Сборник конспект занятий с использованием метода эксперимента для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шведова Наталья Сергеевна

 

Сборник адресован воспитателем детских садов для детей 5-6 лет, методистам, педагогам дополнительного образования, всем, кто работает с детьми старшего дошкольного возраста. В  сборнике конспектов занятий содержатся задания, которые способствуют развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник адресован воспитателем детских садов для детей 5-6 лет, методистам, педагогам дополнительного образования, всем, кто работает с детьми старшего дошкольного возраста. В  сборнике конспектов занятий содержатся задания, которые способствуют развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.  


Уважаемые педагоги!

Вы держите в руках сборник конспектов занятий с использованием метода эксперимента с целью развития познавательного интереса детей 5-6 лет.

Экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Эксперименты чем-то напоминает детям фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.

В каждом конспекте занятий  для детей 5-6 лет прописаны интересные  и увлекательные  эксперименты, игры,  задания так же в каждом конспекте занятия  для снятия усталости детей  5-6 лет прописана физминутка. Старайтесь, чтобы занятия приносили ему радость. Это важно для выработки позитивного отношения к процессу обучения в будущем. Длительность занятия не должно превышать  25- 30 минут.

Каждое проведенное вами занятие из этого сборника способствует развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, что очень важно на ступени дошкольного возраста.

Желаю успехов

  1. Конспект занятия для старшей группы на тему «Юные исследователи»

Цель: Закрепление  знаний у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха.

Задачи:

1.Образовательная

Закреплять представление у детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения;

2.Развивающая

Способствовать развитию памяти, мышления, речи,  познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

3.Воспитательная

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование

Демонстрационный материал: коробочка с апельсином,  долька чеснока, синий и зелёный шарик.

Раздаточный материал: воздушные шары,  полоски бумаги,  вертушка, кораблик с парусом,  ёмкость с холодной и горячей водой,  трубочки,  пакеты,  мяч,  пластмассовая бутылка, синий и зелёный шарик  по количеству детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети сидят за столами.

2.Игровой приём.

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Вы хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.

3.Актуализация опорных знаний.

Воспитатель:  Что вы знаете о воздухе? Какие свойства имеет воздух?

Дети: Воздух бесцветен, не имеет запаха. При нагревании расширяется.

4.Формирование новых знаний.

 Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.

Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

5.Закрепление полученных знаний.

Воспитатель: Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто, где будет работать и займите свои места (дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).

Воспитатель:  Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель:  Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель: Слушаю вас.

Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:

- надуть воздушный шарик (показ)

- подуть на полоску бумаги (показ)

-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)

Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам!  (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.

Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!

- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Ребёнок: Он находился внутри нас!

Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)

Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Как?

Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).

Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).

Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?

Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.

Воспитатель: Докажите.

Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Воспитатель: Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?

Воспитатель: Нет.

Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?

Воспитатель: Апельсином.

Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Чесноком.

Дети: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.

6.Рефлексия

Воспитатель: А теперь вам нужно оценить себя. У вас на столе лежит зелёный и синий шарик. Поднимите,  зелёный шарик  кто внимательно слушал воспитателя, активно работал в команде, отвечал на вопросы, не отвлекался, не отвлекал других ребят.

Поднимите, синий шарик кто не слушал воспитателя, не мог договориться с ребятами в команде, не выполнял задания, отвлекался сам и отвлекал других ребят.

7.Итог занятия

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « Юный исследователь» и вручить медали.

2. Конспект занятия для старшей группы на тему «Я — Водяной»

Цель: Закрепление знаний у детей о воде.

Задачи:

1.Образовательная

Закрепить знания детей   о свойствах воды прозрачная, жидкость без цвета,  вкуса и запаха,  переходит из жидкого состояния в твердое, переходит в газообразное состояние.

2.Развивающая

Способствовать развитию познавательного интереса, памяти, мышления.

Обогащать  словарный запас детей;

3.Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение и  правильное использование воды.

Оборудование

Демонстрационный материал: шериф Вуди, картинка с изображением для чего нужна вода, 2 банки с мутной и прозрачной водой, жёлтая, синяя, зелёная ладошка.

Раздаточный материал: кубик, шар, банка, лёд, формочки большая и маленькая, жёлтая, синяя, зелёная ладошка по количеству детей. 

Виды  деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети сидят за столами.

2.Игровой приём

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл шериф Вуди, который хочет узнать о свойствах воды. Давайте ему поможем.

3.Актуализация опорных знаний

Воспитатель: А сейчас я буду вам загадывать загадки, а шериф Вуди будет за нами наблюдать.

Загадки

Воспитатель: Не кузнец, а с клещами.

Дети: Рак

Воспитатель: Вильнет хвостом туда – сюда и нет ее, и нет следа

Дети: Рыба

Воспитатель: Через море – океан плывет чудо – великан

Дети: Кит

Воспитатель: Что их объединяет?

Дети: Среда обитания - все живут в воде

Воспитатель: Где можно увидеть воду?

Воспитатель: Как человек использует воду?

Дети: Для умывания, стирки, пищи, мытья посуды, питья и т.д.

4.Формирование новых знаний

Воспитатель:  Дети, сравните  воду в банках.

Дети: Мутная и прозрачная.

Воспитатель: Опустить мелкие предметы в воду.

Воспитатель: В какой воде лучше жить рыбам?

Воспитатель:  Почему необходимо, чтобы в озере, речке, океане была чистая вода?

Воспитатель: Где их видно?

Дети: Погибнет все живое, если вода будет грязной

Воспитатель: Есть ли форма у воды?

Воспитатель: Что у меня?

Дети: кубик, шар

Воспитатель: Если кубиком постучу, по столу, он изменит свою форму?

Дети: нет

Воспитатель:  А вода? Если мы нальем ее в кубик?

Дети: Она примет форму кубика.

Воспитатель:  А если в банку?

Дети: Она примет форму банки.

Воспитатель: Значит, делаем вывод, что вода формы не имеет.

5.Физминутк. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

6.Закрепление полученных знаний

Воспитатель: Имеет ли вода цвет, запах, вкус?

Воспитатель: Какого цвета молоко и бумага?

Дети: Белого

Воспитатель: Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети: Нет, она бесцветная.

Воспитатель: Пахнет ли вода?

Дети: Нет

Воспитатель: Попробуйте на вкус. Сладкая? Горькая? Кислая?

Дети: Нет, она безвкусная.

Воспитатель: Делаем вывод, что вода - это жидкость, не имеющая ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Воспитатель: А что будет с водой на морозе?

Воспитатель: А что такое лед?

Дети: Это замерзшая вода, вода в твердом состоянии.

Воспитатель: А как сделать цветные льдинки?

Принести формы со льдом.

Воспитатель: Скажите, в какой формочке вода замерзла  быстрее - в маленькой или большой? Почему?

Загадка.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег).

Воспитатель: Что такое снег?

Дети: Это ледяные кристаллики в виде шестиугольных звездочек.

Воспитатель: можно ли лепить из снега в морозную погоду?

Дети: Нет, он рассыпчатый, сухой, не липкий.

Воспитатель:  А в теплую погоду?

Дети: Мокрый, липкий, сырой, тяжелый.

Воспитатель:  Как падает снег в теплую погоду?

Дети: Хлопьями, которые из множества слипшихся снежинок.

Воспитатель: А в морозную?

Дети: Отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.

Воспитатель: Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему?

Воспитатель: В какой воде быстрее растет снег в холодной или в теплой?

Воспитатель:  Вода может быть и газообразном состоянии. Это – пар.

Вскипятить воду в банке. Идет пар.

Накрыть банку стеклом. На стекле пар (оно запотело), который потом превращается в капельки воды.

7.Рефлексия

Воспитатель:  А теперь давайте покажем шерифу Вуди кто и как сегодня занимался на занятии. У вас на столе лежит жёлтая, синяя, зелёная ладошка.

Жёлтую ладошку поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы, самостоятельно выполнил задания.

Синюю ладошку поднимает тот, иногда отвлекался, не всегда отвечал на вопросы,  кому я помогала с заданием.

Зелёную ладошку поднимает тот,  кто не внимательно слушал, отвлекался, не отвечал на вопросы, не справился с заданием.

8. Итог

Воспитатель:  Кто к нам в гости приходил? Что делали? Что запомнили?        

3. Конспект занятия для старшей группы на тему «Волшебница вода»

Цель: формирование у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

 Задачи:

1.Образовательная

Формировать представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.

2.Развивающая

Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания.

3.Воспитательная

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование

Демонстрационный материал: «чудесный мешочек» - мелкие предметы для игры с ним (зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце); брызгалка,  фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка», стакан с горячей и холодной водой, жёлтый и зелёный кружок.

Раздаточный материал: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t ~ 45-55,  таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки,  таз, мыло, салфетки тканевые, жёлтый и зелёный кружок по количеству детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, трудовая.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети сидят за столами.

2.Игровой приём

 Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».

Воспитатель: Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками?

Дети: Да! (назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов).

Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.

Воспитатель: Как узнали, что лежит в мешочке?

Воспитатель: Кто помог вам узнать предмет в мешочке?

Дети: Руки

Воспитатель:  Какие волшебные у вас руки.

Воспитатель: А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство «Умывайка». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка.

3.Актуализация опорных знаний

Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка»

Обсудить с детьми, что случилось с девочкой.

Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.

Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая.

Где ты руки

Так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки!

Девочка: - Я на солнышке лежала

Руки кверху держала

Вот они и загорели.

Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный

Будто закопченный.

Девочка: – Я на солнышке лежала

Нос я кверху держала

Вот и загорела.

Воспитатель: – Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

А. Барто

Воспитатель: Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!

Воспитатель: Кто же нам сможет помочь?

Загадка подскажет:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я

Кто я такая.

Дети: Вода

4.Формирование новых знаний

Воспитатель: А вот и она! (Воспитатель брызгает на детей из брызгалки (ситуация неожиданности, снятие напряжения), обыгрывает появление брызгалки).

Воспитатель: Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)

- Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.

Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой.

Воспитатель:  Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).

Воспитатель: Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?

Воспитатель: Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)

Воспитатель: Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду?

 Дети: Смешать холодную и горячую.

5.Закрепление полученных знаний

Игра – эксперимент «Горячо или холодно»

Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами.

А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.

Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.

Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная.

Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка.

Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?

Воспитатель:  Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.

Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.

Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать.

6.Физкультминутка  «Камешки в воде» (музыка «Звуки природы»)

Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре.

Воспитатель: А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель:

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук  С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды  Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).

Воспитатель: А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

Опыт - эксперимент «Что сказала водичка?».

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

Воспитатель:

-Кто у нас самый внимательный волшебник?

- Что ответила вам водичка?

Дети: Буль!

Воспитатель:  Волшебница вода умеет издавать разные звуки.

Воспитатель:  Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде?

Дети: Она может издавать звуки, имеет силу.

Воспитатель: А за то, что вы помогли  грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! (сюрпризный момент)

7.Рефлексия

Ребята, у вас на столе лежит жёлтый и зелёный кружок. Жёлтый кружок поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы,  выполнил задание сам. Зелёный кружок поднимает тот, кто отвлекался, не слушал, перебивал воспитателя, не выполнил задание.  

8. Итог занятия

Воспитатель: Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? Что мы с вами делали? Что запомнили? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием метода имаготерапии в старшей группе "Очень жить на свете туго без подруги или друга".

Занятие для детей старшей группы с применением здоровьесберегающих технологий и метода имаготерапии....

Конспект логопедического занятия с использованием метода сказкотерапии для детей младшей группы с СНР при ДЦП "Колобок"

Логопедическое занятие для детей младшей группы с системным недоразвитием речи при ДЦП. В рамках тематической недели "В гостях у сказки"...

Сборник конспектов занятий с использованием метода эксперимента с целью развития познавательного интереса детей 5-7 лет.

Сборник конспектов занятий с использованием метода эксперимента с целью развития познавательного интереса детей 5-7 лет....

Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...