Мини музеи природы как развивающая среда в ДОУ
консультация по окружающему миру на тему

Мини музеи природы в детском саду, принципы и методика создания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое музей?

Часто ли наши дети бывают в музеях?

 Мы побеседовали с детьми  и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад  удален от города, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, потому что у самих родителей осталось негативное впечатление от посещения музея. «Что там смотреть, разбитые горшки, скука, лучше сходить в кино»- так высказываются некоторые взрослые.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.

Музей способен обогатить внутренний мир ребенка, а музейная педагогика способствует этому, учитывая особенности детского возраста. Знакомство детей с музейной педагогикой должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка.

В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит  ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В нашем детском саду созданы мини-музеи, которые  можно рассматривать как особый вид детского музея, расположенный непосредственно в дошкольном учреждении в группах, которые посещают дети. Первым  из них стал мини-музей народного быта, созданный еще в 1997году.Затем   были созданы мини-музеи природы: «Воздух-невидимка», «Наше дерево», «Курочка Ряба», "Мини-музей песка", "Буренушка"

Цели и задачи мини-музея

  • мини-музей  предоставляет  ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживает детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
  • расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
  • мини-музеи в дошкольном учреждении   помогает в  коррекционной работе с «особыми» детьми.

Этапы создания мини-музея

 Вся работа была организована в виде проекта.

Подготовительный этап

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Старший воспитатель  разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

Практический этап (или этап реализации проекта)

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую  роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

Принципы организации мини-музея

Принцип интеграции

Мини-музей дошкольного учреждения создан с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников , детей разного возраста и семей.

Принципы деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов помнили о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Хотелось, чтобы дети играли  с экспонатами, дополняли  музей собственными

работами, создавали  экспонаты непосредственно в мини-музее.

Принцип научности

  Экспонаты  достоверно отражают  заявленную тему, объясняют различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

Принцип природосообразности

При организации мини-музеев  мы учитывали психофизиологические особенности детей дошкольного  возраста,  создавали условия для

раскрытия личностного потенциала ребенка.

Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике

В детском саду созданы и успешно работают  мини-музеи:

           первое декабря 007

Мини-музей воздуха.

Цель создания: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его свойствах; познакомить  с тем, как человек использует свойства воздуха,с причинами загрязнения воздуха, показать необходимость его охраны.

Перед организацией мини-музея во всех группах была проведена неделя воздуха. В каждой возрастной группе решались разные задачи.

«Неделя воздуха»  

План работы:

Возрастная группа

тема

Формы работы

Экспериментальная деятельность

Работа с родителями

1-я младшая группа

«Ветер-ветерок»

Наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, придумывание сказок, поделки из разных материалов, рисование по теме, игры-занятия

«Почему шарик называют воздушным», «Почему сдувается шарик», «Почему вертится  вертушка»

Изготовление вертушек, игры с ними, наблюдения за ветром

2-я младшая группа

«Что умеет ветер?»

«Самолетики», «Кораблики»,»  «Что у мыльного пузыря внутри?», «Воздух внутри нас»

Изготовление воздушного змея, игры с ним.

Средние группы

Путешествие по воздуху сказочных героев

«Наш помощник –веер»,«Упругие предметы», «Перышко над батареей», «Что бывает воздушным?»

Выставка вееров-группа №6

Изготовле

ние мобиле

«Вини-Пух и пчелы»

Старшая группа

«Листья и семена-путешественники»

«Кто быстрее сдвинет предмет?», «Что умеет ветер?»

Сбор коллекции листьев и семян-крылаток

Подготови

тельная

группа

«Что умеет воздух?»

«Что может теплый и холодный воздух?», «Лед в бутылке», «Как работает парашют?», «Как взвесить воздух?»,

Рисование раздуванием краски через соломинку.

Мини-музей был оформлен в старшей группе №6.

Экспонаты музея: «Выставка    вееров,»  мобиле «Винни Пух и пчелы»,коллекция перьев, семян-крылаток , предметы, вкоторых используется воздух:мячи, круг спасательный,надувные игрушки, фен и др.

первое декабря 002

                          Мини-музей дерева

 Цель создания: уточнить и расширить знания детей о  разных деревьях;

о жизни дерева в природе: где оно растет, какие животные ирастения связаны  с деревом, как оно меняется в разные сезоны, о взаимоотношении человека и дерева;познакомить  с последствиями вырубки лесов, показать необходимость  охраны лесов.

Все экспонаты данного мини-музея распределены по разделам:

Разные виды деревьев, деревянные изделия, коллекция листьев, семян ,изделия из коряги и сучков дерева, модель «Кому нужны деревья».

первое декабря 003

Мини-музей «Курочка Ряба»

Наши родители  в основном труженики племенного птицеводческого хозяйства. Поэтому, создание такого мини-музея имело большую популярность.

Цель создания: познакомить ребят с домашней курочкой, со сказками о ней, расширить знания об окружающем, формировать эмоциональное отношение к животным.

Музей был создан в младшей группе детского сада. Курочка Ряба один из любимых сказочных персонажей, с которыми дети знакомятся в раннем возрасте. Им посвящено немало сказок, стихов, потешек.

Игры для мини-музея

               Для  мини-музея  педагогами изготовлен целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр, например:

  • «Четвертый — лишний»;
  • «Найди пять отличий»;
  • «Лото»
  • «Бродилки»
  • «Разрезные картинки»
  • «Угадай, что в мешочке»;
  • «Лабиринт»;
  • «Чья тень?» (Узнай по силуэту).
  • Ящик ощущений

В старших группах разрабатываются и проводятся экскурсии (взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых), организуются праздники, спектакли, дни музеев, дни открытых дверей, во время которых дошкольники и их родители  посещают все музеи детского сада, выставки

рисунков, поделок.

    Работа, которая проводится в мини-музее способствует активному приобщению родителей и детей к совместной деятельности по сбору экспонатов, информации ,к изготовлению различных поделок, разработке проектов.

Созданная музейная  среда позволяет педагогам эффективно осуществлять работу в рамках приоритетного направления деятельности ДОУ, а ребятам-легко усваивать программный материал, расширять кругозор.

Литература:

Н.А.Рыжова «Наш дом природа»

Н.А.Рыжова ,Л.В.Логинова,А.И.Данюкова «Мини-музеи в детском саду»М,,Линка-Пресс,2008

Н.А.Рыжова Развивающая среда дошкольных учреждений,М,Линка-Пресс,2003

В МДОУ №52 в сентябре месяце было создано три  мини-музея природы :

  • мини-музей «Воздух-невидимка» в средней группе №6;
  • мини-музей «Мое дерево»в средней группе №2;
  • мини-музей «Курочка-Рябушка» в младшей группе;

Все они  очень интересны и полезны для наших детей. Более подробно я хочу рассказать о мини-музее «Воздух-невидимка»

Мини-музей природы  «Воздух-невидимка» посвящен отдельному компоненту природы-воздуху.

Цель его создания:

  • поддержать интерес к миру природы;

Задачи:

  • реализация идей устойчивого развития: экологически грамотное  и безопасное поведение в природе;
  • познание природы через разные органы чувств;
  • поддержка познавательной деятельности и интереса к коллекционированию;
  • знакомство со свойствами  и значением воздуха и ветра в нашей жизни;
  • уточнение и расширение знаний о воздухе: как человек использует воздух;
  • причины загрязнения воздуха; необходимость охраны  чистого  воздуха

 Музей размещается  в групповой комнате, это позволяет ребятам в каждую свободную минуту обращаться к экспонатам музея. Подобно самому воздуху, экспонаты окружают детей со всех сторон: на стене, на столике, в полке, некоторые из них свисают с потолка. При его создании мы опирались на материалы книги Н.А.Рыжовой «Мини-музеи в детском саду», а также на лекции дистанционного курса повышения квалификации.

Очень надеемся, что мини-музей воздуха будет развиваться, так как тема интересная, знаний у детей с возрастом будет прибавляться.

   Воспитатели, создавшие музей, люди творческие, уже сейчас работа идет по плану, используется много игр,  ведется экспериментальная деятельность.

Со второго полугодия ребята сами проводят экскурсии по музею для детей других групп, родителей. Проводим досуги  на эту тему. Особенно понравились детям и родителям «Праздник мыльных пузырей», «День воздуха»

В ноябре месяце на базе нашего детского сада проходило Районное методическое  объединение  по экологии.

Педагоги со всего района посмотрели открытое занятие по экспериментальной    деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе. С интересом  рассматривали и сам музей, и его экспонаты. Использование музейной педагогики для реализации программ дополнительного образования по экологии пока в нашем районе используется мало. Педагоги задавали много вопросов, всем интересовались

    Музей был создан благодаря активности родителей. Первые экспонаты, различные веры, приносили уже летом, когда стояла аномальная жара. Этот интерес взрослых сохранился  и  по сей день. С удовольствием родители приходят на праздники, участвуют в экскурсиях по музею, предлагают свою помощь. Очень заинтересовала взрослых беседа  «Курение и дети».

По признанию курильщиков, они даже и подумать не могли о том, что тема воздуха и их курение так близки.

Другая тема проходившего в детском саду круглого стола с участием родителей «Можно ли с ребенком-дошкольником идти в музей?» побудила многих пересмотреть свое отношение к музеям. Не все родители готовы были посещать музеи с ребенком-дошкольником,  откладывая это на школьные годы.  Не все взрослые    знали о детских музеях, их значении для воспитания ребенка.

План работы:

Возрастная группа

тема

Формы работы

Экспериментальная деятельность

Работа с родителями

1-я младшая группа

«Ветер-ветерок»

Наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, придумывание сказок, поделки из разных материалов, рисование по теме, игры-занятия

«Почему шарик называют воздушным», «Почему сдувается шарик», «Почему вертится  вертушка»

Изготовление вертушек, игры с ними, наблюдения за ветром

2-я младшая группа

«Что умеет ветер?»

«Самолетики», «Кораблики»,»  «Что у мыльного пузыря внутри?», «Воздух внутри нас»

Изготовление воздушного змея, игры с ним.

Средние группы

Путешествие по воздуху сказочных героев

«Наш помощник –веер»,«Упругие предметы», «Перышко над батареей», «Что бывает воздушным?»

Выставка вееров-группа №6

Изготовле

ние мобиле

«Вини-Пух и пчелы»

Старшая группа

«Листья и семена-путешественники»

«Кто быстрее сдвинет предмет?», «Что умеет ветер?»

Сбор коллекции листьев и семян-крылаток

Подготови

тельная

группа

«Что умеет воздух?»

«Что может теплый и холодный воздух?», «Лед в бутылке», «Как работает парашют?», «Как взвесить воздух?»,

Рисование раздуванием краски через соломинку.

Путешествия  по Молочной стране

Задачи:

  1. Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.
  2. Расширить знания детей о молочных продуктах.
  3. Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.).
  4. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

1.Хозяйка мини-музея «Буренушка», корова , приглашает ребят в путешествие по Молочной стране.

Что же это за страна?

В этой стране молочные реки, творожные берега, сметанные озера, сырные горы, городок Буренок, долина Мороженого.

С помощью стрелочки на игровом поле выбираем начало путешествия: городок Буренок.

1 станция «Городок Буренок»

Задачи: закрепить и расширить знания детей о коровах, их детенышах.

 Корова большое животное. Тело покрыто шерстью, на голове рога.Корова питается летом травой, зимой сеном. Любит зерно, комбикорм, овощи. У коровы есть вымя, в  нем - молоко. Хозяйка подоит корову, молоко  нальет в кувшин. Молоко очень полезное.  В молоке есть все, что нужно  людям, в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины.   Молоко богато кальцием. Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.    Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Задания для совместной работы с родителями.

Узнать какие животные кормят своих детенышей молоком. Нарисовать их.

Дидактические игры

«Накорми корову.», «Чьи  детеныши»,

Строительные игры

«Ферма для Буренок»,

Творческие игры

«На ферме,  «У бабушки в деревне»,  «Пастушок»

Продуктивная деятельность

Оригами-корова

2.Стация «Молочные реки»

Задачи: .

 Расширить знания детей о молоке.

Развивать экспериментальную деятельность, учить  рассуждать,

делать простейшие выводы.

Вопросы для обсуждения   и  экспериментирования

Что такое молоко?  

Какую форму оно имеет?

Есть ли у него вкус,запах?

Можно ли в нем растворить сахар, соль, варенье?

Что произойдет, если в молоко добавить сок лимона? Если его поставить в теплое, холодное  место?

Задания для совместной работы с родителями.

Узнать, где мама берет молоко, где она его хранит? В какие блюда добавляет молоко.

Игры:

«Молокозавод»,  

3станция «Сметанные озера»

Задачи :расширять знания детей о молочных продуктах, их пользе для человека.

Сметана-молочный продукт. Со сметаной еда становится вкуснее.

Задания для совместной работы с родителями

Что можно есть со сметаной?

4 станция «Сырные горы»

Задачи: расширить знания о молочных продуктах. Сыр получают из молока..

Каким бывает сыр?  Мягкий, твердый, сыр с дырочками.

Где мы используем сыр?

5.станция «Долина мороженого»

Задачи: расширить знания о молочных продуктах. Для изготовления мороженого нужно молоко.

Такое разное мороженое: в  стаканчике, брикете, эскимо. Где  нужно  хранить мороженое? Как едят мороженое?

Опыт-эксперимент

Что будет с мороженым в теплой комнате?

Творческие игры

«Фабрика мороженого»,  «Кафе»,  «Реклама мороженого»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей, в предметно-развивающей среде ДОУ

Создание мини-музея в ДОУ. Описание педагогической инициативы....

Мини-музей "Природа Тамбовской области"

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Назначе...

Презентация "Мини-музей природы"

В настоящее время проявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре  своей малой Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нере...

Мини-музей «Природа в умелых руках»

Мини-музей «Природа в умелых руках»...

Мини-музей как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценн...

Мини музей "Природы"

Проект по организации мини-музея «природы» в детском саду со  сменными экспозициями....

Мобильный мини-музей, как составляющая «Говорящей среды» группы

Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и п...