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Литвинова Наталья Владимировна

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе «Свойства снега и льда»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. 

              

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о зиме, ее месяцах; продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе; формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега.

Развивающие:

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; обогащать словарный запас детей;

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

 Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

 Материал для занятия: снег, кусочки льда, цветной картон, молоток, пластмассовые ложки, полиэтилен, одноразовые тарелки, одноразовые стаканчики.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с самым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие!

Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Воспитатель: Ребята, это не все гости которые пришли к нам сегодня в гости. Знаете, кого я нашла утром в спальне, когда пришла на работу? Симку(фиксик). Фиксики поспорили и поругались, и Симка просит нашей помощи. А в чем заключался спор Симка пусть расскажет сама.                                                                                                                  

Симка(фиксик): Ребята, вы ведь знаете, что мы живем в электроприборах и никогда не видели снег и лед! Нолик, говорит, что он разноцветный, Шпуля что вкусный как мороженое, одним словом мы поспорили и поругались. Помогите мне пожалуйста разобраться.                                                       

Воспитатель: Ну что ж Симка, мы с радостью тебе поможем. Ребята присаживайтесь на стульчики. А Симку я попрошу помочь мне с компьютером, ведь с ним ты хорошо знакома?! ( призентация)                    

Воспитатель:                                                                                                                  

 Ребята, ответьте мне пожалуйста какое сейчас время года? (зима)                                  

А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)                                             

Какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей)                                                          

Скажите пожалуйста, а без чего они не возможны? (ответы детей)                             

Ребята, а как вы думаете откуда появляется снег? (ответы детей)

Снежинки, как и дождь тоже падают из туч, но только образуются совсем не так как дождь! Так как же образуются снежинки?

Раньше думали, что снежинки - это замерзшие капельки воды. Тайна образования снежинок была разгадана совсем не так давно. Снежинки никогда не образуются из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.

А снежинка образуется, когда водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы и им нужно подрасти. Шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительной красоты звездочкой- снежинкой. Ребята, среди снежинок вы не найдете ни одной похожей друг на друга.

 

Симка: Так какого же цвета снег? (ответ детей). Почему белый, а не красный или синий?

Воспитатель: Ребята, Симка, я вам сейчас покажу и объясню. Проходите к столу (стол №1 с пленкой)

Из чего состоят снежные сугробы? (из снежинок)

А какие они, снежинки, опешите (красивые, маленькие, прозрачные…)

А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Только опыт поможет найти нам ответ.

Эксперимент:

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие на столе (салфетка, пленка, белый лист).

Воспитатель: Каким из предметов мы можем заменить снежинку? (дети выбирают из трех предметов)

Воспитатель: Почему вы выбрали именно пленку?                                                        

Чем она похожа на снежинку? (она прозрачная, похожа на льдинку). Воспитатель показывает кусочек, нарезанный пленки (верно, кусочек пленки такой же прозрачный как снежинка).

А что будет если мы ссыплем наши льдинки-снежинки вместе в одну кучу? Проверим? Они кажутся белыми.

А секрет вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много света, а отражает мало. А когда мы из ссыпали в одну кучу они стали отражать свет в разные стороны. Так же и снежинки, падая с неба и покрывая землю отражают свет, и мы видим белы-белый снег.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и отправимся в лабораторию. Зимой бывает не только снег, но и лед, и выясним чем они похожи и чем отличаются. (физкультминутка).

 

Мы бабу снежную лепили,           (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,       (Имитируют движения лопатой.

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали     (Изображают руками в воздухе максимально большой круг)

И плотно этот ком прижали.          (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.          (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                    (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,             (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.               (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,              (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.       (Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                       (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка         (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!   (Скрещивают пальцы рук в замок.)

 

Воспитатель приглашает детей в лабораторию.

 

Опыт №1 «Какого цвета снег и лед?»

Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).

Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).

 

Опыт №2. «Какой на ощупь снег и лёд?».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы детей (Холодный, твердый, тяжелый, гладкий)

А снег? – ответы детей.

 

Опыт№3: «Есть ли запах у снега и льда?». 

А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега

Ответы детей

 

Опыт 4. «Насколько снег и лёд прочные?».  

Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили? Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)

Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?

Верно, вывод: лёд хрупкий и колется. Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.

 

Опыт №5. «Снег чистый?». заготавливается заранее

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.

 Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный. 

 

 Подведение итогов. Рефлексия.

Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

Что общего между снегом и льдом? (ответы детей)

А чем они отличаются? (ответы детей)

Давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге и льде.

Снег- белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий.

А лед- бесцветный, прозрачный, хрупкий.

А общего у них, под действием тепла превращаются в воду.

Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?

- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.

 Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.

Спасибо всем.

Симка: Спасибо ребята, пойду расскажу все что узнала Нолику и Шпуле. (прощается. Уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Занятие в старшей группе «Снег и лед»

Данная форма занятия используется как способ решения познавательной задачи по изучению свойств снега и льда, в результате которой дети приходят к самостоятельно формулируемому выводу на основе получен...

Открытое занятие в старшей логопедической группе. Тема "Много снега- много хлеба".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11328507","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Открытое занятие в младшей группе «Снег, снег кружится» (нетрадиционная техника, экспериментирование)

Цель: Продолжать знакомить детей со временем года - зима. Познакомить детей с некоторыми свойствами снега.Вызвать у детей желание рисовать вместе с воспитателем. Учить ориентироваться на бумаге, ритми...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Снег и лед"

Конспект открытого занятия по познавательному развитию. Эксперементирование со снегом и льдом....

НОД открытое занятие по экспериментированию со снегом во 2 младшей группе "Снежинка и Капелька"

На открытом занятии по экспериментированию со снегом во 2 младшей группе проведены 3 опыта: "Определение запаха", "Определение цвета", "Чисый или грязный снег"...