Мини-музей Природы
материал по окружающему миру

Карасик Альвина Андреевна

Паспорт мини-музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzey.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Совушка»

города Смоленска.

Паспорт

«Мини–музея Природы».

Актуальность

Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду «мини–музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини–музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини–музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В нашей группе мы решили создать «мини–музей Природы».

Для чего и зачем мы решили создать этот мини–музей: может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы. В.А. Сухомлинский

Расположение

Наш музей расположен в игровой комнате. Экспонаты размещены на полках, в свободном доступе для детей. В создании нашего музея активное участие принимали дети группы, их мамы, папы, бабушки и дедушки.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (подготовительная к школе группа)

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители (законные представители) воспитанников.

Профиль мини-музея: естественнонаучный.

Жанр мини-музея: музей-экспозиция; музей-лаборатория; музей-игротека, музей-галерея.

Ресурсное обеспечение: экспонаты в музее; книги; иллюстрированные альбомы по разделам: экспериментирование, художественные произведения и материалы; дидактические, развивающие игры;

Методы реализации проекта:

Всю работу, предшествующую созданию мини-музея можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный (планирование мини-музея),

Практический (создание мини-музея),

Деятельный (функционирование мини-музея).

Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы).

Уточнение представлений детей о музеях.

Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с музейными экспонатами.

Цель

создания мини–музея «Природы» формирование экологических знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста через развитие эколого-развивающей среды и восприятие с окружающим миром.

Задачи

- формировать у дошкольников представление о музее

- формировать умения самостоятельно анализировать полученные знания

- расширять кругозор дошкольников

- развивать интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

- вовлечь воспитателей, родителей (законных представителей) и детей в совместную деятельность по созданию экспонатов музея в детском саду

- воспитать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества

Принципы

- принцип учёта возрастных особенностей детей

- принцип опоры на интересы ребёнка

- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого

- принцип наглядности

- принцип последовательности

- принцип сотрудничества и взаимоуважения

Формы работы с детьми:

Изучение экспонатов, экскурсии; беседы; экспериментирование; игры и развлечения.

План работы музея 

Тематический план занятий 

Работа мини-музея по формированию экологической культуры у дошкольников подготовительной к школе группы:

- мини-музей открыт для детей каждый день,

- занятия с дошкольниками проводятся 2 раза в месяц (1 и 3 неделя) по 25-30 минут.

Структура занятия: 

- знакомство с экспонатами

- рассматривание экспонатов

-экологические игры

- итог занятия

Перспективное планирование 

Сентябрь 1неделя Тема: «Что такое музей?» 3неделя Тема: «Наш мини-музей»

Октябрь 1неделя Тема: «Лес полон красок и чудес» 3неделя Тема: «Животные нашего края»

Ноябрь 1неделя Тема: «Заповедные места Смоленской области» 3неделя Тема: «Природу края береги»

Декабрь 1неделя Тема: «Зимующие птицы» 3 неделя Акция «Столовая для птиц»

Январь 3неделя Тема: «Морские жители»

Февраль 1 неделя Тема: «Камушки, ракушки – забавные игрушки» 3неделя Тема: «Морское путешествие»

Март 1 неделя Тема: « Царство песка» 3 неделя Тема: «Чудо-песок»

Апрель 1 неделя Тема: «Говорят вода везде» 3 неделя Тема: «Планета Земля»

Май 1 неделя Тема: «Очевидное-невероятное» 3 неделя Тема: «Чудеса природы»

Июнь, июль, август – экскурсии в природу, огород на участке, экскурсии в наш мини-музей детей из других групп детского сада.

Разделы мини-музея «Природы»:

Раздел «Лес» В мини-музее представлены объекты живой и неживой природы. При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев. Животный мир нашего леса Здесь представлены семейства животных. Дети обыгрывают экологические ситуации и сказки.

В разделе «Лес» представлены карточки с изображением растений, гербарий, природный материал (шишки, желуди, семена и т.д.), которые дети собирали на участке и в местах отдыха с родителями. Шишки сосны и жёлуди собрали на территории детского сада.

Также тут представлены: «Жалобная книга природы», книга «Тайны леса», экологические знаки, книги, энциклопедии.

Раздел «Пустыня» В разделе «Пустыня представлена сенсорная коробка с настоящим песком, где дети создают ситуации из жизни обитателей пустыни. Работа основана на уникальном свойстве песка – приятной мягкости, текучести, шероховатости – которые действуют на человека завораживающе.

Одно из любимых занятий в музее: лепка из кинетического песка — вид песочной терапии, которая обладает удивительными полезными свойствами для ребёнка.

Кинетический песок – детская игрушка нового направления. Он используется, как песок, но прекрасно формируется без смачивания. Выглядит он, как обычный влажный песочек, но оставляет руки сухими. Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте — терапия с помощью песка. Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа). Совместная работа — взрослый и ребёнок способствует установлению контакта друг с другом. Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком.

В лаборатории собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, ракушек. Крупные шишки, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные камни

Раздел «Лаборатория»

В нашем музее есть действующий вулкан, сделанный в технике «Солёное тесто. Коллекции: семян, тканей, лекарственных трав. Каждую зиму в нашем музее, появляется огород на окне. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями их роста. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведётся дневник наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Раздел «Библиотека» Здесь собраны загадки, стихи и  произведения о природе, животных, энциклопедии которые могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

Раздел «Игротека» Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, экологические игры: «Что растет в родном краю?», «Кто где живет?», «Где что растет?», «Домашние и дикие животные», игры сделанные своими руками.

Раздел «Галерея» К работе по экологическому воспитанию активно привлекаются родители воспитанников: мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей, персональные выставки, способствуя тем самым индивидуализации обучения.

Работа с родителями: Акция «Повесь кормушку» С большим интересом дошкольники совместно с родителями (законными представителями), изготавливали кормушки. Активное участие наши родители приняли в акции «Экобомба» (посадка лиственниц и туй), оказывали помощь в организации раздела «Огород в огороде», в акциях «Бумажный бум», «Экоход».

Формы работы с родителями:

- «познавательное» сотрудничество;

- «аналитическое» сотрудничество;

- сотрудничество в рамках музейной педагогики.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в «мини-музее Природы» способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе познания. Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Перспективы развития «Мини-музея Природы» - пополнение и изготовление новых экспонатов. В летний период планируем в сотрудничестве с родителями установить «Метеостанцию» и «Солнечные часы».

Используемая литература

С. Н. Николаева «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 http://center11.minobr63.ru/wp-content/uploads/pdf 

С. Н. Николаева «Система экологического воспитания детей в ДОУ».М: издательский центр «Академия», 2013 https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23161.pdf?ysclid=l2ec3whffe 

Н. А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и

родителями». – М.: Педагогический университет, 2010 https://dou37.gusobr.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%A0%D1%8B%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F.pdf 

Н. А. Рыжова «Наш дом природа». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005 http://rjabinushka11.ucoz.ru/Obrasovanie/parcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf 

Н. А. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини-музей в детском саду Текст//Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М.: Линко-пресс,2008. http://dob.1sept.ru/article.php?ID=200202213& 

Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду Текст/Т.В.Майбородова//Воспитатель–2012.-№1. https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8663 

Новик, Н. А. Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев» c детьми 5–6 лет / Н. А. Новик. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13950/

Организация мини-музеев в группах ДОУ https://www.pedgorizont.ru/data/publications_projects/405056.pdf?ysclid=l2ebssnup8 

Методическая разработка по организации мини-музеев в ДОУ https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/265645-metodicheskajarazrabotka-po-organizacii-mini 











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Природа Тамбовской области"

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Назначе...

Презентация "Мини-музей природы"

В настоящее время проявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре  своей малой Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нере...

Мини музеи природы как развивающая среда в ДОУ

Мини музеи природы в детском саду, принципы и методика создания...

Мини-музей "Коричневый мир в природе"

Мини-музей «Пчёлка» - это центр исследователей природы«То, что я услышал, забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю!»Китайское изречение...

Мини-музей «Природа в умелых руках»

Мини-музей «Природа в умелых руках»...

Конспект экскурсии в мини-музей «Бабушкина кукла» по теме эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Бабушкина кукла» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края&raqu...

Мини-музей Живой природы Выступление перед педагогами

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собс...