Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением
план-конспект урока по окружающему миру (младшая группа)

Ольга Михайловна Милосердова

Сообщение из опыта работы "Ознакомление детей с природным окружением  через использование малых фольклерных форм"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Федюковская общеобразовательная школа дошкольное отделение

СООБЩЕНИЕ из отпыта работы

 на тему: «Ознакомление детей раннего возраста с

природным окружением через использование

малых фольклорных форм».

Подготовила воспитатель группы раннего возраста

Милосердова О.М.

  «Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.   Ребенку доступно и понятно народное творчество, значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир природы.»

В работе с детьми я использовала разнообразные фольклорные формы от знакомых пальчиковых игр, потешек, прибауток, загадок, закличек, до тех которые впервые читала сама.

Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с детьми раннего возраста при ознакомлении с природным окружением. Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

Широко использую народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством закличек, загадок, пословиц, потешек усиливаю эмоциональное воздействие на детей и активизирую деятельность детей. После наблюдения закрепляю представления, полученные в ходе наблюдения, корректирую отношение детей к природным объектам.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг.

 Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!

Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием

. Божья коровка, улети на небо! Там твои детки кушают котлетки!

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Расширяю представления детей о характерных особенностях зимней природы также используя народный фольклор:

 Хороший снежок — урожай сбережёт.                                                                                                         Зима без мороза не бывает.                                                                                                                      

 Зимой солнце светит, а не греет.

  Ежедневно, наблюдая с детьми за состоянием погоды:

Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится.                                                                 В пятницу дождь — в воскресенье ясно.                                                                                                    

Гром зимой — к сильным ветрам.                                                                                                              

Без мороза вода не замёрзнет.                                                                                                                     Береги нос в большой мороз.                                                                                                                       Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Также уделяю много времени детскому экспериментированию. Рассказываю и показываю детям значение чистой воды в жизни и здоровье человека, уточняю знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; может окрашиваться при добавлении различных веществ и красителей; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лёд и пар; при таянии снег превращается в воду). Формирую понятие о том, что вода — это бесценный дар природы, который нужно бережно хранить. Вспоминаем пословицы и поговорки о воде.                                                                                                                                                     Вода путь найдёт.                                                                                                                                        

Учу детей беречь воду — закрывать кран, после того как умылись.

Ни стола в жилище том,

Ни трубы, ни печки,

И закручен этот дом

В хитрые колечки.

(Улитка)

Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении занятий повторяем с детьми о птичках, которым зимой очень холодно!* голодно, спела песенку «Птичка»:

Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышки я дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет,

Маленькая птичка

Песенки поет.

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке - вылепить из пластилина зернышки.

Так же в течении дня и на занятиях повторяем стихи о природных явлениях

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка – колоколнышка!

Так же удачно рядом с группой поставили аквариум с рыбками, с детьми ходим их кормить, во время кормления тоже использую малые фольклорные формы. Учимся ухаживатьи беречь:

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей и в целом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

"Свойства воды" Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой.

ЦЕЛИ:1.    Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).2.    Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.3....

педагогический проект "Ознакомление детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения"

в проекте представлен опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения и обогащению словаря....

Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования с водой»

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, выз...