"Дома со всего мира"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

ОД по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doma_so_vsego_mira.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно деятельности 

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах)

Cоздать условия для:

- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы, с опорой на личный опыт детей;

- осознанного принятия детьми «детской» цели;

- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными;

- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;

- развития представлений о жилище человека;

- развития умений выделять сходства и отличия предметов и объектов из окружающего мира;

- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;

- развития умений корректировать действия свои и сверстника;

- осознания себя как участника деятельности и для сформированности элементарных навыков самооценки.

Методические приемы: методы организации поисковой деятельности: самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия; методы словесной передачи: рассказ воспитателя, беседа; методы наглядной передачи и зрительного восприятия: иллюстрации, демонстрация; метод стимулирования познавательной деятельности (игра); метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Оборудование:

фотографии жилища разных народов мира: юрта, иглу, землянка, чум, изба, хата, вигвам, современные дома.

Словарная работа: жилище, иглу, чум, вигвам, хата, дерн.

Ход деятельности

Организационный момент

I.  Мотивационно-ориентировочный этап

Детям приходит письмо от трех поросят.

«Дорогие ребята, после того как волк разрушил наши дома из прутьев и соломы, мы стали жить в домике Наф-Нафа, который он построил из камня. Этот дом спасал нас от непогоды и злого волка.  Однажды мы задумались, а вот интересно, есть ли на свете еще дома, какие они и из каких материалов построены.

                                                                                       Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф»

II. Поисковый этап

- Какая проблема возникла у трех поросят?

- Ребята, что будем делать? (Дети выделяют проблему и зарисовывают графический план.)

- Мы можем с вами дать ответ сейчас поросятам?

- Где можно найти ответы на вопросы?

- Для того чтобы решить эту проблему, кем нам нужно стать?

III.  Практический этап

- А можем мы найти ответы на вопросы в музее?

Дети проходят по залу музея, рассматривая фотографии, на которых изображены дома с разных уголков мира.

- Как можно назвать одним словом  все то, что мы с вами сейчас увидели? (жилище человека)

- Давайте рассмотрим, все ли дома одинаковые?

- По какому признаку можно разделить эти дома? (Дети делят все представленные дома по какому-либо признаку (форма, материал, по климатическим зонам). В зависимости от того, как дети их разделили, выстраиваем дельнейшее рассуждение. Дети делятся на подгруппы. Каждая группа доказывает, почему они объединили эти дома именно в эту группу, чем они похожи, чем отличаются.

- Когда вы будете доказывать, почему именно так объединили дома, не забывайте употреблять слова-связки «потому что», «поэтому», «значит», «я думаю», «я считаю».

- Почему на Севере люди строят такие дома?

- Почему в жарких странах в сельской местности такие жилища?

- А можно их разделить иначе?

(Воспитатель предлагает другое разделение представленных жилищ и совместно с детьми рассуждает, почему именно так.)

- Мы познакомились с домами разных народов, а какие дома были раньше?

- А где мы можем это узнать? (Дети называют методы исследования.)

- Вы хотите оказаться в прошлом? А как нам это сделать? (рассуждения детей)

- Можно оказаться в прошлом, заглянув в компьютер? Что мы сейчас и сделаем.

- Давайте вспомним, какими были дома древних людей.

Историческая справка

         - В древности люди жили в пещерах. В центре располагался очаг, на котором они готовили себе пищу и грелись. Вход в пещеру закрывала шкура убитого животного (Слайд 1 и 2).

- В некоторых районах земного шара встречались и землянки. Для ее создания выкапывали большую яму, а вокруг из выкопанной земли делали возвышение, на которое ставили жерди. На крышу накидывали землю, дерн, сухую траву. Для обогрева в землянке делали очаг (Слайд 3).

- Древние жители нашей республики строили юрты. Стены и потолок делали из жердей. Снаружи юрта укрывалась войлоком – плотным материалом из скатанной шерсти животных. Изнутри юрту украшали коврами с орнаментом. Юрта легко собирается и быстро разбирается (Слайд 4).

- Для чего необходимо было собирать и разбирать юрту?

- Ребята, но мы с вами рассмотрели фотографии только одного из залов фотовыставки. Предлагаю отправиться в соседний зал и посмотреть, фотографии каких домов нам представлены в следующем зале.

(В следующем зале представлены фотографии современных построек нашего города.)

- Какие материалы использует современный человек для строительства зданий?

- В чем сходство с домами прошлого?

- В чем отличие?

Дети рассуждают, доказывая свою точку зрения, приводя примеры из личного опыта.

IV Рефлексивно-оценочный этап

- Давайте вспомним, что мы узнавали, проводя свое исследование?

- Что помогло нам справиться с работой?

- Что было в этой работе самым сложным, интересным?

- Как вы думаете, а как нам теперь все то, что мы узнали, рассказать поросятам?

Дети рассуждают, предлагая способы доставки информации поросятам.

Помимо оценки работы над отдельными заданиями предлагать ребятам восстановить весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план деятельности, вопросы персонажей и воспитателя.

- Что бы вы хотели еще узнать о жилище человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника 8 марта в национальной (средней) группе «Красота всего мира - в матерях» (на татарском языке)

"Дөньяның матурлыгы – әнкәйләрдә!” Составили: Шамсутдинова Сирина Абдулловна, Рахимова Лилия Фанисовна...

Сценарий праздника 8 марта в национальной (средней) группе «Красота всего мира - в матерях» (на татарском языке)

“Дөньяның матурлыгы – әнкәйләрдә!”  Составили: Рахимова Лилия Фанисовна, Шамсутдинова Сирина Абдулловна...

План проведения тематической недели психологии «Главней всего погода в «доме»

Ежегодно в нашем детском саду проводится неделя психологии. В этом  интересном  и увлекательном мероприятии принимают участие все участники образовательного процесса. Неделя психологии спосо...

Дидактические игры с детьми дома по теме "Миром правит доброта"

Дети – это наши "цветы жизни", но не редко один "цветок" часто не замечая может, обидеть другой "цветок. Давайте учить детей различать добрые и злые поступки. Воспи...

Сидим дома! Аппликация «Голубь мира»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20262004","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20262007","attributes":{"alt":"","class"...

Интересные подвижные игры для детей со всего мира

Интересные подвижные игры для детей со всего мира...