Леса и луга нашей Родины
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Геннадьевна Глаз

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему:

«Леса и луга нашей Родины»

Цель: создание условий, проблемных и игровых ситуаций для формирования у детей представления о природе нашей Родины через знакомство с лесом и лугами родного края.

 Задачи:

  1. Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края.
  2. Закрепить понятия «Лес», «Луг», «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Смешенный лес».
  3. Расширять представление о взаимосвязи растительного и животного мира.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Летом я очень люблю ходить в лес за грибами, за ягодами, бродить между березами, дышать свежим воздухом и слушать пение птиц. Недавно я получила письмо от моего друга – старичка Лесовичка. Вот что он пишет.

«Дорогие ребята, скоро наступит лето, и вы с родителями наверно пойдете в лес, погуляете по лугу. Я очень хочу узнать, а что вы знаете о лесе и луге, и умеете ли правильно там себя вести. Для этого я приготовил для вас небольшое испытание. Если все испытания вы пройдете, то милости прошу в мои владения. Ваш друг Лесовичок».

Воспитатель: Вот ребята, какое письмо. А вы согласны выполнить задание Лесовичка?

Воспитатель: Ну что ж, вот первое задание. Нужно отгадать загадки.

Ромашки, клевер, васильки,

В ковре зелёном у реки!

Где пчёлки шустрой стаей

Нектар с утра глотают? (Луг).

Воспитатель: Что же такое луг? (Ответы детей)

Луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Здесь очень много света.

Какие цветочки украшают луга?

   Ярко-желтые лютики, белые соцветья тысячелистника, розовые круглые головки клевера, красные звездочки полевой гвоздики.

                 Очень красивы среди изумрудно-зеленой травы крупные золотые головки одуванчиков. Они раскрываются рано утром, сразу вслед за солнышком, часов в шесть утра, а часам к трем дня плотно закрываются. По ним можно определять время и даже предсказывать погоду: если день будет пасмурным и дождливым, соцветия одуванчиков не раскроются!

       Луг - это дом для многих видов животных.

На лугу живут насекомые : бабочка, стрекоза, божья коровка, шмель, пчела, кузнечик, комар. Такие животные как: улитка, паук, суслик и крот

  1. Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (Лес).

Воспитатель: Ребята, что же такое лес?

ЛЕС – это множество деревьев, кустарников,  расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

- В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их верхушки соприкасаются, а где-то даже смыкаются.

                  Лес – это дом для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь все обитатели леса живут рядом друг с другом, сообща и помогая, как будто соседи в большом многоэтажном доме.

Какие деревья растут в наших лесах? ( для подсказок детям на экране появляются картинки деревьев: ель, сосна, береза, липа, дуб, осина, лиственница, рябина, ива…)

Воспитатель: - Лес это дом еще и для птиц и зверей, а также насекомых.

        Вспомните, какие птицы живут в лесу? (ответы детей с опорой на картинки на экране: синица, дятел, клест, сорока, сова, кукушка, зяблик…)

- А теперь давайте вспомним, какие звери живут в лесу?

Обитатели леса – медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, кабан, барсук, лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница… В лесу живет очень много зверей. Кто-то из них обитает в норах, кто-то в дуплах, другие прячутся под кустами или прячутся в глухой чаще леса, устраивая там логово. (просмотр картин на презентации)

Воспитатель: Чем же отличаются «лес» и «луг»? (на лугу растут травы и цветы, а в лесу деревья)

Воспитатель: С первым заданием Лесовичка вы справились. Слушайте второе задание.

На подносе лежат изображения различных деревьев. Вы должны взять по одной картинке внимательно посмотреть и определить дерево, которое на ней изображено. (воспитатель спрашивает детей, какое дерево на картинке)

Воспитатель: Теперь все ребята, у которых на деревьях вместо листьев растут иголки встанут вокруг синего кубика, а ребята, у которых на деревьях растут листочки встанут вокруг зелёного кубика.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называются все ваши деревья одним словом (хвойные), значит, лес у вас получился? – хвойный.

Как называются все ваши деревья одним словом (лиственные), значит, лес у вас получился? – лиственный.

Воспитатель: Ребята, а теперь, встаньте врассыпную и в лесу все деревья перемешались. Как можно назвать ваш лес? – смешанный.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Готовы выполнить следующее?

Игра «Что, где растет?»

Воспитатель: Лесовичок предлагает вам следующее задание. В лесах и на лугах России растет очень много растений, но сегодня все растения перепутались, вам нужно взять по одной картинке с растением и расселить их правильно, там, где они растут, в лесу или на лугу (изображения леса и луга на мольберте). Дети рассматривают картинки с изображениями растений леса и луга и отбирают те, которые подходят и прикрепляют на мольберт.

Воспитатель: Ребята, какие же растения растут на лугу? (Дети называют растения, цветы.)

Воспитатель: Ребята, а какие растения растут в лесу? (Дети называют растения.)

Воспитатель: Как вы думаете, где растет больше цветов в лесу или на лугу? Почему? (на лугу много света и насекомых, а в лесу свет загораживают большие деревья, луговым растениям нужно много света)

Динамическая пауза «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Ребята, присядьте, пожалуйста, на стульчики, сядьте красиво, спинки у всех прямые.

Воспитатель: Посмотрите на экран, Лесовичок просит вас назвать животных и расселить этих животных по местам их обитания. (Дети перечисляют животных, изображенных на слайде).

Игра "Кто, где живет?"

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие из этих животных живут на лугу? (Дети называют)

Воспитатель: Почему насекомые живут на лугу? (На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).

Воспитатель: Ребята, а каких животных вы поместили бы в лес? (Дети называют)

Воспитатель: Почему крупные животные поселились в лесу? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу), (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).

Воспитатель: Что было бы с животными, если бы весь лес люди вырубили? (ответы детей). Правильно, ребята, лес защищает всех животных, дает им пищу и дом для выращивания детенышей.

Воспитатель: Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)

Игра «Да, нет»

Воспитатель: Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если буду поступать плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет!)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет!)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да!)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да!)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет!)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет!)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да!)

Я люблю свой край родной,

Природу сберегаю! (Да!)

Воспитатель: Ребята, давайте же вспомним о чем мы сегодня говорили.

 С че мы сегодня познакомились ? ( лес и луг)

Чем же отличатся лес от луга?

Какие у нас бывают леса?

Какие растения и животные есть на лугу?

А какие в Лесу?

           

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Лесовичка. Как вы считаете, какое задание было для вас сегодня трудным? А какое задание вам понравилось?

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Прогимназия №237 «Семицветик»

Конспект НОД

В старшей группе «Одуванчик» на тему:

«Леса и луга нашей родины»

Воспитатель:

Глаз Ольга Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леса и луга нашей родины

Презентация позволяет закрепить знания о многообразии растительного мира России, формировать представления о растениях и животных леса и луга....

"Леса и луга нашей родины"

Данные презентации помогут интереснее провести занятие по ознакомлению с природой...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....

Презентация "Леса и луга нашей Родины"

Програмное содержание.Закрепить знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и жив...

Викторина "Леса и луга нашей Родины!"

Для этого предлагаю вам закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и ...

Познавательное развитие "Ознакомление с природой. Леса и луга нашей родины"

Цель: познакомить с многообразием растительного мира России....