Мини-музей как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора; он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям; мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasovskih_gpo_26.02.21.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №25 «Рябинушка»

г. Мичуринск Тамбовская область

Доклад на тему:

«Мини-музей как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

Автор-составитель:

Воспитатель 1-й категории

Часовских Валентина Валентиновна

Мичуринск - наукоград РФ,

2021

Задачей современного педагогического коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОО. При этом одной из основных функций дошкольной образовательной организации является развитие развивающей предметно пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) – это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, а также является помощником в решении воспитания культурной личности ребенка, она помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка, познавательные интересы. Одной из эффективных форм оснащения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ является организация мини-музеев.

Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

 В условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому их и называют «мини-музеями». Во-первых, «мини» напоминают о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей нельзя оценить по каким-либо критериям, применимым к настоящим музеям, поэтому не требует строгого соблюдения требований, предъявляемых к ним.

Мини-музей особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма. Он может быть создан как в групповой комнате, так и в коридоре, спальне или раздевальной комнате. Не обязательно для этого выделять отдельное помещение, ведь музей можно расположить на стеллажах, полках, ширмах и столах. Экспонаты можно размещать, как в горизонтальном, так и в вертикальном уровне. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нежелательно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Мини-музеи детских садов – интерактивны, т.е они содержат экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании.

Организации в детском саду мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода.

Основные преимущества мини-музеев в ДОУ:

  • Педагоги, дети и родители вносят разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;
  • Дети – создатели и участники мини-музея;
  • Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Можно пригласить детей других групп детского сада.

Работа по созданию мини-музея включает в себя:

  1. Создание отдельного помещения, как части предметно-развивающей среды ДОУ.
  2. Определение нормативно-правовой базой организации мини-музея ДОУ.
  3. Определение тематики музейных экспозиций, их вид.
  4. Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных экспонатов.
  5. Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс.

Главная задача при организации мини-музея – это построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.

Совместно с детьми и родителями группы №2 «Колокольчик» был создан мини - музей «Дикие, домашние животные»

Профиль мини-музея: Познавательный

Цель мини-музея: систематизировать знания о диких, домашних животных.

Задачи мини-музея:

  • обогащение воспитательно-образовательного пространства ;
  • обогащение предметно-развивающей среды группы;
  • уточнять представления о диких, домашних животных, их детенышей, внешнем виде и питании;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • развивать речь, звукоподражание, мышление, обогащать словарный запас;
  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • приобретение навыков сюжетной игры;
  • формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Принципы, на которые мы опирались при создании данного мини-музея:

  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности

Руководители мини-музея:

Воспитатели подготовительной группы «Колокольчик».

Наш мини-музей предназначен для формирования представлений о музее в целом, для познавательного развития детей, развития художественных и изобразительных навыков.

Оформление мини-музея: Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.

Тип проекта мини-музей «Дикие, домашние животные»: краткосрочный.

Мини-музей помогает мне поддержать у детей:

  • познавательную активность и формировать у них устойчивый интерес к знаниям;
  • закреплять умения самостоятельно добывать, анализировать и применять разнообразную информацию;
  • развивать воображение, творческое и логическое мышление;
  • поддерживать активность, инициативность, любознательность и самостоятельность дошкольников в познании.

Помимо этого, каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Так мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Компоненты развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС

Доклад "Компоненты развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС"Составила: Клюсова Л.Б., воспитатель МАДОУ "ЦРР № 21 "Надежда", г.Ступино Мо...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторической и природной особенности родного края и города посредством краеведческого компонента развивающей предметно –пространственной среды

Память о своих корнях, уважение к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививат...