Краткосрочный проект «Госпожа ФАСОЛЬ»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Иванова Ольга Юрьевна

Вид проекта:  исследовательско -познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (12 марта по 13 мая 2019 года)

Участники исследовательской деятельности: дети старшей группы, воспитатель.

Актуальность исследовательской деятельности:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. В дальнейшем такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы).

Объект исследования - физиологические процессы растения.

Предмет исследования  – процесс формирования знаний об этапах жизни растения, факторах, влияющие на его рост.

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

Развивающие:

1. Развивать способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, беседу.

4. Развивать у детей память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • понимание того, что факторы неживой природы оказывают влияние на живой организм;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники

Должны знать:

- названия факторов внешнего мира, которые влияют на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- этапы жизненного цикла фасоли.

Должны уметь:

- применять технологию выращивания фасоли;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности:

  • Выращенная фасоль.
  • Альбом-фотоотчет  «Опыты и наблюдения»
  • Дневник наблюдений

Форма организации проекта:

• Непосредственная образовательная деятельность;

• экспериментальная деятельность;

• наблюдения;

• просмотр фидеофильма;

• трудовая деятельность;

• продуктивная деятельность

Формы и методы реализации проекта:

• мультимедийное оборудование;

• природный материал – сухие и замоченные семена фасоли;

• карандаш, линейка;

• специальная емкость для посадки, земля, лейка, вода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gospozha_fasol.docx174.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г.НАДЫМА»

Краткосрочный проект  «Госпожа ФАСОЛЬ»

C:\Users\user\Desktop\scrn_big_2.jpg

Составитель

Иванова О.Ю.

Воспитатель

Надым,2023

Вид проекта:  исследовательско -познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (12 марта по 13 мая 2019 года)

Участники исследовательской деятельности: дети старшей группы, воспитатель.

Актуальность исследовательской деятельности:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. В дальнейшем такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы).

Объект исследования - физиологические процессы растения.

Предмет исследования  – процесс формирования знаний об этапах жизни растения, факторах, влияющие на его рост.

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

Развивающие:

1. Развивать способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, беседу.

4. Развивать у детей память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • понимание того, что факторы неживой природы оказывают влияние на живой организм;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники

Должны знать:

- названия факторов внешнего мира, которые влияют на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- этапы жизненного цикла фасоли.

Должны уметь:

- применять технологию выращивания фасоли;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности:

  • Выращенная фасоль.
  • Альбом-фотоотчет  «Опыты и наблюдения»
  • Дневник наблюдений

Форма организации проекта:

• Непосредственная образовательная деятельность;

• экспериментальная деятельность;

• наблюдения;

• просмотр фидеофильма;

• трудовая деятельность;

• продуктивная деятельность

Формы и методы реализации проекта:

• мультимедийное оборудование;

• природный материал – сухие и замоченные семена фасоли;

• карандаш, линейка;

• специальная емкость для посадки, земля, лейка, вода.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с того, что дети младших групп попросили нас узнать, как из одного семени фасоли можно получить несколько. Естественно, это очень удивило детей и заинтересовало. Так они получили домашнее задание – решить задачу вместе с родителями. Этим вопросом я подвела детей к поисковой деятельности, сбору информации. Ища совместно с родителями ответы на этот вопрос, дети постепенно пришли к понятию жизнедеятельность растения и ее этапам.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

• работа воспитателя с детьми;

• работа с родителями

• самостоятельная исследовательская деятельность детей.

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал, видеофильм о прорастании семени и оборудование для исследований.

Моей задачей подвести детей к проблеме исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий. Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению вопросов:

  • Что необходимо растению для роста?
  • Какое значение для роста растений играет тепло и солнце?
  • Всем ли растениям необходима для роста вода, почва?
  • А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? Можно ли увидеть как растет растение и т. д.

В ходе беседы дети самостоятельно отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования. Огромный интерес у ребят видео фильм о прорастании фасоли, мне пришлось включать его несколько раз – насколько детально всё хотели разглядеть.

Затем дети самостоятельно обсуждали этапы работы, совещались по ходу, замеряли семена сухие и замоченные, делали выводы, изучали проросшие ростки и т. д.

Я на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняла роль консультанта - помогала тем, у кого появлялись трудности в экспериментальной деятельности. В ходе у нас появилась общая тенденция нашей работы: Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?

Через 4 дня, когда появился первый росток, мы смогли утвердительно ответь «Можно ли вырастить фасоль на подоконнике?». А прозрачность нашего оборудование дала возможность наблюдать за циклами жизнедеятельности нашего растения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также просили прочитать родителей книги по овощеводству. Полученные в процессе работы сведения ребята обобщали. Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей, которые помогли детям найти необходимую информацию. Предлагала родителям побеседовать с детьми на темы:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет, их влияние на рост растения.

- Чем полезны овощи?

- Нужна ли детскому организму фасоль?

- Что можно приготовить из фасоли?

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал Альбом-фотоотчет  «Опыты и наблюдения» и Дневник наблюдений с результатами нашей исследовательской работы. В конце проекта дети рассказали о проделанной работе, о приобретенных навыках и умений, о своих впечатлениях.

В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения. Часть семян мы предварительно замочили в воде, а другие посадили без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы - сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения. Также мы заметили, что семена, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо - вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит - значит, тепло тоже является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснили тем, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений.

Содержание программы обучения

   1. Вводное занятие. «Как вырастить фасоль на подоконнике?»

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить фасоль, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо? 
2. Зачем растениям семена?
Что было бы с растениями, если бы у них не было семян? 
Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко? 
Как подготовить семена к посадке? 
Как правильно посадить растение? 
Какие условия нужны для прорастания семян? 
3. Знакомство с абиотическими факторами
Свет. 
Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.
Температура. 
Источник тепла – солнечное излучение.
Почва. 
Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями. 
Типы почв. 
Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.
Влажность. Значение воды для растений. 
Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы. 
4. Культурные растения в жизни человека
Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение. 
Фасоль – представитель семейства бобовых. Горох, бобы, соя. 
Сорта фасоли. Овощные, сахарные и зерновые сорта фасоли.
Знакомство с семенами фасоли (величина, форма, окраска, строение семян)
Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.
Значение фасоли как продукта питания. Продовольственная и кормовая фасоль.
Фасоль – зелёное удобрение.
Подготовка фасоли к посадке. Выбор сорта. Замачивание семян. 
5. Исследовательская работа
Посадка фасоли в горшки: 
№ 1 – почва с большим содержанием песка,
№ 2 – малоплодородная почва, 
№ 3 – плодородная, богатая перегноем почва
Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.
Наблюдение за ростом и развитием фасоли в течение 8 недель. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы. 
Анализ результатов за неделю. Выводы.
Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы. 

6. Чтение «Фасолькины сказки»  Мила Майская , сказки «Про Фасольку, мечтающую увидеть солнце» Зоряна ЖИВКА
7. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

Материалы: 

семена фасоли 3 видов,

горшки с почвой: 

№1 – малоплодородной почвой,

 №2 – плодородной, богатой перегноем почвой,

№3 – песком. 

Ящик для высадки семян фасоли, линейка, фотоаппарат, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, фломастеры.

Опыты и наблюдения по теме: «Семена фасоли»

ИССЛЕДУЕМ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Цель опыта – выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести.
Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки; песок, вата или фильтровальная бумага. 
Постановка опыта. 
Для опыта берём образцы семян, различающихся размерами и скоростью прорастания. Берём семена трёх сортов. В каждой пробе по 10–20 крупных семян. Семена проращивают в растильнях на влажной вате (фильтровальной бумаге). Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо!) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2–4 дня. 
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть у одного вида, но разных сортов растения.
Вывод: все семена проросли, у разных сортов фасоли разная продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.
ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков. 

Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые ванночки, почва. 
Постановка опыта. 
Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрываем картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».
Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки фасоли растут медленнее, они слабее.
ЗНАЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ СЕМЕНИ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ
Цель опыта – показать, что рост и развитие проростков происходит за счет запасных веществ семени.
Оборудование: семена фасоли, влажная вата.
Постановка опыт: 
На дно ёмкости наливаем немного воды, так чтобы вата была влажной. Ёмкость закрываем крышкой из двух слоев газетной бумаги. Проращивание семян осуществляют при температуре 20–22 °С. 
Через прозрачные стенки видны изменения, происходящие при прорастании семени и развитии проростка, результаты наблюдений записываем в таблицу. 
Вывод:
Зародыш в начале развития питается веществами, находящимися в клетках самого зародыша.
Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток.
Для посева следует отбирать крупные, здоровые, полновесные семена.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПОЧВЫ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ФАСОЛИ
Цель опыта – показать, что рост и развитие проростков фасоли зависит от почвы.
Оборудование: семена фасоли, почва трёх видов: 
№ 1 – почва с большим содержанием песка,
№ 2 – малоплодородная почва, 
№ 3 – плодородная, богатая перегноем почва
Постановка опыта: 
Проращенные семена помещаем в разную почву. Наблюдаем за ростом фасоли. Замеряем высоту растений, делаем отметки о количестве листьев, цветов.
Вывод: в разной почве проростки фасоли растут по-разному.
Самое крепкое растение находится в плодородной почве. На нём раньше всех появились цветы.
Растение в малоплодородной почве слабее, на нём меньше листьев и позже появился цвет.
Самое слабое и низкорослое растение в почве с большим содержанием песка, на нём меньше всего листьев и цвет появился позже, чем на первых двух растениях.
При внесении жидких подкормок сетку с лейки снимают, а носик направляют на почву между рядами.
Двукратное окучивание фасоли лучше проводить после прекращения подкормок

Исследуем рост фасоли в ящиках с разной почвой:
Красный квадрат - почва с большим содержанием песка
Жёлтый квадрат - малоплодородная почва
Зелёный квадрат - плодородная почва

Диагностика по освоению  проекта

Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

 Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности воспитатель  создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

                           

Блиц – опрос детей старшей  группы

1 Где растет фасоль?

2. Для чего нужны семена растению?

3. Что необходимо растению для роста?

4. Какие блюда можно приготовить из фасоли?

5. Какие сорта фасоли ты знаешь?

6. Чем отличаются сорта фасоли?

7. Как ты думаешь, можно ли вырастить фасоль дома и получить семена?

8.Какое значение для роста растений играет тепло и солнце?

9.Всем ли растениям необходима для роста вода, почва?

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.              

 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.                                

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.                          

 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и частично с помощью взрослого все предложенные задания.      

 5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

      Средние значения:                                                                                                                                                                   Больше 3,8 – высокий уровень                                                                                                                                      2,3-3,7 – средний уровень                                                                                                                                                      Менее 2,2 – низкий уровень

На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице. Приложение1

Сравнительный анализ результатов мониторинга

усвоения воспитанниками материала

по проекту «Госпожа ФАСОЛЬ»»  

Вывод: Проведя сравнительный промежуточный анализ результатов мониторинга (март 2019- май 2019 года) усвоения воспитанниками материала по проекту «Госпожа ФАСОЛЬ», я увидела положительную динамику и рост знаний в данной области. На диаграмме мы можем увидеть, что на начало проекта у детей не было выявлено высокого уровня знания о растениях, преобладал средний уровень, он составлял 58%, остальные 42% показывали низкий уровень. К концу проекта, показатели изменились, появился высокий уровень знаний детей в данной области и составил 45%, средний уровень – 55%, низкий уровень у воспитанников не наблюдается.

Заключение

В ходе исследовательской деятельности я отметила, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор. У детей сформировалось умение самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов). А главное, ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

За время нашего проекта у детей:

- развился интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания фасоли;

- расширились знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

- дети были активными и самостоятельными в практической деятельности по выращиванию растений;

- мы воспитали бережное и заботливое отношение к растениям;

- активизировали речь и обогатили словарь детей;

- сформировали партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:

1. Фасоль можно вырастить не только на огороде, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.

2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.

3. Фасоли для роста необходимы:

• плодородная почва

• свет

• вода

• тепло

• уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).

4. Фасоль является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд.

5. Существует много разных сортов фасоли, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

Поэтому мы считаем проект реализован полностью.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003.

3. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2

Приложение1

                                

                        

Ф.И. ребенка

Уровень исследовательской деятельности

Высокий

Средний

Низкий

Приложение 2

Фасолькины сказки

Мила Майская 2

Фасолькины сказки.  Почему Фасолькины?  Фасолька – это не растение с красивыми красными цветками, похожими на мотыльков. Фасолька – это маленькая девочка. Вы скажете, что таких имен у девочек не бывает. А вот и бывают! Это бабушка придумала ей такое смешное имя. Мама называет  малышку Пампусяка Лампампуськин, папа – Пусиком, и только дедушка называет девочку настоящим именем – Сонечка.
Но почему все-таки Фасолька? Да потому что Сонечка действительно похожа на фасолинку, такая же маленькая, беленькая, кругленькая. Вообще-то у Фасольки много имен. В зависимости от обстоятельств бабушка называет ее мисс Сладкая булочка или мисс Каприз, мисс Шоколадка или мисс Бука-злюка.
Фасолька очень любит слушать сказки, которые ей рассказывает бабушка, а бабушка любит рассказывать сказки. Каждый раз Фасолька просит рассказать новую сказку. Наконец, сказок накопилось столько, что они перестали помещаться в бабушкиной голове, и она решила записать их на бумаге. Получилась целая книжка Фасолькиных сказок.


Ф А С О Л Ь К А


- Бабушка, а что у нас сегодня будет на обед? – спросила Фасолька, входя в кухню.
- Суп из фасоли, - ответила бабушка, не отрываясь от своих дел. У Фасольки округлились глаза. Она с ужасом посмотрела на бабушку и еле слышно спросила:
- Ты будешь варить суп из меня?
- Ну что ты, глупышка, конечно же, не из тебя, а из бобов фасоли. – Бабушка прижала к себе малышку. – Ну, как же я могу варить суп из моей любимой Фасольки! А ты разве не знаешь, что есть такое растение – фасоль, из которой получается очень вкусный суп?
- Нет, бабушка, не знаю. А что это за растение? Расскажешь мне сказку про фасоль?
- Конечно, расскажу, если ты мне немножко поможешь.
- Помогу, бабушка, - с готовностью ответила Фасолька, - а что надо делать?
- Я буду чистить картошку и рассказывать тебе сказку, а ты будешь перебирать фасоль. – Бабушка достала банку из шкафа и высыпала на стол кучку фасоли. – Вот она, фасоль. Ты отберешь в одну сторону – белую фасоль, для супа, а в другую всю остальную, хорошо?
- Да, бабушка. Какая красивая фасоль, такая разная – и белая, и синяя, и желтая, и коричневая, даже в крапинку есть, посмотри, какая крупная!
- В природе очень много разных видов фасоли, люди очень давно употребляют ее в пищу, потому что она вкусная и очень полезная.
Фсолька взяла в рот одну из фасолинок и попробовала ее раскусить. Ничего не получилось: фасолинка была такая твердая, что девочка чуть не сломала зуб.
- Ой, какая она крепкая, у меня чуть от зуба кусок не отломался, - разочарованно произнесла Фасолька, - и совсем невкусная, я не хочу такой суп.
- Ну, в супе-то она будет мягкой и вкусной, – сказала бабушка, - ее надо долго варить, тогда и бульон получится вкусный, и бобы станут мягкими.
- Ладно, бабушка, я попробую твой суп из фасоли, а ты рассказывай сказку, я уже разбираю бобы.
- Ну, слушай.

Жила-была на свете маленькая беленькая фасолинка. Правда, там, где она жила, света было совсем мало, а точнее – совсем не было. Потому что жила фасолинка в большой круглой коробке. Коробка стояла в шкафу с плотно закрывающимися дверцами, а шкаф был в темном и тесном чулане. Иногда, конечно, фасолинке приходилось видеть свет от электрической лампочки. Но это случалось не часто, а только тогда, когда в чулан приходила хозяйка, чтобы взять какие-нибудь продукты. Она включала лампочку, и в чулане становилось светло. Правда, видела фасолинка совсем немного – кусочек полки с пустыми банками да пару пучков сухой мяты, висевшей на стене рядом с полкой. Но ведь фасолинка жила не одна в большой коробке. Вместе с ней жили сотни фасолинок разного цвета и размера. Здесь были и белые круглые фасолинки, такие же, как она; были и черные, длинненькие как пульки, и желтые, и коричневые, блестящие, словно покрытые лаком, и большие синие в крапинку фасолины.
Как только в чулане включался свет и открывались дверцы шкафа, фасолинки начинали крутиться, вертеться и толкать друг друга. Каждая старалась увидеть как можно больше. Это ведь было их единственным развлечением. Все остальное время они лежали в коробке и рассказывали друг другу о том, что увидели.
Правда, однажды в шкафу произошел настоящий переполох. Фасолинка уже спала, как вдруг рядом с банкой послышался какой-то шорох, потом царапанье, и фасолинка увидела прямо над собой две огромные когтистые лапы, ухватившиеся за край коробки, и голову громадного чудовища. Огромные круглые черные глаза горели желанием немедленно проглотить фасолинку. Бедная малышка уже приготовилась стать добычей серого чудовища, как вдруг голова исчезла так же неожиданно, как и появилась. Как хорошо, что мыши не едят фасоль! Иначе сказка на этом бы и закончилась. Да, да, это была обыкновенная маленькая серая мышка. Это для фасолинки она – громадное чудовище с оскаленными клыками, а для нас с тобой – всего лишь махонькая мышка.
Мышка понюхала фасоль и разочарованно отвернулась. Потом она  проворно спрыгнула с края коробки и побежала искать мешочки с крупой или зерном или, на худой конец, засохшую корочку хлеба. Ведь часто некоторые неразумные дети бросают хлеб на пол, а потом он проваливается в щели или забивается в темные углы. Это очень хорошо для мышей и крыс – всегда найдется, чем поживиться, но очень плохо для людей. Ведь мыши могут не только уничтожить продукты, но и испортить множество необходимых для человека вещей.

- Бабушка, я никогда не бросаю хлеб на пол, я знаю, что это – большой грех, - сказала Фасолька, подняв голову от рассыпанной по столу фасоли.
- Молодец, это очень правильные слова! – Бабушка сняла пенку с кипевшего на плите бульона и продолжила сказку.

Вот так и жили фасолинки в большой круглой коробке. Иногда хозяйка открывала шкаф и брала из коробки фасоль для супа. Наша фасолинка знала, что когда-нибудь придет и ее очередь попасть в суп. Поэтому, когда в очередной раз хозяйка открыла шкаф, и фасолинка попала в ее миску вместе с кучкой других фасолинок, она подумала, что настал и ее черед. Но произошло чудо! Фасолинка попала не в суп, а … в землю. Ее и еще несколько разноцветных фасолинок хозяйка положила в ящик с влажной землей, присыпала сверху сухим торфом и ушла.
Поначалу фасолинке было неприятно и скучно лежать в мокрой земле, а потом с ней стало что-то происходить. Она быстро полнела и разбухала. Ее кожица намокла и стала совсем тонкой. Наконец, кожица лопнула, и фасолинка разделилась на две половинки. Их соединял только маленький кусочек, из которого у фасолинки начали расти … ножки! Да, да, маленькие беленькие ножки-корешки. Они быстро удлинялись, проникая все глубже в землю, потом начали ветвиться. А вверх сквозь землю потянулся тоненький стебелек, на котором, как маленькая крыша, сидели две половинки фасолинки. Очень скоро стебелек стал таким длинным, что маленькая крыша приподнялась над землей. И, когда хозяйка подошла к ящику, чтобы полить землю, она обрадовано воскликнула: «Ну, вот и фасоль моя взошла! Хорошие всходы – ровные, толстенькие. Растите с Богом!»
А фасолинка не успевала удивляться происходящему. Сначала ее маленькая крыша была прямо над землей. Потом стволик начал толстеть и удлиняться. Кожица, все еще висевшая на половинках фасолинки, съежилась и высохла, а вскоре и вовсе свалилась на землю. А половинки фасолинки, похожие на крышу, стали зеленеть и увеличиваться в размерах,  а затем разошлись в разные стороны  и стали толстенькими зелеными листочками. Теперь фасолинка не думала о том, что ей неприятна мокрая земля. Наоборт, она радовалась тому, что хозяйка часто поливает ее, ведь вода и земля дают ей пищу для того, чтобы расти. Да и некогда ей было думать, ведь вокруг было столько интересного! Светило яркое солнышко. Его теплые ласковые лучи заставляли фасолинку ползти все выше и выше, цепляясь за прутья решетки, которую поставил в ящик хозяин. Рядом с ней было много подружек, таких же фасолинок, как и она. Они дружно подрастали, тянулись к солнышку, цепляясь за решетку своими крепкими длинными усиками, ветвились. Скоро решетки уже не было видно, она превратилась в зеленую стенку, отделявшую дорожку от веранды. На зеленых веточках появились бутончики, потом они раскрылись и расцвели цветочки. Цветочки были разные: нежно-сиреневые, как у героини нашей сказки, ярко-красные, белые, желтенькие, зеленовато-белые. Как будто на зеленую стенку опустилась стая разноцветных мотыльков. Это было очень красиво. На запах цветов прилетели пчелки и стали пить сладкий нектар, который растения приготовили специально для них. Ведь для того, чтобы завязались плоды, надо чтобы пыльца с одного цветка попала на другое. Пчелки в поисках сладкого нектара перелетают с одного цветка на другой и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу – опыляют их. И на опыленных цветках начинают появляться завязи – маленькие зелененькие детки-фасолинки, спрятанные 
до поры до времени в тесных стручках.
Фасолинка радовалась: она и не мечтала о таком счастье! Кругом все было зеленым и разноцветным. Зеленели трава и листья на деревьях и кустах, цвели цветы, светило ласковое солнышко, дул теплый ветерок, иногда шел дождик. Вобщем - это было самое чудесное время в жизни фасолинки.
А потом пришла осень. Солнышко светило все меньше, дождики стали идти все чаще. Они были долгими и прохладными. Земля в ящике снова стала холодной. Листочки засыхали, и один за другим, падали на землю. Но фасолинка не унывала, что закончился ее коротенький век, а радовалась. Ведь она выполнила свое назначение в жизни: она не попала в суп, зато вырастила много-много деток-фасолинок, которые сидят сейчас в тесных стручках и ждут, когда их освободят от твердых створок. Вся решетка теперь была увешана длинными стручками. Хозяйка, проходя мимо нее, радовалась: «Хороша нынче фасоль!»  Потом хозяйкины дети сорвали стручки и освободили фасолинки из жесткого плена. А хозяйка принесла их в чулан и положила в ту же самую круглую коробку, где когда-то жила их мама…

- Бабушка, какая хорошая сказка у тебя получилась, только грустная.
- Почему же грустная? - спросила бабушка.
- Так ведь фасолинка засохла. Теперь мне будет жалко кушать фасоль. – Фасолька  вздохнула и грустно посмотрела на две аккуратные кучки фасоли, которую она разбирала.
- Ну, не грусти, малыш! Фасоль специально выращивают для того, чтобы люди ее кушали. Не только люди, но и некоторые животные едят фасоль. Каждое растение и животное имеет свой век, и человек тоже рано или поздно уходит из жизни. Может быть, когда-нибудь я расскажу тебе сказку и об этом. Но для такой сказки тебе надо еще очень долго расти. А для того, чтобы лучше расти, надо кушать и, желательно, побольше фасоли. Вот так, моя Сладкая булочка! Пойдем-ка, я налью тебе молочка, а то до обеда еще далеко. А потом – гулять!
- С Диной?
- Конечно с Диной, она давненько уже поджидает, когда же ты о ней вспомнишь. Бедная собачка совсем заскучала, пока мы тут с тобой болтали.
- Ура! Дина, мы с тобой сейчас гулять пойдем!
Дина весело застучала хвостом по полу и побежала за маленькой хозяйкой.

Трогательная сказка «Про Фасольку, мечтающую увидеть солнце»

Зоряна ЖИВКА

На гвоздике в кладовке висел мешочек с самой обыкновенной фасолью. Жила в этом мешочке маленькая, тоже самая обыкновенная белая в крапинку Фасолька. Лежала она между своих сестер и мечтала. Мечтала о Солнце. Представьте себе, бедняжка никогда не видела Солнышка. Живя еще в стручке мамы-фасолины, она постоянно чувствовала его ласковые лучи. Мама говорила, что без солнечного света не было бы жизни, не было бы и фасоли. Так, постепенно вырастая, наливаясь и набираясь сил в стручке Фасолька все время мечтала увидеть Солнце.
        В последний августовский день, довольно хмурый и ненастный бабушка с внучкой Катей пришли на огород и повыдергивали всю до одной ботву фасоли – она уже несколько дней стояла почти сухая, а вечером вылущили из стручков фасоль. И нашу Фасольку с сестричками тоже. Бабушка пересыпала их в мешочек и подвесила его в кладовке.

– Будем, внучка, и борщ с ней варить, и пирожки печь, а как хороша тушенная с фасолью капуста!
«Так я и не увидела солнца, – сокрушалась Фасолька. – А теперь попаду в борщ? И все». Но время шло, многие ее сестры оказались в кастрюле, а Фасолькина очередь все не наступала. Постепенно в ее душе крепла надежда: «Может быть я все же увижу его!»
– Катюша, принеси мне мешочек с фасолью.
Девочка сняла полотняный мешочек с гвоздя, принесла на кухню, высыпала
 несколько жменек на стол.
«Вот и меня съедят. Прощай, любимое, так и не увиденное мною Солнышко!»
– Бабуля, смотри, какая хорошенькая, в крапинку! Как бусинка! Можно я ее оставлю?
– Кого?
– Фасолинку!
– Зачем она тебе? Фасоль, как фасоль, обыкновенная.
–Нет, бабуля, она особенная. Я ее посажу.
– Оставляй, если хочешь. Мне разве жалко, – пожала плечами бабушка.

           Несколько дней лежала Фасолька в спичечном коробке на Катином письменном столе. «А вдруг, мне еще повезет, и моя мечта сбудется? – думалось Фасольке. Хотя вряд ли, в борщ я не попала, значит где-нибудь затеряюсь. Катюша меня просто для забавы взяла».
        Но однажды Катя пришла из школы раньше, чем обычно. Она выложила на стол штук 20 всевозможных, похожих на цветные бусины, фасолинок. Среди них были белые в розовую крапинку, и в черную, и в фиолетовую, и черные с желтым, и коричневые, и бордовые? круглые и продолговатые, большие и маленькие. Одним словом – целая коллекция фасолевых бобов.
– Уже время сажать вас, ведь май на дворе. Прощайте, мои пестренькие. Прошу, уродите для меня рясно-рясно.       Девочка пошла на огород, выкопала на грядке несколько ямок и затем в три рядочка посадила свою фасоль. А наша бедняжка так долго ждала этот день: «Сегодня я точно увижу солнышко. Это мой последний шанс». Но, какая досада – небо сплошь затянуло серым покрывалом туч.
        В земле было влажно и темно. Фасольке стало страшно. Она чувствовала, что у нее в середине как будто все шевелится, переворачивается и трещит. «Это конец. Я, наверное, умираю». Через несколько дней ее белая в крапинку шкурка лопнула и то, что уже давно в ней ворошилось вырвалось на волю. «Я умерла» – подумала Фасолька.

         Но нет, она вдруг заметила, что ни дышать, ни думать не перестала, а наоборот жадно вбирала воду? И росла! Прошел еще день, затем второй и на поверхности земли появился маленький росток. «Неужели это я?» – даже не верилось Фасольке.
       Что-то теплое, ослепительно-яркое и величественное смотрело на нее с фиалково-голубого неба, нежно лаская золотистыми лучами. «Ты кто?» – «Я Солнце». «Солнце! Какое ты красивое! Как же я хотела тебя увидеть. Спасибо, что согреваешь меня. Спасибо тебе, Солнышко».

Солнышко улыбнулось Фасольке, а она протянула к нему свои листочки и немножечко подросла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вырастить фасоль

Знакомство детей с технологией выращивания фасоли....

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....

Проект "Госпожа честная Масленица".

Проект расчитан на  детей старшего возраста. Основная цель проекта - познакомить детей с русским народным праздником Масленицей. Вызвать интерес  к обрядовым русским праздникам....

Проект "Госпожа Осень"

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года....

Проект «Госпожа Луковица»

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурны...

Проект «Госпожа ФАСОЛЬ»

Цель проекта:Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельностиЗадачи проекта:Образовательные:1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить...

Проект "Госпожа Пуговица"

Проект направлен на создание условий развития детской любозначительности; на обучение действовать по определнному логоритму; формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира....