Мини-музей, в предметно-развивающей среде ДОУ
проект по теме

Трофина Татьяна Владимировна

Создание мини-музея в ДОУ. Описание педагогической инициативы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_v_dou.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мини – музей, в предметно – развивающей среде  ДОУ».

Описание педагогической инициативы.

                                                                                                                    

Актуальность.

В сентябре 2010 года во время подготовки спектакля «Заяц Хваста» для районного конкурса «Театральная жемчужина» в подготовительной группе у нас возникла проблема: недостаточный эмоциональный отклик детей- артистов во время создания сценических образов.

Неожиданно возникла идея: организовать в детском саду «Музей зайца».

Гипотеза: Я предположила, что создание «Мини – музея любимого героя»

создаст  условия для эстетического, нравственного  развития личности

и поможет проявлению творческих и художественных способностей детей.

Цели и задачи педагогической инициативы:

Приобщение старших дошкольников к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Создание мини – музея в нашем детском саду – новая форма работы, которая  поможет нам решить следующие задачи:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  2. Формирование у дошкольников представления о музее.
  3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  4. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
  5. Развитие речи и расширение словарного запаса.
  6. Воспитание любви к искусству и чувство сопричастности к его созданию.  

Для решения поставленных задач мною разработан проект «Мини – музей в предметно – развивающей среде ДОУ» с учётом моего  многолетнего опыта практической работы в области музыкального и эстетического образования дошкольников.

Вид проекта – творческий.

Длительность проекта – краткосрочный (один месяц).

Участники проекта: Педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, воспитатели и дети старшей и подготовительной  к школе групп, воспитатели младшей и средней групп, родители воспитанников ДОУ, выпускники нашего ДОУ.

Достоинства проекта:

  1. Приобщение детей дошкольного возраста к высокохудожественной культуре.
  2. Расширение кругозора и любознательности детей.
  3. Учёт желаний детей (дети могут принять проект, а могут предложить свой).
  4. Развитие ближайшей мотивации (ребёнок понимает, зачем он изготовляет  экспонаты, повторяет стихи, песни, хороводы).
  5. Наличие завершённого практического результата в виде конкретного события, понятного ребёнку. (Экскурсия в «Мини- музей» в форме игры).

   Целевая аудитория: Дети подготовительной группы – участники спектакля «Заяц Хваста» по русской, народной сказке.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    ПО ЭТАПАМ     ПРОЕКТА

Этап

 Деятельность детей

 Деятельность педагогов.

1.Обрисовка        сюжетной канвы.  Выявление проблемы.

Осознают и личностно воспринимают проблему. Принимают задачи проекта.

Формулируют проблему (цель),

определяют задачи.

 Музыкальный руководитель  составляет  сценарий проведения экскурсии в мини – музей  и    подбирает  музыкальное оформление: песни, стихи,  игры. Воспитатель знакомит детей со сказками. Просматривает с детьми видео материал,  рассматривает иллюстрации в книгах и  привлекает родителей к сбору

экспонатов и их изготовлению.  

2.Организация работы над проектом.

С 13 сентября по 13 октября

2010г.

Раскрашивают предложенный наглядный материал (раскраски).  Изготавливают экспонаты для оформления экспозиции мини –музея.

 Разучивают стихи.  Повторяют песни, хороводы, игры на заданную тему.   Представляют продукт деятельности родителям.

Воспитатели организуют  работу над  проектом: готовят необходимый наглядный материал совместно с педагогом по изобразительной деятельности, повторяют с детьми песни, хороводы, игры совместно с музыкальным  руководителем.  Музыкальный руководитель и воспитатели участвуют в представлении проекта  для

детей и их родителей

с 18 по 29 октября 2010г.

3.Выдвижение новых проблем.

Определяют цель нового проекта.

Выдвигают новый проект:

Создание стационарной демонстрационной ниши  для

 экспозиций «Мини – музея в ДОУ» в январе 2011г.

Средства, технологии: При разработке и проведении мероприятий по реализации педагогической инициативы учитывала принципы:

. Интерактивность (дети знали для чего делали зайцев).

. Комплексность (в одной экскурсии сочетались  просмотр фото презентации, игры, хороводы, чтение потешек и стихов про зайцев, просмотр мультфильма).

Использовала нетрадиционные формы работы – технологии музейной педагогики:

Интегрирование в образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Проведение образовательной деятельности в  мини-музее в форме игры.

В результате моей инициативы:

В ДОУ был создан передвижной « Мини – музей любимого героя» (зайца),

создание экспонатов (зайцев) и проведение  экскурсии   содействовало

выразительному исполнению ролей зайцев в конкурсном спектакле, а Оля П. победила в номинации «Лучшая юная актриса второго плана».

Простая идея, создания «Музея зайца» объединила в совместной деятельности родителей и их детей, воспитателей и педагогов нашего МБДОУ. «Музей» проработал неделю: за это время его посетило более 200  человек, среди них представители РОНО, музыкальные  руководители и воспитатели  нашего района, родители, сотрудники  ДОУ и  наши выпускники, чьи младшие братья и сёстры ходят  сейчас в наше учреждение, так как они (выпускники) также приняли участие в изготовлении экспонатов.          Овладевая пространством мини - музея дети, примеряли на себя и роль творца (изготовляя экспонаты), исследователя (сравнивая  экспонаты по размеру, цвету, материалу …), роль экскурсанта, экскурсовода, что соответствует  соорганизации определённых позиций – музейной коммуникации.

На педагогическом совещании подводя итоги проделанной  работы, приняли решение:

1.Использовать   музейные технологии   в работе  педколлектива ДОУ.

2.Для этого  оборудовать демонстрационную нишу  у входа  в музыкальный зал с  полками и подсветкой.

3.Темы экспозиций сочетать с тематикой годового плана, в  оформлении    которых воспитатели всех групп  будут участвовать по очереди.  

4.Составлять сценарный  план проведения экскурсий с музыкально – литературным сопровождением, используя музыкальные, литературные, видео материалы и технологии  программы «Синтез» К. Тарасовой.

5. В тесном сотрудничестве с руководителем  ИЗО студии создавать с

 воспитанниками нужные экспонаты, рисунки, макеты, муляжи.

6.Привлекать к сбору и  изготовлению экспонатов родителей всех групп.

7.Использовать в  работе мини - муузея техническое оснащение ДОУ:  интерактивную доску, проектор для демонстрации слайдов, фото презентаций и  просмотра другого видео материала, большой выбор которого имеется в педагогическом кабинете и музыкальном зале.

8.Недостаток площади мини – музея компенсировать  использованием пространства  музыкального зала.

9.Экскурсии в мини – музее проводить 2 раза в  месяц.

10. Экскурсии в мини – музей проводить для  детей средней, старшей и подготовительной групп по подгруппам в количестве 8 – 10 человек.

11.Планирование  работы мини – музея  должно основываться комплексно – тематическом  принципе построения образовательного процесса и

сочетать  принципы научной обоснованности и практической применимости.

Используемые  ресурсы:

  • Информация   берётся из Интернета, в педкабинете  из методической  литературы, журналов и из моей личной библиотеки, насчитывающей около 2000 тысяч книг, собранных мной за 34 года для работы с дошкольниками.
  • Сотрудничество  с директором по репертуару  Кайдани М. Б. из Красноярского театра оперы и  балета, с методистами КИМЦ,  

     краеведческого музея и другими учреждениями культуры      Красноярска.

  • Помощь родителей в сборе и  изготовлении  экспонатов музея.

В марте 2011года демонстрационная ниша была смонтирована и оформлена новая экспозиция:  «В ногу со временем». В соответствии  с «Принципами построения предметно – пространственной среды в ДОУ» в арке, где расположена  демонстрационная ниша  нет острых углов, она хорошо освещена (полки с подсветкой),  светло серый цвет ниши позволяет размещать на ней яркие фотографии, репродукции картин, открытки, игрушки и т.д. и т.п. Все экспонаты мини – музея эстетичны, вызывают у детей желание действовать с ними, безопасны для жизни детей.  Предметная среда  сомасштабна  глазу, действиям руки, росту ребёнка.  Кроме макетов, муляжей, книг, фотографий и других экспонатов, есть листы с информацией, которые могут прочесть родители, сотрудники и гости ДОУ и которые очень быстро можно поменять, а близость музыкального зала позволяет включать в программу экскурсии просмотр фото презентаций,  мультфильмов и проведении подвижных игр и хороводов.  Организация пространства должна предоставлять возможность многовариативных  игр, что даёт простор фантазии, изобретательства, открытиям.   После окончания  каждой экскурсии дети могут задать вопросы педагогу или ребёнку – экскурсоводу им разрешается потрогать, рассмотреть поближе и даже понюхать заинтересовавший их экспонат.

С учётом положений возрастной психологии  и дошкольной педагогики разработаны конспекты и проведены экскурсии по следующим темам:

  • «В ногу со временем» ( о смене технических средств оснащения  педагогической деятельности  в нашем ДОУ за последние десятилетие).
  • «Откуда пришёл Новый год?»
  • «Основные идеи календарных праздников» и другие.

     Планируем провести  в будущем следующие экскурсии:

  • « Н.А. Римского – Корсакова и русская народная сказка «Снегурочка».
  • «Я  и моя семья» ( экспозиция об отдельной семье, экскурсовод – ребёнок).

Методические рекомендации  я  разработала  для каждой экскурсии  и в дальнейшем при пополнении  экспозиций новыми экспонатами  и  новыми интересными  материалами  конспекты будут дополняться и  видоизменятся.  Хранятся методические рекомендации и конспекты экскурсий  в педкабинете  и воспитатели могут использовать их при планировании своей работы.

Музей позволяет нам интегрировать разные виды детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Мини – музей в детском саду актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки.

Экспонаты музея после закрытия экспозиции хранятся в музыкальном зале и становятся  частью её предметно - развивающей среды ДОУ, а иногда и украшением интерьера  одной  из групповых комнат. Экспозиция может быть полностью помещена  в группу, например, как уголок по театрализованной деятельности,   информационный материал из мини – музея можно размесить в уголке для родителей в рубриках «А знаете ли вы…».

Описанный опыт можно свободно применять воспитателям и  музыкальным руководителям,  в области музыкального и эстетического воспитания, а

нашему  педколлективу   внедрение  моей педагогической  инициативы  даёт ещё одну  возможность для реализации  дополнительной программы «Синтез», поскольку для ребёнка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно – творческой деятельности, а мини - музей создаёт для этого все условия.

                                                                                                                       

Перечень научных, методических источников, используемых при разработке инициативы:

 Описывая  мою педагогическую инициативу  опиралась на «Принципы построения предметно – пространственной среды в ДОУ».Учитывала «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ноябрь 2009г.»

Основная  общеразвивающая  программа дошкольного образования

 «От рождения до школы», под редакцией  Н.Вераксы, Т.Комаровой, М. Васильевой Москва «Мозаика – Синтез»,2010г.

«Мини – музей в детском саду»,Н. Рыжовой, Л. Логиновой, А. Данюковой,

Москва, « Линка – пресс», 2008г.

Статья Н. Воронович «Музейная педагогика » (Интернет).

Статья «Построение развивающей среды в ДОУ» В.Петровского, Л.Клариной, Л .Смывиной, Л. Стрелковой.

Использовала материалы журнала «Музыкальный  руководитель» №5.2006г., «Мини – музей музыкальных инструментов»,статья Е. Бусаргиной и З.Масленниковой;№6, 2006г.статья «Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

Доклад с презентацией Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Мини-музей «Мир удивительных камней» как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности....

Доклад «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»

Опыт работы по созданию мини-музея "Русская тряпичная кукла" в рамках создания  предметно-развивающей среды для социализации личности дошкольника...

Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Доклад с презентациейТема: «Мини-музей как форма организациипредметно-развивающей среды в ДОУ» В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется...