"Кем трудятся отец и мать – должны об этом дети знать"
проект по окружающему миру (старшая группа)

 Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Углубленное изучение мира профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. Поэтому и возникла идея создания данного проекта «Кем работают отец и мать – должны об этом дети знать».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii.docx67.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального района Костромской области

Проект

по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

        

«Кем трудятся отец и мать – должны об этом дети знать»

Тип проекта: информационно-познавательный

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель

Сроки проведения: среднесрочный, ноябрь-декабрь 2022г.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №2»

Автор проекта: Корсакова С.Б.

2,460 Different Jobs Illustrations & Clip Art - iStock

Актуальность. 

 Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Углубленное изучение мира профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. Поэтому и возникла идея создания данного проекта «Кем работают отец и мать – должны об этом дети знать».

Проблема. Из беседы с детьми стало понятно, что большинство детей имеют поверхностные представления о профессиях своих родителей, поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе.

Решение проблемы: реализация проекта о разнообразии профессий родителей.

Цель: создание благоприятных условий для формирования познавательного интереса детей к профессиональной деятельности их родителей. 

Задачи:

Образовательные

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; познакомить с разнообразием профессий родителей; закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы и виды деятельности.

Развивающие

Развивать коммуникативные способности, мышление, речь, память, сообразительность и наблюдательность; обогащать словарный запас детей

Воспитательные

Формировать положительное отношение и уважение к труду, людям разных профессий; бережное отношение к результатам труда, желание оказывать помощь.

Принципы:

  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Реализация проекта осуществляется через:

  • совместную деятельность;
  • самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);
  • игровую  деятельность;
  • трудовую деятельность;

домашнее задание для детей и родителей.              

Методы реализации проекта:

  • наблюдения;
  • беседа;
  • экскурсия;
  • целевая прогулка;
  • опыты;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • дидактические игры;
  • рассматривание иллюстраций, журналов, картин…;
  • проблемные ситуации;
  • моделирование;
  • схемы;
  • чтение художественной литературы;
  • мастер – классы от родителей.

 Принципы  организации взаимодействия  с  родителями:

  • Открытость детского сада для семьи.
  • Сотрудничество родителей и педагогов   в воспитании детей.
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Планируемые результаты:

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

      - сформированность  знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

       - пополнение лексики воспитанников;

умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

  Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

  Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Организационный  

Анализ состояния проблемы;

обогащение предметно-пространственной среды по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении;

усовершенствование системы методической работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

14.11.2022-

18.11.2022

2

Практический

Повышение уровня сформированности у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении;

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечь их в формирование у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

21.11.2022-

09.12.2022

3

Итоговый, обобщающий

Оценка  и подведение итогов работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении;

Демонстрация единения и атмосферы сотрудничества всех участников проекта, его результата

12.12.2022-

16.12.2022

1 этап проекта — организационный.

Методы сбора информации

  1. Анализ современных образовательных программ ДОО
  2. Обследование предметно-пространственной среды
  3. Беседы с детьми
  4. Составление анкеты для родителей
  5. Анализ планирования
  6. Наблюдение за играми

Содержание деятельности и формы работы с детьми и родителями

1. Оформление информационного стенда и папок-раскладушек для родителей.

2.Анкетирование родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников»

3. Организация развивающей предметной среды: 

- подбор художественной литературы в книжном  уголке ( «Чем пахнут ремёсла», «Кем быть» Маяковского, стишки о профессиях, загадки и пословицы о профессиях);

- подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок по теме;

- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями («Угадай профессию по описанию», «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии»).

Для создания условий развития у детей самостоятельности, инициативности и познавательной активности я использовала образовательную технологию «Модель трех вопросов». В начале работы над проектом мы с детьми составили «Мыслительную карту проекта», которая состояла из трех вопросов и ответов на них:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделаем, чтобы узнать?

Взрослые работают.

Некоторые названия профессий родителей.

Некоторые предметы труда, связанные с профессиями.

Какие бывают профессии.

Чем занимаются люди разных профессий.

Какие профессии у наших родителей.

Какие знания и качества нужны для той или иной профессии.

Спросить у родителей.

Рассмотреть информационные картинки, иллюстрации, энциклопедии.

Пригласить на беседу родителей.

Чтение художественной литературы.

Экскурсии.

Мастер-классы.

2 этап проекта — Практический

Образовательная область

Работа с детьми

Работа с родителями

Социально-коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Больница», «Школа» и др.

3. Трудовое воспитание :

- трудовая деятельность на прогулке:

очистка дорожек от снега, подметание веранды, развешивание кормушек;

- дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.

- хозяйственно – бытовой труд:

приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, стирать кукольную одежду и др.

Консультация для родителей «Труд в жизни человека»

Папка-передвижка «Беседы с детьми о профессиях»

Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями

Памятка «Домашние обязанности детей»

«Встречи с интересными людьми»

Совместное создание  детьми и родителями книжек-малышек «Профессии моей семьи»

Познавательное развитие

1.НОД «Чья профессия нужней, интересней и важней»

2.Познавательные беседы:

«Что такое профессия?»,  «Как появились профессии?», «Труд мужской и женский», «Профессии моих  родителей»

3.Дидактические игры:

«Кто где работает?», «Кто это знает и умеет?»,  «Угадайте, что я делаю», 

«Кто знает больше профессий»,

 «Добавь словечко» и др.

4.Настольные игры:

Развивающие игры «Профессии» и «Знаю все о профессии, лото «Кем быть?» и «Мы играем в магазин»,

«Кому что нужно для работы?»»

4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

5. Экскурсии- наблюдения по детскому саду (в прачечную), по городу (в библиотеку), к родителям на работу (в пожарную часть).

6.Составление интеллект-карт «Профессии»

7. Игры с лэпбуком «В мире профессий»

Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит»,  «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

2.Составление творческих рассказов «Профессии моих родителей» с использованием мнемотаблиц и интеллект-карт.

4. Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны»

5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование: выставка рисунков «Кем я стану, когда вырасту»

2. Лепка «Предметы труда моих мамы и папы»

3. Работа с раскрасками «Путешествие в мир профессий»

4.Выставка книг о профессиях «Профессия каждая – самая важная»

Физическое развитие

1.Утренняя гимнастика «Мы шоферы»

2.Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»

3.Гимнастика пробуждения «Все работы хороши»

4.Подвижные игры:

 «Почтальон»

«Водители»

«Летчики»

«Изобрази профессию»

«Пожарные на учениях»

5.Физминутки 

3 этап проекта — Итоговый, обобщающий.

Продукт проектной деятельности: 

* книжки-малышки «Профессии нашей семьи»,

*детские работы,

*пополнение предметно-развивающей  атрибутами к сюжетно-ролевым играм,

*интеллект-карты «Профессии».

Презентация проекта:

*выставка детских рисунков «Кем я буду, когда вырасту?»,

*выставка книжек-малышек «Профессии нашей семьи», 

*отчет в форме презентации проекта на методическом объединении.

Итог работы. Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Список используемой литературы:

 

  1. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем»  М., 2000.
  2. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: ТЦ Сфера,2003.
  3. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»  Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»  М., 2014
  5. Материалы Интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отец и мать как воспитатели

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ух...

“ Отец и мать как воспитатели”

Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

Консультация для родителей “ Отец и мать как воспитатели”

Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

Консультация для родителей " Отец и мать- воспитатели".

Консультация для родителей " Отец и мать- воспитатели....

"Отец и мать как воспитатели"

Консультация для родителей...

“ Отец и мать как воспитатели”

Отец и мать, естественные воспитатели детей....

Консультация: отец и мать как воспитатели

Консультация: отец и мать как воспитатели...