Весна в степи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей с особенностями природных условий степи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_marta_poznanie.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познавательному развитию в старшей группе

Тема «Весна в степи»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. 

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев.

Материалы и оборудование: макет парохода; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения соловья; два небольших куска ткани, одинакового размера. 

Структура

Вводная часть

Игра «Путешествие на пароходе»

загадки

2мин

Основная часть

Игра «Посмотри и назови»

Физкультминутка «Мыши»

20 мин

Заключительная часть

Подведение итогов

3 мин

Длительность 25 минут

Вводная часть

Макет парохода накрыт тканью.

Игра «Путешествие на пароходе»

- В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.

- Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)

- Отгадав мою загадку, вы узнаете,на чем сегодня мы отправимся в путешествие:

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.

(Пароход)

Открыть макет парохода.

- Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)

- Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт)

Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. Слайд 1 (Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).

- Ребята, а вам интересно узнать куда мы плывем? Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Посмотри и назови»

На столе карточки с изображениемпейзажей и такие же слайды:

Северный полюс, тундра, тайга, смешанный лес, г. Москва, Австралия, Антарктида, степь, Америка. Дети, выбирая знакомые пейзажи, находят один незнакомый – степи.

- Мы с вами оказались в степи. Слайд 2 Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!

- Есть места, которые напоминают степь, там тоже нет деревьев, потому что там слишком долгая и суровая зима. Кто подскажет, что же это за место? Слайд 3 Правильно, ребята, это тундра.

- А почему же нет деревьев в степи? Ведь в степи лето длинное и жаркое. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки влажной ткани. Один отрез ткани мы разложили, а второй свёрнут. Что с ними произошло? Какой из них высох?

- В степи очень мало дождей. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.

- На что похожи листья? Слайд 4 (На расправленную ткань)

- В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. Слайд 5

Весна – волшебное время в природе. Природа оживает и так же в степи, она зеленеет. Как вы думаете почему? Слайд 6 (В земле ещё много талой воды, земля ещё не просохла)

- А с приходом лета, наступает несносная жара и выпавших осадков не хватает, вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Слайд 7

- Как вы думаете, откуда степные растения берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.

- Как вы думаете, какие же животные живут в этих местах? (Травоядные)

- Раньше этих животных было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Слайд 8-10

- Но с освоением людьми степей, все больше места в степях стали занимать под поля, сады, пастбища, негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.

- В настоящее время в степи живёт очень много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Слайд 11-12 Живут они в норах, которые находятся глубоко под землей, ведь там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.

Физкультминутка «Мыши»

выполняется 2 – 3 раза

Вышли мыши как-то раз шагаем на месте

Посмотреть который час! повороты вправо-влево

Раз! Два! Три! Четыре!

Мыши дёрнули за гири! наклоны вперёд 2 раза

Вдруг раздался страшный звон! махи головой от плеча к плечу

Побежали мыши вон! бег на месте

- В степи, как и у нас, сейчас весна. А как мы узнали, что пришла весна? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)

Давайте вспомним весенние месяцы. Какой первый месяц весны?

Первый месяц весны – март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Слайд 13

- За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)

- Какой следующий месяц идет за мартом?

- В апреле весна уже полностью вступает в свои права. Неслучайно прозвали этот месяц снегогоном. Слайд 16 Скажите, о чём говорит нам это название? (В апреле солнце растопляет последние остатки снега)

- Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка). Весенние воды очищают землю, пробуждают её ото сна. И там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Кто подскажет какие? Подснежники. Слайд 17

- В апреле возвращаются перелётные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т. д.) Слайд 19

- А какой же последний месяц весны(Май)

- Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Слайд 21-23

- Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран, уже успели свить себе гнезда и начинают петь на все лады)

- Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)

- На этой чудесной песне наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождёмся прихода весны. Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)

Заключительная часть

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?

- А что вам понравилось? (Выслушать ответы всех детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы "Весна в степи"

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детский сад 2100" ...

Презентация к НОД "Весна в степи"

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детский сад 2100"...

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: "Степь весной - словно вытканный ковер"

Цель: формировать  представление  об  экологических  проблемах  родного края;    закрепить и систематизировать   знания детей  о растительном и ...

Занятие по окружающему миру "Весна в степи"

Занятие по окружающему миру "Весна в степи"...

Конспект занятия по окружающему миру «Весна в степи»

Конспект занятия по окружающему миру «Весна в степи»...

Весна в степи

Познакомить детей с особенностями природных условий степи и с природными явлениями весенних месяцев....