Конспект занятия «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лопатина Лариса Леонидовна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект занятия «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.

Задачи: 

Образовательные: расширять представления детей о космосе. Вызвать у детей интерес к познанию космического пространства. Познакомить с историей развития космонавтики.  

Развивающие: Развивать навыки познавательной деятельности, творческое мышление, воображение, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде.

Предварительная работа:

Подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов; беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, презентация «Планеты Солнечной системы», макет «Планеты солнечной системы», диск с записью космической музыки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, дети. - Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите на верх. Что вы видите?  (Включен мини-планетарий. На потолке изображение созвездий)

- Что это как вы думаете? (Созвездия)

 - А что такое созвездия, звезды? (Это планеты)

- А где они находятся? (В космосе)

Стихотворение:

Звездочки ясные, звездочки частые в небе высоком горят.

Словно поют они песни прекрасные – С нами они говорят!

 Небо огромное, небо бездонное,

Звезд как песчинок, не счесть.

 Все же, поверьте, звезда путеводная

 В жизни у каждого есть!

 -Что же здесь есть? - Ой, дети, посмотрите, кто же это такой? (Инопланетянин) - Интересно как же он оказался здесь?

 - Наверное ему одному на нашей планете очень одиноко. Что же нам делать с ним?

Дети: (Отвезти его домой на свою планету)

 - А что надо для этого сделать? (Полететь в космос)

 -Ребята, а что такое космос?

Дети: (Это пространство) это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетают птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет).

Воспитатель:

- Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое

пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос.

- Что находится в космическом пространстве? (Планеты)

 - Как называется наша планета? (Земля)

 - Молодцы.

- Но ведь мы даже не знаем, с какой планеты этот инопланетянин. Придется искать по разным планетам.

 - Давайте сейчас мы с вами встанем в круг, и касаемся по очереди друг друга ладошками. Когда последний коснется ладошкой первого – это условный знак того, что мы взлетаем. (Включается музыка пуск ракеты)

 (Прилетаем на планету Марс)

-Ребята, посмотрите, куда мы прилетели? (Дети читают название планеты Марс)

Кто из вас знает стихотворение об этой необычной планете? Ребенок читает стихотворение.

Марс – таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,

 Из-за кровавого красного цвета назвали планету в честь бога войны.

Воспитатель:

(На столе песочница) - Давайте посмотрим, может быть это какой-то необычный песок, не похожий на наш. (Дети рассматривают песок и находят в нем камень) - Что вы нашли в песке? (Камень) - Какой он? (Красного цвета) - И что же нам с ним делать как вы думаете? (Забрать на нашу планету и добавить в нашу коллекцию)

 - Хорошо, молодцы.

 - Дети, а вы видите на этой планете родных нашего маленького инопланетянина? (Нет)

 - Что же нам делать? (Полететь на другую планету.)

 - Встали в круг по условному знаку взлетаем.

- Прилетели на другую планету. - Как эта планета называется? (Дети читают название планеты – Венера) - Кто из вас знает стихотворение об этой прекрасной планете

- Ребенок рассказывает стихотворение

 В честь богини красоты Названа, Венера, ты!

 В темных небесах сияешь, Красотой нас одаряешь.

- Дети, а на этой планете есть родственники, друзья нашего инопланетянина? (Нет)

- Эта планета очень необычная. На этой планете живут необычные животные, которых привезли сюда из различных планет. Хотите на них посмотреть? (Показ слайдов на экране) - Понравились вам животные? (Да)

 - Дети, что-то мы уже устали. Давайте отдохнем. Потом опять пойдем на поиски.  (Дети садятся на стулья)

 - Дети, вы знаете, как начинали исследовать космос?

 - Кто летал на космос? (Гагарин, Терешкова, Белка и стрелка)

 - На чем летают в космос? (Ракета, космический аппарат, космический корабль)

 - Скажите, что есть в космосе? (Звезды, планеты, галактики)

- И скажите, что человеку необходимо в космосе? (Оборудование, экипировка, тренировка) - Скажите, а каким нужно быть, что стать космонавтом? (Сильным, смелым, ловким, здоровым, умным.)

- А чтобы быть таким, что нужно делать? (Заниматься спортом, закаляться, кушать, хорошо учиться…)

- Как вы думаете, все ли могут стать космонавтом?

 - Почему ты думаешь, что все могут быть космонавтом? - Почему ты думаешь, что не все могут быть космонавтом? Дети высказывают свое мнение.

- Давайте, чтобы быть как космонавты сильными, мы выполним несколько упражнений:

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться, о опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

- Молодцы.

Ребята, ведь мы еще не нашли родных нашего инопланетянина. - Что же делать? (Лететь на другую планету)

 - Давайте вставайте в круг по условному знаку взлетаем. - Прилетаем на планету. - Дети, на какую планету мы прилетели?

(Никто не знает на какую планету прилетели)

 - Ой, дети, посмотрите, кто это такие? (Инопланетяне)

 - Как вы думаете, наш инопланетянин один из них? (Да)

 - Да, мы нашли его родных. Он очень радуется.

- Но ведь мы так и не узнали название планеты. - Вы знаете, на свете очень много чудес. На этой планете еще не ступала нога человека. Мы первые на этой планете. Поэтому у этой планеты нет названия. Давайте мы придумаем название этой планеты. Как бы вы хотели назвать эту планету?

(Дети предлагают свои версии)

 - Молодцы ребята. Мы нашли семью заблудившегося инопланетянина, дали название неизвестной планете. А теперь, наверное, пора и на свою планету вернуться.

 - Встаем все в круг, на условный сигнал взлетаем на Землю. - Вот мы и прилетели на нашу любимую планету Земля. - Дети, кто расскажет стихотворение про планету Земля?

Ребенок рассказывает стихотворение:

 От Солнца третья по счету планета,

 Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,  

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

 Бабочки, птицы, жучок на цветке…

Жизнь на Земле вы найдете по всюду

- В самом далеком, глухом уголке!

- Дети куда мы с вами сегодня летали? (В космос)

Ребята, а сколько всего планет?

Кто расскажет считалочку?

Считалочка:

Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый –   Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.

 - Давайте с вами сделаем ментальную карту. (Дети приклеивают соответствующие ответу картинки на ватмане)

Ребята, теперь давайте пополним нашу коллекцию инопланетными экспонатами. (Дети дополняют коллекцию экспонатами, привезенными из других планет)

- Ребята, у нас получилось замечательное путешествие, мы вспомнили о планетах солнечной системы, помогли инопланетянину найти родных, вспомнили первооткрывателей космоса…

Ребята, как вы думаете какая планета самая главная? (планета Земля)

А почему? (мы на ней живем; она-наш дом)

 Воспитатель:

Я согласна с вами. Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!»

Конспект интегрированного занятия

«В РЫБНОМ ЦАРСТВЕ»

Цель:

1. Дать детям представление о рыбах (виды, строение, местообитание);

 2. Познакомить с разнообразием морских и речных рыб.

3. Способствовать развитию познавательных интересов, обогащать словарный запас детей.

 4. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере.

5. Развивать графические навыки и способности к формообразованию.

 6. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

 Материалы: комплект карточек с изображением морских обитателей;  Плакат «Морская азбука»; Слайды с изображением речных рыб;  Технологическая карта «Рыбка»; Альбомы, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, кисти, стаканчики, салфетки матерчатые; Музыкальное сопровождение.

 Ход ООД: (Звучит музыка, воспитатель-эколог):

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в подводный мир, ведь жизнь на Земле зародилась в водной стихии (так говорят учёные), потом некоторые существа вышли из воды на сушу. И всё же скрытый от нас подводный мир по-прежнему богат и разнообразен. Учёным известно более 200 тысяч видов рыб. Рыбы – это удивительные создания, дети воды, где вода – там и рыбы. Живут в горных озёрах и подземных ручьях, в болотах, реках, морях и океанах, аквариумах. Представьте себе, что одни могут жить в пресной воде, а другие в солёной; одни прекрасно себя чувствуют при температуре -2 градуса, а другие выдерживают +50 градусов. Известны даже летающие и ползающие рыбы. Все рыбы, несмотря на разнообразие размеров, окраски, форм, имеют одну общую черту: они дышат жабрами. Кожа рыб почти всегда покрыта чешуёй или костными пластинками. Благодаря особым способностям они могут плавать в абсолютной темноте, не натыкаясь на препятствия, охотиться и скрываться от хищных сородичей. Да, среди рыб есть настоящие хищники, которые опасны для птиц, млекопитающих, а некоторые, даже для человека.

Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые – как мячик, крохотные и огромные – больше слона.

 - А каких вы рыб знаете, ребята? (ответы детей)

 – А вы знаете, дети, как дышат рыбы под водой? (ответы детей)

 Жабры из воды извлекают кислород (так рыбы дышат). Есть у рыб плавники и хвост (при помощи них рыбы плавают), плавательный пузырь помогает рыбам нырять, всплывать и держаться на воде. А ещё, ребята, у рыб есть удивительный орган – боковая линия. Она позволяет рыбам чувствовать приближения хищника и скрываться в глубинах морей и океанов.

Наука, которая изучает рыб, называется ИНТИОЛОГИЯ, а люди, которые занимаются этой наукой – ИХТИОЛОГИ.

- А чем питаются рыбы? (дети отвечают)

Правильно, рыбы едят водоросли, насекомых, моллюсков, червей. Хищные рыбы питаются другими рыбами, а бывает и птицами, и зверюшками. Мелкие прилипалы умудряются проскальзывать акуле в пасть, там они прилипают к нёбу и перехватывают лакомые кусочки акульего обеда у самой глотки акулы. Рыба толстолобик так любит водоросли, что её специально запускают для очистки зарастающих каналов. А язи и форели, ловкие охотники за насекомыми, хватают их не только над водой, но и на лету, выскакивая из воды. Лещи и сазаны глотают улиток, а осколки ракушек выплёвывают – словно семечки лузгают. У них для этого даже особые зубы есть – глоточные: растут они не во рту, а в глотке.

- Дети, как вы думаете, рыбы молчат, или издают звуки? (ответы детей)

 Оказывается, голоса многих рыб схожи с птичьими.

 Белуга кричит чибисом,

 морской карась крякает,

ставрида трещит и т.д.

 Рыбы общаются не только с помощью звуков, есть у них язык красок, язык танца. Например, колюшка – самец танцует перед колюшкой – самкой и выставляет напоказ свою ярко-зелёную спинку и красный живот. Так он её (уговаривает) отложить икру в его подводном шалашике. А каких только нет рыб в подводном царстве! Бывают рыбы чёрные, белые, в крапинку, в полоску, бывают бесцветные, прозрачные, например, у рыбы – лапши даже видно как бьётся сердце. Некоторые рыбы меняют окраску как хамелеоны. Камбала на песчаном дне – жёлтая, на илистом – серая, на каменистом – пятнистая.

Есть рыбки, которые, как и мы, бледнеют, когда пугаются и краснеют, когда сердятся. Размеры рыб самые разные: от одного сантиметра до двадцати метров. Самая огромная рыба на Земле – китовая акула, длинна до двадцати метров, а самая маленькая рыбка – филиппинский бычок, размером с муравья. Среди пресноводных рыб есть великаны. На Волге ловили осетров весом в 60 кг, щук – в 35 кг. А сомы попадались весом до 200 кг. Размножаются рыбы в основном икрой, откладывая её в разные подводные места (даже под панцирь краба), а морской конёк и морская игла носят свою икру в сумке на животике, а некоторые – во рту и ничего не едят, пока не вылупятся мальки. Есть и живородящие рыбы: акулы, скаты, бельдюги – рождают живых рыбок. Есть очень опасные рыбы: рыба-меч, рыба-пила, скат, морской скорпион, акула.

 У акулы всё время растут зубы: одни выпадают, другие – вырастают. За 10 лет у акулы может выпасть и вырасти до 24 тысяч зубов.  Очень опасны зубчатые пираньи: нападают на крокодилов, плывущих через реку, на других животных и могут откусить палец у человека.

 Рыба – необходимый продукт питания для человека, в ней много фосфора, кальция, белка.

 Ребята, а что можно приготовить из рыбы? (ответы детей)

 - А вы знаете, что взрослые и дети охраняют водоёмы? (да) Они называются «Голубые патрули», которые изучают жизнь рыб в водоёмах, следят за чистотой воды, не позволяют засорять берега, сбрасывать мусор в реки и моря. Патрульные следят, чтобы не ловили рыбу сетями (объяснить детям новое слово «Сеть»), чтобы не глушили рыбу, а ловили удочкой без вреда для окружающей природы.

Физ. минутка: «Море волнуется раз…»

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Рек

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Вот о чём я вам хотела рассказать. Кто хочет высказать своё мнение об услышанном? (дети высказываются, делают выводы).

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение (дети прослушивают стихотворение А. Фета «Рыбка»)

Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.

Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, —
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.

Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза — бурмитских два зерна,
Багряное перо.

Идет, не дрогнет под водой,
Пора — червяк во рту!
Увы, блестящей полосой
Юркнула в темноту.

Но вот опять лукавый глаз
Сверкнул невдалеке.
Постой, авось на этот раз
Повиснешь на крючке!

- Ребята, почему поэт называет рыбку такими интересными словами? (дети предлагают свои варианты) Посмотрите на изображения пресноводных рыб, можете ли вы их назвать?

У нас есть технологическая карта, т.е. последовательность выполнения работы. Опишите мне, пожалуйста, строение и форму тела рыбки (ответы детей).

- А как вы думаете, в рыбном царстве обитает одна рыбка или множество рыб? (много)

- Возьмите свои альбомы или листы голубого цвета и сделайте набросок (эскиз) карандашом нескольких рыб, опираясь на технологическую карту.

Физ.минутка: 

«Рыбки плавали, ныряли, 

В чистой, светленькой воде,

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке».

 - Как вы думаете, чтобы получилось самое настоящее подводное царство, что необходимо сделать? (изобразить рисунок в цвете, оформить дно камнями, водорослями и т.д.). (Дети выбирают художественный материал по своему желанию и приступают к выполнению задания под музыку).

 - А хотите отправиться на выставку? Объединим наши рисунки в единую композицию «В рыбном царстве» и полюбуемся своими работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Космическое путешествие"

Развивается у детей логическое мышление,внимание.Закрепление геометрических фигур....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ В ПРОВЕДЕНИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ  "КОСМОС"...

Конспект занятия "Космическое путешествие"

Знакомство детей с космосом...

Конспект занятия "Космическое путешествие на Луну"

Данное занятие позволяет закрепить у детей знания о геометрических фигурах; закрепить знания у детей прямого и обратного счета в пределах десятка; закрепить знания четных и нечетных цифр;  закреп...

Конспект занятия «Космическое путешествие».

Конспект занятия во второй младшей группе «Космическое путешествие». Цель:- познакомить детей с космосом- расширить знания о жизни в космосе, о звездах, луне, о солнце.- развивать реч...

Конспект занятие "Космическое путешествие"

Расширения представлений о космосе и проведения экскурсий....

Конспект занятия "Космическое путешествие"

Конспект занятия "Космическое путешествие...