"Кем трудятся отец и мать – должны об этом дети знать"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Углубленное изучение мира профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. Поэтому и возникла идея создания данного проекта «Кем работают отец и мать – должны об этом дети знать».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального района Костромской области
Проект
по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении
«Кем трудятся отец и мать – должны об этом дети знать»
Тип проекта: информационно-познавательный
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Сроки проведения: среднесрочный, ноябрь-декабрь 2022г.
Место проведения: МКДОУ «Детский сад №2»
Автор проекта: Корсакова С.Б.
Актуальность.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Углубленное изучение мира профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. Поэтому и возникла идея создания данного проекта «Кем работают отец и мать – должны об этом дети знать».
Проблема. Из беседы с детьми стало понятно, что большинство детей имеют поверхностные представления о профессиях своих родителей, поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе.
Решение проблемы: реализация проекта о разнообразии профессий родителей.
Цель: создание благоприятных условий для формирования познавательного интереса детей к профессиональной деятельности их родителей.
Задачи:
Образовательные
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; познакомить с разнообразием профессий родителей; закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы и виды деятельности.
Развивающие
Развивать коммуникативные способности, мышление, речь, память, сообразительность и наблюдательность; обогащать словарный запас детей
Воспитательные
Формировать положительное отношение и уважение к труду, людям разных профессий; бережное отношение к результатам труда, желание оказывать помощь.
Принципы:
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Реализация проекта осуществляется через:
- совместную деятельность;
- самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);
- игровую деятельность;
- трудовую деятельность;
домашнее задание для детей и родителей.
Методы реализации проекта:
- наблюдения;
- беседа;
- экскурсия;
- целевая прогулка;
- опыты;
- сюжетно-ролевая игра;
- дидактические игры;
- рассматривание иллюстраций, журналов, картин…;
- проблемные ситуации;
- моделирование;
- схемы;
- чтение художественной литературы;
- мастер – классы от родителей.
Принципы организации взаимодействия с родителями:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Планируемые результаты:
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1 | Организационный | Анализ состояния проблемы; обогащение предметно-пространственной среды по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении; усовершенствование системы методической работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении | 14.11.2022- 18.11.2022 |
2 | Практический | Повышение уровня сформированности у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении; Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечь их в формирование у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении | 21.11.2022- 09.12.2022 |
3 | Итоговый, обобщающий | Оценка и подведение итогов работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении; Демонстрация единения и атмосферы сотрудничества всех участников проекта, его результата | 12.12.2022- 16.12.2022 |
1 этап проекта — организационный.
Методы сбора информации
- Анализ современных образовательных программ ДОО
- Обследование предметно-пространственной среды
- Беседы с детьми
- Составление анкеты для родителей
- Анализ планирования
- Наблюдение за играми
Содержание деятельности и формы работы с детьми и родителями
1. Оформление информационного стенда и папок-раскладушек для родителей.
2.Анкетирование родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников»
3. Организация развивающей предметной среды:
- подбор художественной литературы в книжном уголке ( «Чем пахнут ремёсла», «Кем быть» Маяковского, стишки о профессиях, загадки и пословицы о профессиях);
- подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок по теме;
- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями («Угадай профессию по описанию», «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии»).
Для создания условий развития у детей самостоятельности, инициативности и познавательной активности я использовала образовательную технологию «Модель трех вопросов». В начале работы над проектом мы с детьми составили «Мыслительную карту проекта», которая состояла из трех вопросов и ответов на них:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что сделаем, чтобы узнать? |
Взрослые работают. Некоторые названия профессий родителей. Некоторые предметы труда, связанные с профессиями. | Какие бывают профессии. Чем занимаются люди разных профессий. Какие профессии у наших родителей. Какие знания и качества нужны для той или иной профессии. | Спросить у родителей. Рассмотреть информационные картинки, иллюстрации, энциклопедии. Пригласить на беседу родителей. Чтение художественной литературы. Экскурсии. Мастер-классы. |
2 этап проекта — Практический
Образовательная область | Работа с детьми | Работа с родителями |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Больница», «Школа» и др. 3. Трудовое воспитание : - трудовая деятельность на прогулке: очистка дорожек от снега, подметание веранды, развешивание кормушек; - дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях. - хозяйственно – бытовой труд: приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, стирать кукольную одежду и др. | Консультация для родителей «Труд в жизни человека» Папка-передвижка «Беседы с детьми о профессиях» Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями Памятка «Домашние обязанности детей» «Встречи с интересными людьми» Совместное создание детьми и родителями книжек-малышек «Профессии моей семьи» |
Познавательное развитие | 1.НОД «Чья профессия нужней, интересней и важней» 2.Познавательные беседы: «Что такое профессия?», «Как появились профессии?», «Труд мужской и женский», «Профессии моих родителей» 3.Дидактические игры: «Кто где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Угадайте, что я делаю», «Кто знает больше профессий», «Добавь словечко» и др. 4.Настольные игры: Развивающие игры «Профессии» и «Знаю все о профессии, лото «Кем быть?» и «Мы играем в магазин», «Кому что нужно для работы?»» 4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии». 5. Экскурсии- наблюдения по детскому саду (в прачечную), по городу (в библиотеку), к родителям на работу (в пожарную часть). 6.Составление интеллект-карт «Профессии» 7. Игры с лэпбуком «В мире профессий» | |
Речевое развитие | 1. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер 2.Составление творческих рассказов «Профессии моих родителей» с использованием мнемотаблиц и интеллект-карт. 4. Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны» 5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях | |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Рисование: выставка рисунков «Кем я стану, когда вырасту» 2. Лепка «Предметы труда моих мамы и папы» 3. Работа с раскрасками «Путешествие в мир профессий» 4.Выставка книг о профессиях «Профессия каждая – самая важная» | |
Физическое развитие | 1.Утренняя гимнастика «Мы шоферы» 2.Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?» 3.Гимнастика пробуждения «Все работы хороши» 4.Подвижные игры: «Почтальон» «Водители» «Летчики» «Изобрази профессию» «Пожарные на учениях» 5.Физминутки |
3 этап проекта — Итоговый, обобщающий.
Продукт проектной деятельности:
* книжки-малышки «Профессии нашей семьи»,
*детские работы,
*пополнение предметно-развивающей атрибутами к сюжетно-ролевым играм,
*интеллект-карты «Профессии».
Презентация проекта:
*выставка детских рисунков «Кем я буду, когда вырасту?»,
*выставка книжек-малышек «Профессии нашей семьи»,
*отчет в форме презентации проекта на методическом объединении.
Итог работы. Вывод.
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Список используемой литературы:
- Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» М., 2000.
- Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: ТЦ Сфера,2003.
- Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» Волгоград: Учитель, 2007.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях» М., 2014
- Материалы Интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отец и мать как воспитатели
Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ух...
“ Отец и мать как воспитатели”
Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

Консультация для родителей “ Отец и мать как воспитатели”
Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...
Консультация для родителей " Отец и мать- воспитатели".
Консультация для родителей " Отец и мать- воспитатели....



