Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Снег и лед"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Неклюдова Любовь Викторовна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию. Эксперементирование со снегом и льдом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx31.49 КБ
Microsoft Office document icon sneg_i_led.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование представления  детей о свойствах снега и льда.

Образовательные задачи:

1.Формировать представления о простейших связях между явлениями природы.

2.Расширить представление детей о свойствах снега и льда

3.Создать условия для умения производить аналитико-синтетическую деятельность (понимание связи между состоянием воды, снега, льда и температурой воздуха)

Развивающие задачи:

1.Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослым и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими знаниями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2.Развивать внимание, учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

3.Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка); обогащать словарь: белый, легкий, пушистый, мягкий, серебристый, скрипучий; развитие связанной речи – вовлекать детей в беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами и прилагательными (на ледяной горке, на катке, по ледяной дорожке).

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать культуру общения;

2.Воспитывать желание помогать друг другу, умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

3.Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказа «Снег идет» М. Познанской

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканы, снег, лед, вода, цветные картинки, тарелки, деревянный молоток, пуговицы, яблоко, колба, воронка, бумажный фильтр, крупная соль, ложки; компьютерная презентация в программе Power Point на тему «Зима. Снег и лед», белые листы на каждого ребенка, ларец, форма для льда, сок.

Ход НОД

1.Организационный момент

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята, к нам пришли гости,  они посмотрят на нас, какие мы с вами  дружные и веселые ребята. Давайте им улыбнемся, поздороваемся и подарим хорошее настроение.

Дети: Добрый  день!

Коммуникативная игра «Здравствуй».

Воспитатель: А теперь поздороваемся друг  с другом.

Дети: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй  небо  голубое,

Здравствуй  вольный ветерок,

Здравствуй ты, здравствуй я

Здравствуйте ,  мои  друзья!

2.Основная часть

Игровая мотивация

Выключается свет, звучит  завывание метели, свет включается, а на столе ларец, под покрывалом и снежинками.

Воспитатель: Ребята, а что вы сейчас слышали?

Дети: это метель, вьюга

Воспитатель: Посмотрите, какой сугроб нам тут надуло. А метель это что?

Дети: это сильный ветер со снегом.

Воспитатель: Дети, а давайте тоже побудем ветром, нам нужно сдуть снежинки с этого сугроба.

Дети дуют, воспитатель убирает покрывало.

Воспитатель: что это,  давайте посмотрим (открывает ларец, там письмо)  Давайте прочтем его поскорей! «Дорогие ребята, как долго я ждала встречи с вами. В этом ларце для вас сюрпризы. Там много всего интересного, надеюсь вам понравиться».

Воспитатель: В какое время года бывает метель?

Дети: зимой

Воспитатель: Дети, так кто же к нам приходил?

Дети: Зима

Дидактическая игра со «снежками»:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть, вы любите играть? А кидаться снежками?  Тогда давайте проверим, умеете ли вы делать снежки. Сейчас я вам раздам листы белой бумаги и покажу как можно сделать комочек, после этого вы сами слепите снежок, который нужно будет кинуть в корзину и сказать какая бывает зима.

Мы листочки трем, трем
Мы листочки мнем, мнем.

Воспитатель: там в ларце было еще что-то (достает загадки).

Послушайте загадку:

Сверху звездочка упала,

А в ладошке каплей стала

Дети: снежинка.

Мягкий он, а не подушка,

 Липнет он, а не пушок,

 Он холодный, как лягушка,

А согреешь — ручеек.

Дети: снег

Воспитатель: А что такое снег?

Дети: снег – это много снежинок

Воспитатель: А теперь дети давайте сядем на стульчики и посмотрим на экран, там Волшебница Зима для вас приготовила  сюрприз.

Ребята, а вы знаете:

Что такое снежинки? Как они образуются?

Где рождается снег?

Почему снег хрустит под ногами?

Сегодня мы с вами попробуем узнать ответы на эти вопросы.

Презентация «Снег и лед»

1 слайд. Посмотрите, дети, какие бывают красивые снежинки.

2 слайд. Снежинки развиваются из мелких ледяных кристалликов, имеющих форму шестигранников.

3 слайд. Снежинки напоминают разные фигурки правильной формы: цветок с шестью лепестками, звездочка с шестью лучами, шестигранные пластинки. Ни одна снежинка не похожа на свою подружку-снежинку.

4 слайд. По мере того, как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом форма ее изменяется. Если снежинка при падении вращается как волчок, то ее форма идеально симметрична, если же она падает боком или иначе, то форма будет несимметрична.

5 слайд. Также, дети, зимой бывает такой вид осадков, как крупа. Крупинок бывает так много, что они кажутся мелкой, колючей крупой, белой и холодной. Частички снежной крупы отличаются от снежинок отсутствием различимой кристаллической основы.

6 слайд. А при условии, что в облаках небольшой мороз, а на земле относительно тепло, падающие снежинки сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья

7 слайд. Зима приготовила, для вас ребята, еще один сюрприз. Это мультфильм «Откуда берутся и что  такое снежинки»

8 слайд. А теперь послушайте загадку:

«Его полным – полно зимой

Так скользко – не дойдешь домой.

На реках и прудах встает

Прозрачный, хрупкий, чистый…(лед)»

Воспитатель: А что такое лед?

Дети: это замершая вода.

Воспитатель: Если на улице мороз – любая вода замерзает и превращается в лед

9 слайд. Поэтому, когда зимой наступают морозы, замерзает вода в реках и озерах – посмотрите, какой коркой льда покрылось это озеро.

10 слайд. Зимой на крыше домов можно увидеть ледяные сосульки – это замершая вода, которая не успела стечь на землю.

Ребята, а давайте отправимся с вами в нашу волшебную лабораторию и определим, сравним свойства снега и льда. Но вход в нее заколдован и без специальной одежды, мы с вами не сможем войти.

Дети: нужно одеть халаты.

Дети и воспитатель одевают белые халаты.

Воспитатель: Молодцы, а теперь поспешим в нашу лабораторию.

На столах оборудование, на доске обозначены «Снег» и «Лед».

Воспитатель: после каждого опыта, мы будем вывешивать обозначение каждого свойства снега и льда на доску.

Экспериментирование

Опыт № 1.

В одном стакане лед, во втором снег. Поставим на некоторое время эти стаканы на подоконник. Вернемся к этому опыту попозже.

Опыт № 2 «Тонет - не тонет»

Положим лед и снег в стаканы с водой. Наблюдайте. Что скажете? И снег, и лед плавают в воде. Снег и лед легче воды. Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.

На доску вывешиваются два знака (перышко)

Опыт №3 «Определение прозрачности»

Две цветные картинки, снег, лед в тарелках (на каждого ребенка). Давайте положим вначале снег на картинку, а потом лед.

Как вы думаете, почему сквозь лед видно рисунок, а сквозь снег не видно.

Дети: Лед прозрачный, а снег плотный, непрозрачный.

На доске вывешиваются два знака ( окошко – окошко зачеркнуто)

Опыт №5  «Определение твердости-мягкости»

Оборудование: деревянный молоток, снежок, кубик льда в тарелках, две пуговицы.

Воспитатель: спрячьте пуговицу в снег. Получилось? О каком свойстве это говорит?

Дети: снег рыхлый

Воспитатель: Попробуйте спрятать пуговицу в  лед? Что заметили?

Дети: В лед не получается, он твердый.

Ударим деревянным молоточком по снежку и кубику льда.

Что заметили?

Дети: снег мягкий, а лед хрупкий.

Вывод: снег мягкий, рыхлый, а лед хрупкий, твердый.

На доске вывешиваются два знака (подушка – молоток)

Опыт №6  «Определение запаха»

Оборудование: три тарелки, яблоко, снежок, лед

Дать детям понюхать сначала снег, затем лед и в конце половинки яблока.

Делаем вывод: яблоко ароматное. Снег и лед не имеют запаха.

На доске вывешиваются два знака ( нос перечеркнутый – нос перечеркнутый)

Вернемся к опыту №1 «Тает – не тает»

Посмотрите в стакан со льдом, со снегом. Что заметили?

Дети: Снег и лед обладают одинаковым свойством: они в тепле тают.

На доске вывешиваются два знака (капелька-капелька).

Опыт №7 «Фильтрация талой воды»

Оборудование: колба, воронка, фильтр, стакан с талой водой.

Снег летит до нас с большой высоты и собирает в себя частички выхлопных газов, дым от труб заводов. Как вы думаете, он чистый или грязный?

А теперь дети отфильтруем талую воду и посмотрим,  останутся ли на фильтре частички мусора.

Дети: после фильтрации на бумажном фильтре видны частички мусора.

Воспитатель: то есть, снег и лед ни в коем случае пробовать нельзя.

На доске вывешиваются два знака (язык перечеркнутый – язык перечеркнутый).

А теперь возьмите кусочек льда и катните его по столу. О чем это говорит?

Дети: лед скользкий.

Воспитатель: а что нельзя делать на скользком льду?

Дети: бегать нельзя, можно поскользнуться и упасть.

Воспитатель: А снег и лед может быть полезным?

Дети: конечно, ведь снег укрывает землю и все живое от холода, а лед не дает замерзнуть жителям водоемов.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам нужно немножко размяться, пойдемте на ковер и поиграем.

Физминутка

На дворе у нас мороз                       Дети хлопают себя ладонями по                                                                      плечам и          топают ногами
Чтобы носик не замерз,                          
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                     Дети поднимают руки над

                                                                   головой и делают 
Как на сказочной картинке.                    хватательные движения, словно

                                                             ловят снежинки.
Будем их ловить руками 
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   Ходьба на месте с высоким

                                                               . подниманием колен
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.

Воспитатель: молодцы, отдохнули. Давайте вернемся в нашу лабораторию.

Воспитатель: Дети,  может кто-то еще знает свойства снега? (Дети делают предположения).

Воспитатель: Когда мы идем по снегу, что мы слышим?

Дети: хруст

Воспитатель: правильно, а давайте проведем эксперимент и попробуем разобраться, почему же он хрустит.

Опыт№8 «Почему снег хрустит?»

Оборудование: тарелка, железная ложка, крупная соль ( на каждого ребенка).

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. 
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: Зима — чудесное время года. Можно кататься на коньках, с горки благодаря образованию ледяной корки, можно играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры, кататься на лыжах. Давайте ребята скажем  Зиме спасибо, за всё то, что она нам дарит.

Давайте подойдем к нашей доске  и назовем какие же свойства у снега и льда одинаковые, а какие разные.

3.Подведение итогов.

Работа у доски, где вывешены результаты экспериментов.

Снег

Лед

Легкий

Легкий

Непрозрачный

Прозрачный

Мягкий

Твердый

Нельзя попробовать

Нельзя попробовать

Без запаха

Без запаха

В тепле тает

В тепле тает

Воспитатель: снег и лед состоят из одного вещества – воды. Но одинаковые ли они?( дети называют свойства снега и льда)

Дети: у них есть одинаковые свойства, но есть и отличия. Лед и снег разные.

4.Рефлексия.

     Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Если вам понравилось на занятии и вам все понятно возьмите   снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом, если были какие-то неясности, возьмите снежки и положите к корням нашей елочки. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Мы с вами помогли Волшебнице Зиме, укрыли ветви елочке, чтобы она перезимовала, а весной продолжала нас радовать. Думаю, волшебница зима осталась довольной. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей). 

5.Сюрпризный момент:                                                                                                                             Ребята а у меня для вас сюрприз! Как вы думаете, от кого он?

 Дети: от волшебницы Зимы.

 Воспитатель: Правильно, она благодарит вас за помощь и  предлагает вам сделать вкусное угощение. Фруктовый лед, давайте зальем соком нашу формочку для льда и когда пойдем на прогулку вынесем ее с собой. Что произойдет с ней на улице? Правильно, она замерзнет. На этом наше занятие окончено, всем спасибо.



Предварительный просмотр:

                                                        Снег

                                                        Лёд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПЕСКА»

Программное содержание: познакомить детей со составом и  свойствами природного  и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обсл...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""

Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во II логопедической группе компенсирующей направленности (от5 до 6 лет) «Подсолнушки» на тему: «Воздух» (экспериментирование).

Экспериментируя дети расширяют свои представления о воздухе, его свойствах. Ребята учатся самостоятельно проводить опыты с воздухом, делать выводы, получив результаты своей познавательной деятельности...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе " Россия - наша Родина"  Нравственно патриотическое воспитание....

Конспект открытого занятия по познавательно-коммуникативной деятельности Тема: «В гости к зайке»

1. Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, отвечать на вопросы, пониматьдействия ( заяц ищет морковку, ест морковку).2. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на.3. Развивать голосовой апп...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...