Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «В гостях у Лесовичка» (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Видяпина Светлана Анатольевна

Конспект НОД

по ознакомлению с миром природы

«В гостях у Лесовичка»

(подготовительная группа)

Цель: Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к

ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z_1.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с миром природы

«В гостях у Лесовичка»

(подготовительная группа)

Цель: Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к

ним.

Интеграция направлений: «Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное

развитие».

Задачи:

Речевое развитие: Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит.

Систематизировать знания об отличительных признаках деревьев; развивать умение

сравнивать и обобщать. Активизировать словарь определений. Помочь увидеть в

окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Художественно-эстетическое развитие: Закрепить умение моделировать кору

из бумаги.

Познавательное развитие: Формировать навыки выделения существенных

признаков; развивать внимание, логическое мышление. Прививать интерес к

окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к

растениям. Продолжать формировать представление детей о растительном и

животном мире, о сезонных явлениях в природе. Научить детей определять север и

юг, узнавать возраст дерева. Закрепить названия деревьев.

Социально-коммуникативное развитие: Развивать интерес работать в

коллективе. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять

заботу и внимание ко всему живому.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательноисследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым

сопровождением, отгадывание загадок, исследование, изготовление продукта

детского творчества (кора дерева).

Оборудование: Картинки с изображением деревьев, шкатулка, конверт, листья

разных деревьев, срезы и кора деревьев по количеству детей, бумага коричневого

цвета, аудиозапись звуков ветра и пения птиц.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев,

обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину. Рассматривание

иллюстраций и энциклопедий по теме: «Деревья». Рисование на тему: «Осенний

лес». Целевые и сюжетные прогулки «Волшебный лес».

Ход НОД:

Лесовичек: Ребята, я – Лесовичек. Доброе утро! Я говорю вам доброе утро, я

вас всех люблю! Свою любовь и доброту я дарю вам, и прошу вас подарить свою

доброту и любовь друг другу.

Дети играют в игру «Подари тепло друг другу».

Лесовичек: Ребята, я принес для вас конверт и шкатулку. Давайте почитаем

письмо и узнаем, о чем в нем говорится. А в конверте находится красивая картинка,

но что на ней нарисовано, вы должны отгадать. А для этого я предлагаю вас

поиграть в игру «Да – нет».

Дети: Это игрушка?

Лесовичек: Нет.

Дети: Это живое?

Лесовичек: Да.

Дети: Дерево?

Лесовичек: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Вы

сказали, что дерево-живое. Почему вы так думаете?

Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.

Лесовичек: Ученые говорят, что дерево – это сложный «живой организм».

Давайте и мы с вами разберемся, так ли это на самом деле.

Лесовичек: А из каких частей состоят деревья?

Дети: Корни, ствол, ветки, листья, плоды.

Лесовичек: Для чего нужны корни?

Дети: Они доставляют питательные вещества и воду в ствол дерева из почвы,

а так же служат дереву опорой.

Лесовичек: А для чего нужны листья?

Дети: Листьями дерево дышит. Дерево вдыхает в себя грязный воздух,

который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый

воздух, необходимый для жизни людей.

Лесовичек обращает внимание детей на доску

Лесовичек: С какого времени года дерево расположено в центре?

Дети: В центре расположено дерево из поздней осени.

Лесовичек: Почему вы так решили?

Дети: Потому что на дереве нет листьев.

Лесовичек: Покажите мне дерево из прошлого времени. Почему на дереве

разноцветные листья?

Дети: Потому что в прошлом была золотая осень.

Лесовичек: Каким оно будет в будущем?

Дети: В будущем дерево будет с голыми ветками, покрытое снегом.

Лесовичек: Почему?

Дети: Потому что в будущем будет зима.

Дети показывают на доске дерево из будущего - зимний пейзаж.

Лесовичек: Из какого времени года эти листья? (Показывает листья)

Дети: Это осенние листья.

Лесовичек: Почему вы так решили?

Дети: Потому что листья раскрашены осенью в разноцветные цвета: красный,

желтый, багряный.

Лесовичек: Какое явление природы мы можем наблюдать осенью?

Дети: Осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад.

Лесовичек: Почему листья опадают с деревьев?

Дети: Листья опадают с деревьев, потому что к ним перестают поступать

питательные вещества из почвы.

Лесовичек: Молодцы ребята!

Звучит музыка «Сильного ветра», Лесовичек начинает кружиться, и у него уз

рук вылетают листья.

Лесовичек: Посмотрите, ветер на поляне перепутал все листья, давайте

вернем листья домой к своим деревьям.

Ребята играют в игру «С какого дерева лист?».

Лесовичек: Ребята, мы с вами совсем забыли про шкатулку. Откроем еѐ и

посмотрим, что там находится (показывает образцы среза, коры, раскладывает их на

столе). Дети, как вы думаете, что это?

Дети: Это срез от дерева.

Лесовичек: Как можно определить возраст дерева?

Дети: По росту, толщине ствола.

Лесовичек: А ещѐ возраст можно определить по спилам, точнее по кольцам,

которые видны на срезе. Посмотрите, на каждом срезе видны кольца. Считается,

если посчитать кольца, то мы узнаем, сколько лет дереву.

Лесовичек: Игорь, сколько колец на твоем срезе? (ответ ребенка).

Лесовичек: Ребята, обратите внимание, что кольца на срезе расположены не

равномерно, с одной стороны ближе друг к другу, а с другой - дальше. Кольца

смещены в северную сторону и вытягиваются к югу.

В моей шкатулке есть ещѐ для вас сюрприз.

Лесовичек достает из шкатулки кору дерева.

Дети: Это кора дерева.

Лесовичек: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы

думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Лесовичек: От чего она его может защищать?

Дети: Защищает от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Лесовичек: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети: Нет, кора защищает ещѐ и ветки.

Лесовичек: Как вы считаете, как можно определить возраст дерева по коре?

Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого

дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Дети: Кора молодого дерева тонкая и мягкая.

Лесовичек: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?

Дети: Кора старого дерева толстая и грубая.

Лесовичек: Какой можно сделать вывод?

Дети: Чем дерево старше, тем кора толще и тверже.

Лесовичек: Как вы думаете, по коре можно определить север и юг?

Дети: Можно.

Лесовичек: Правильно. С северной стороны будет больше тени и влаги,

которые создают благоприятную среду для развития мха. Так мы определяем север,

значит, юг можно определить по более сухой стороне дерева.

Лесовичек обращает внимание детей на доску.

Дети играют в дидактическую игру «Скажи, где растѐт дерево».

Лесовичек: Назовите мне дерево, которое находится:

- Если считать от центра вправо четыре квадрата;

- Три квадрата влево вниз по диагонали;

- Два квадрата вверх и т.д.

Включается запись с голосами птиц (встревоженных).

Лесовичек: Что мы слышим?

Дети: Птичий переполох.

Лесовичек: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом

(показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Дерево погибло.

Лесовичек: Почему вы решили, что оно погибло?

Дети: На дереве нет коры, нет листьев.

Лесовичек: Давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору,

похожую на настоящую?

Дети: Смять бумагу, или сложить «гармошкой».

Лесовичек: Верно, давайте будем делать кору для дерева.

Дети делают кору из коричневой бумаги и приклеивают ее к стволу дерева.

Лесовичек: Вот мы и подлечили дерево. Спасибо вам ребята за помощь!

Подведение итогов.

Лесовичек: Чем еще можно помочь дереву?

Дети: Поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, листьями

вывешивать скворечники, чтобы прилетели птицы, замазывать раны глиной…

Лесовичек: За каждое доброе дело, названное вами, будут вырастать

разноцветные листочки на нашем дереве. Посмотрите, как наше дерево ожило. К

нему прилетели птицы. Послушайте, как они поют. (Воспитатель включает запись

пения птиц.)

Лесовичек: Ребята, а как вы думаете, те знания, которые вы имеете, вам могут

пригодиться в будущем?

Ответы детей.

Лесовичек: Ребята, мне было очень приятно с вами прогуляться по нашему

лесу, сделать много добрых дел, играть с вами, но мне пора.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе

Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "В гостях у Лесовичка"

Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группе

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группеЗадачи: Образовательные:1. Познакомить детей со свойствам...

Презентация к конспекту НОД по ознакомлению с миром природы "Животные Арктики и Антарктики" (подготовительная группа)

Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Животные Арктики и Антарктики" (подготовительная группа)

Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к...

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы на тему: «Перелетные птицы» Подготовительная группа

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы на тему:«Перелетные птицы»Подготовительная группа Цель: Расширять представления детей о перелетных птицах Задачи:Образовательные...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы Тема :"Зимующие птицы"в подготовительной группе

расширять и систематизировать знания детей о времени года зима и зимующих птицах;закреплять и систематизировать представления  детей о зимующих птицах (внешний вид; повадки; среда обитания; питан...