Конспект по экологии в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Семенюк Т.Н.

Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.

Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы.

Развивать художественное восприятие пейзажных картин через содержание и средства выразительности живописи, цветосочетание осенней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин.

Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_stn22.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

по ознакомлению с миром природы

на тему: « Белая береза »

Подготовила: Семенюк Т.Н.

2022 г.

Программные задачи:

Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.

Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы.

Развивать художественное восприятие пейзажных картин через содержание и средства выразительности живописи, цветосочетание осенней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин.

Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Материалы и оборудование: Презентация «Березы России», магнитофон, диск с музыкой П.И. Чайковского, компьютер, русская народная песня «Во поле береза стояла», гуашь, кисти, бумага форма А4, береста.

Ход организационной образовательной деятельности.

Воспитатель: Играет песня «Во поле Береза стояла». Дети входят в группу. Садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята  давайте поздороваемся. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые.

Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем разговаривать я загадаю вам загадку, а вы должны угадать:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Берёзки)

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

 Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С.Есенин)

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины?

 (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый, у ели - коричневый).

Мы с вами сегодня отправимся на экскурсию в лес. Скажите, пожалуйста, как нужно вести себя в лесу?

 Дети: Тихо, не шуметь, не бегать, не кричать.

 Воспитатель: Молодцы! Тогда мы отправляемся в путь.

 Воспитатель: Ребята посмотрите как красиво. Ой, что вы слышите? 

Дети: Пение птиц, шелест листвы.

 Воспитатель включает презентацию о берёзе.

 Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза – символ красоты русской природы, символ России. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березник).

(Показ презентации «Белая берёза»

Слайды «Виды берёз»

Воспитатель: Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Мы познакомились с некоторыми свойствами берёз. Чем берёза отличается от других деревьев? 

Дети: Ствол у дерева белого цвета. 

Воспитатель: Молодцы. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека.

Но в белой коре есть черные черточки – отдушины.

Они называются чечевички, через них береза дышит.

 (Дети рассматривают берёзовую кору)

Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Воспитатель: О берёзе народ сочинял много стихов, песен, сказок, пословиц. А на праздник берёзки - Троицы водили хоровод. Давайте  послушаем русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и под эту песню заведём хоровод. А кто знает эту песню, может подпевать.

 Воспитатель: Молодцы. Теперь присаживайтесь па полянку.

 В старину о березе пели в народе ещё, как о дереве "о четырех делах".

Первое дело - мир освещать, (лучина)

 Второе дело - крик утишать, (деготь)

 Третье дело - больных исцелять, (сок, почки)

 Четвертое дело - чистоту соблюдать.(банный веник, метла)

 Слайды (дети рассматривают изображенные и натуральные предметы) 

Воспитатель: Из березовой коры - бересты делают и посуду, корзинки, туески для сбора и хранения ягод

 (Дети рассматривают изделия из бересты)

 (Гимнастика для глаз «Снежинка»)

 Воспитатель: Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость. Красоту берез воспевали не только народ, но и поэты и художники.

Воспитатель: Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу - березу.

Пословицы и поговорки о березе:

Березкой обогреешься, а не оденешься.

Береза не угроза, где стоит, там и шумит.

Какова березка, такова и отростка.

Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.

А сколько песен сложено о березе! Какие песни вы слышали? Ответы детей. Например, в песне«Милая роща» есть такие слова:

Край мой единственный в мире,

Где я так вольно дышу,

Поле раздвинула шире,

К роще зеленой спешу.

Хочется белым березкам

Низкий отвесить поклон,

Чтоб заслонили дорожку,

То, что ведет под углом.

А еще есть красивая» песня, «Березы», которую исполняют группа «Любэ» и Сергей Безруков.

Воспитатель: Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Воспитатель: Теперь нам пора отправиться в художественную мастерскую и с помощью красок показать, какая она русская красавица – березка.

 (Под фонограмму «Мы с лесной полянки вышли» дети переходят в «мастерскую», садятся на места, отмечают особенности рисования, делают пальчиковую гимнастику, под звучание музыки П.И. Чайковского дети выполняют задание и затем из детских работ организуется выставка).

 Воспитатель: Замечательная у нас получилась берёзовая роща. 

Воспитатель: Молодцы, вы замечательные художники. Скажите мне, пожалуйста, что вы узнали и запомнили сегодня нового и интересного? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологии в старшей группе "Клад старичка Боровичка"

Цели: - способствовать развитию  у детей правильного отношения к животным и растениям- уточнять знания о взаимосвязи растений, животных, среды обитания, приспособленности к условиям жизни, зависи...

Конспект По Экологии в старшей группе. Тема: Экскурсия в парк.

Формирование экологической культуры у детей  cтаршего дошкольного возраста...

конспект по экологии в старшей группе.«Какой бывает вода»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе .Дать знание о том , кокой бывает вода. На опыте показать  детям  свойства воды ,обратить внимание  на то, что вода таит в себе много неи...

Конспект по экологии в старшей группе "О чем поют птицы весной?"

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе "О чем роют птицы весной"...

конспект по экологии для старшей группы

Работы направлены на развитие гуманности по отношению к природе у детей.В конспекте представлены  знания о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления...

Конспект по экологии в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»

Уточнение и расширение представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, знакомство со звуковмих сигналами птиц, с видами гнезд и их размещении, воспитание доброго, забо...

Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...