Рабочая программа для средней группы «Ознакомление с природой в детском саду»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Баева Светлана Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

к основной образовательной программе

дошкольного образования МАДОУ № 272

 по познавательному развитию

(ознакомление с природой)

(«Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова)

                          для детей 4-5 лет, средняя группа № 15

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_prirodoy23-24.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Ростова-на-Дону «Детский сад №272»

Принято

Педагогическим советом

Протокол  № __ от ____________

Утверждаю:

 Заведующий МАДОУ № 272

           __________  Берлизова Г.А.

       Приказ №__ от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к основной образовательной программе

дошкольного образования  МАДОУ № 272

 по  познавательному развитию

(ознакомление с природой)

(«Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова)

                          для детей 4-5 лет, средняя группа № 15

 

Разработчик программы:

Баева С. В.

г. Ростов-на-Дону

2023-2024 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от29.12.2012г.;

  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17 » октября 2013г. № 1155;

  • Постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм  СанПиН 1. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических  правил СП 3.1 /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;

  • Письмо «О реализации основной общеобразовательной дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» №59-52/193/3 от19.01.2017г., с инструктивно – методическим письмом по организации пространственно – предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 в 1 экз. ) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. В 1 экз.);

  • Приказ  Минпросвещения  России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

  • Устав (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);
  • Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
  • Основная образовательная программа дошкольного образования

МАДОУ № 272

Рабочая программа   направлена на достижение целей   развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора   детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, предметный мир), естественных представлений о явлениях живой и неживой природы.

ЦЕЛЬ:  

-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности дошкольников;

-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

-воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе

ЗАДАЧИ:  

  • Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
  • Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
  • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
  • Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
  • Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
  • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
  • Развивать умение детей замечать изменения в природе.
  • Рассказывать детям об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения.

Осень

  • Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
  • Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.

Зима

  • Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
  • Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
  • Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
  • Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
  • Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
  • Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

       Весна

  • Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
  • Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
  • Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
  • Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
  • Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

                  Лето

  • Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
  • В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
  • Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

  Принципы: системности, сезонности, возрастной  адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Объем реализации программы: 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц,  18 академических  часов в год.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой   процесс обучения остается;
  • совместная деятельность взрослого и детей,  самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
  • дидактические игры;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • эксперименты;

Контингент воспитанников:

Всего детей по списку:  __ человека.

Пол:  __ мальчиков, __ девочек.

Дата комплектования группы: 1 сентября 2021 года.

Условия реализации программы:

  1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

  • Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
  • Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии,  образно-символический материал и т.д.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

  • условия  для свободного выбора деятельности;
  • условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
  • не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
  • создание  разных пространственного  предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом  представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

  1. Самостоятельная деятельность детей;
  2. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
  3. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
  4. Конструктивное взаимодействие с  семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи  и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Развитие познавательных интересов детей, формирование представлений об объектах природы.  

К концу года дети должны:

  • Проявлять познавательный интерес к окружающей природе.
  • Предъявлять вопросы разной степени сложности.
  • Самостоятельно обследовать предметы; сравнивать один объект с другим.
  • Иметь элементарное понятие о том или ином объекте природы.

2. Учебно-тематический план

(составлен в соответствии с календарным графиком  МАДОУ № 272)

на 2023-2024 учебный год

Дата

Вид и тема

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

08.09.2023

1

Что нам осень принесла?

1

22.09.2023

2

У медведя во бору грибы, ягоды беру…

1

Октябрь

06.10.2023

3

Прохождение экологической тропы

1

20.10.2023

4

Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)

1

Ноябрь

03.11.2023

5

Осенние посиделки. Беседа о домашних животных.

1

17.11.2023

6

Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу

1

Декабрь

01.12.2023

7

Дежурство в уголке природы

1

15.12.2023

8

Почему растаяла Снегурочка?

1

29.12.2023

9

Стайка снегирей на ветках рябины

1

Январь

12.01.2024

10

В гости к Деду Природоведу

1

26.01.2024

11

Рассматривание кролика

1

Февраль

09.02.2024

12

Посадка лука

1

Март

08.03.2024

13

Мир комнатных растений

1

22.03.2024

14

В гости к хозяйке луга

1

Апрель

05.04.2024

15

Поможем Незнайке вылепить посуду

1

19.04.2024

16

Экологическая тропа весной

1

Май

03.05.2024

17

Диагностические задания1-4

1

17.05.2024

18

Диагностические задания1-4

1

Итого:

18

18

3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература для педагога:

  • «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозайка - Синтез, 2015г.
  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.– М: Мозаика – Синтез, 2015 г.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: – М,: Мозаика-Синтез, 2015г.

  • «Животные жарких стран»
  • «Насекомые»
  • «Высоко в горах»
  • «Арктика и Антарктика»
  • «Морские обитатели»
  • «Рептилии и амфибии»
  • «Ягоды садовые»
  • «Домашние птицы»

Серия «Расскажите детям о…»:

  • «Животных жарких стран»
  • «Садовых ягод»
  • «Овощах»
  •  «Домашних животных»
  • «Деревьях»
  • «Фруктах»

Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: 

  • «Весна»
  • «Лето»
  • «Родная природа»
  • «В деревне»
  • «Времена года». – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка

Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка...

Тематическое планирование работы с детьми по ознакомлению с природой в детском саду (средняя группа)

В этом планировании отображены занятия различного вида деятельности по ознакомлению детей с природой. В каждом месяце дан краткий план занятий и програмное содержание....

планирование образовательной работы по ознакомлению с природой в детском саду средняя группа веракса

планирование образовательной работы по ознакомлению с природой в дестком саду средняя группа веракса...

Занятие по ознакомлению с природой в детском саду. Тема: "Рассматривание кролика" средняя группа.

Помощь воспитателям при проведении занятия по ознакомлению детей с природой. Материал: живой объект - кролик, игрушечный заяц....