"Берегите бабочек!" (консультация для родителей)
консультация по окружающему миру

Тинт Ирина Владимировна

Кого из насекомых показать малышу? Что рассказать наблюдая бабочек? Мы должны научить детей видеть прекрасное в природе. А самое главное - формировать гуманное отношение к насекомым, как к существам, имеющим право жить  и радовать всех нас! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской обл.

Консультация для родителей

«Берегите бабочек!»

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\WPPLFVCZ.jpg

Подготовила воспитатель

Тинт Ирина Владимировна

2023г.


Я, ребята, бабочка...
Домик мой – не баночка.
Уберите свой сачок
И закройте на крючок.
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
А появится охота –
Можно даже сделать фото.

Шумов Н.

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые - это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Родители и педагоги в равной мере должны заботиться о формировании познавательного, эстетического отношения детей к природе.

В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать «может ли она летать двумя крылышками»…

Как же познакомить ребенка с бабочками, так  чтобы у ребенка сформировалось гуманное отношение к ним, имеющим право жить так, как они хотят, со своими желаниями и делами?

Прежде чем начать выражать своё восхищение (часто в общении с ребенком слегка преувеличенное,  а дети так тонко чувствуют нюансы), вспомните слова К.И.Чуковского о том, что в детских книжках должно быть больше  глаголов, чем прилагательных. Предложите посмотреть, что делают бабочки. Малыш скажет: «Летают!» Тогда покажите, как бабочка опускается на цветок, сидит на нём немножко и перелетает на другой. Один ребенок спросил: «Она их нюхает, да?» Вот тут и сюрприз для детского любопытства: «Они пьют сладкий цветочный сок!» Ребенок оживляется: «А мы будем пить?» Взрослый отвечает: «Нет, мы большие! Мы  так не можем. А бабочки… Маленькие!» Дети подхватывают» «Да, сами на цветочки похожи». Вот в этот момент и рассмотрите белые с черными пятнышками крылья белянки, нежное бархатистое тельце, красиво свернутый хоботок. Если ребенку 3 года,  и он хорошо говорит, так и скажите: «Эту бабочку зовут Белянка, видишь, какая она беленькая».

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\ImageCache.jpg

Чудесно хороши желтые «Лимонницы» с крохотными красными пятнышками в самых уголках крыльев – их  имя тоже будет понятно малышу.

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\1322309877_0d.jpg

Ребенок 3-го года жизни в состоянии запомнить названия нескольких бабочек, которых чаще других можно встретить в городе. Например  «Павлиний глаз»:

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\54830.jpg

или «Адмирал»

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\0_43878_e0a718b9_L.jpg

Однако не стоит слишком перегружать ребенка обилием названий, пока в этом нет необходимости.

Почти у  каждого крохи возникает желание поймать это летающее чудо. Помните синие марлевые сачки 60-х годов на гладкой лакированной палочке. К счастью, мамы и папы не помнят, а бабушки бегали с ними по лугу. Со стороны это выглядело так же красиво и трогательно, как и плетение веночков. Недаром  на старинных  жестяных коробках печенья или конфет начала ХХ века появлялись изображения нарядных деток в веночках с сачками. Сегодня взрослые могут воспринимать эти «романтичные» занятия исключительно как безжалостную и неэкологичную забаву, которая может нанести вред развитию вашего ребенка. Что  произойдет, если малыш  действительно поймал бабочку? «Он посмотрит и отпустит», объясняют родители двухлеток, придерживающихся умеренных взглядов в области биологической этики. Потревоженные, со сбитой пыльцой крылья недалеко унесут бабочку даже  в том исключительном случае, если ребенок просто не затискает насекомое в маленьком кулачке. Но дело не только в этом. Поощряя эти игры, вы поощряете произвол по отношению к живому существу. Допустим на миг, что живая и абсолютно невредимая бабочка вспорхнула с детской ладошки. Можете ли вы на такой же миг представить, что какое-нибудь гигантское гипотетическое существо схватило малыша – «только посмотреть и отпустить» Несопоставимо? Биологическая этика так не считает. Мы все – дети природы, прекрасные и равнозначные перед её лицом. В условиях экологического кризиса хрупкий биос планеты смогут сохранить люди, которых мы вырастим в «благоговении перед жизнью». Свою установку взрослый должен донести до малыша: «Нет, деточка, бабочка такая нежная, она испугается, она не хочет, чтобы её ловили». Ребенок должен понять, что бабочка может пугаться, чего-то не хотеть, для него это тоже  открытие, великое открытие, что «они такие же как мы».

Скажите малышу: «Послушай стихи про эту бабочку и маленькую девочку Машу».

На лесной полянке

Погуляем с Машей…

Бабочка-белянка

Села на ромашку.

Мы не тронем бабочку,

Бабочку-беляночку!

Все бабочки очень красивы и разнообразны. У каждой есть свой образ, характер и некоторые особенности. Детские стишки о бабочках расскажут вашему ребенку об этом чудесном насекомом.

***

Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
Корюкин Е.

***
На лужайке бабочки
На цветочки сели
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели.
Аппетитно уплетали
Аж за обе щеки
Да росою запивали
С лепестков осоки.
Отраженьем любовались
В капельке росинки.
Ах, красивые какие
Будто на картинке!
Крылышки свои расправив,
Полетели дальше
На клубничную поляну
Пить нектар, там слаще!

И. Ксюмапаж

Источники:

  1. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей/М.В.Коробова, Р.Ю.Посылкина. –М: Просвещение, 2005г.
  2. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова и др. – М: Просвещение 2000г.
  3. https://lori.ru/686198

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Берегите Хлеб" рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей по лексической теме "Хлеб"....

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

Берегите воду.Консультация для родителей

Берегите воду.Консультация для родителей...

Памятка для родителей "Родители, берегите детей!"

Памятка для родителей по безопасности  "Родители, берегите детей!"...

"Цветы и бабочки" консультация для родителей по теме нетрадиционных техник рисования

В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошкольников в учебно-воспитательный процесс вводятся нетрадиционные техники рисования....

Консультация для родителей "Родители и воспитатели два берега одной реки"

В данном материале говориться о взаимодействие детского сада и семьи .Описаны игры для индивидуальных занятий родителя и ребёнка....