Картотека наблюдений на метеостанции детского сада
картотека по окружающему миру

Мартынова Анна Ильинична

Информация будет полезна тем воспитателям детских садов, которые реализуют экологическое направление в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_na_meteostantsii.docx477.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сезонных наблюдений на метеостанции

МБДОУ ДС №426 г.Челябинска

Сезонные наблюдения на метеостанции. Картотека наблюдений.

Осень.

1. Экскурсия на метеоплощадку.

Цель: познакомить детей с метеоплощадкой, метеорологическими

приборами, имеющимися на метеоплощадке;(информатор погоды-стенд,

гигрометр, снегомер, дождемер, луже мер, флюгер, ветряной рукав,

султанчики) познакомить детей с работой метеорологов, уточнить о понятие

«погода», народные приметы, пословицы. Учить детей вести календарь

природы.

Ход экскурсии:

2. Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: познакомить с прибором измерения температуры воздуха –

термометром.

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

3. Наблюдение за небом и облаками. При помощи «Ловец облаков»

Цель: продолжать расширять знания о явлениях неживой природы, обратить

внимание на сезонные изменения: (Сентябрь: еще много ясных дней, небо

прозрачное, высокое. Октябрь: день становится короче, небо становиться

серым и низким, больше пасмурных дней, вместо облаков на небе

появляются тучи, часто идут дожди. Ноябрь: день стал короче, чем ночь,

небо низкое, хмурое, тяжелое.)

Загадка: Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То сероват, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий. (небо)

4. Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять силу ветра и направление с помощью ветряного рукава.

Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый,

слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить,

откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или

оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных

сторон.

Загадка:

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе

прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный,

ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный,

ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный,

западный, восточный, утренний, осенний).

5. Наблюдение за ветром и осадками.

Цель: учить определять силу ветра, измерять количество осадков с помощью

метеорологических приборов, расширять знания детей о неживой природе.

Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом.

Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют

снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

6. Наблюдение за солнцем.

Цель: подвести детей к пониманию, что температура воздуха зависит от

высоты стояния солнца. Так же познакомить детей с солнечными часами.

Солнечные часы - один из приборов, к которому малыши проявляют особый

интерес, часы не укажут точного времени, но помогут ребенку понять

принцип измерения и изучить такие понятия, как время, тень, длина. На

протяжении всего солнечного дня тень от гномона поворачивается за

Солнцем по кругу часов. Каждый раз, выходя на прогулку, дети будут

замечать этот удивительный факт, напоминающий о беспрерывном движении

солнца.

7. Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: познакомить с прибором измерения температуры воздуха -

термометром, познакомить с календарем погоды. условными обозначениями.

Дать понятие о температуре воздуха. Познакомить детей с термометром, его

устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по

термометру и записывать ее в дневнике наблюдении. Познакомить с

условными обозначениями, которые используют для того, чтобы обозначить

погоду в течении дня.

8. Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: показать, что уровень столбика термометра опускается утром и

вечером, и поднимается днем.

Ход наблюдения: продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (вначале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

Зима.

9. Наблюдение за изморозью и первым снегом.

Цель: научить различать изморозь и снег, отметить переход дождя в мокрый

снег, подвести к пониманию, что это происходит из-за снижения

температуры воздуха.

Ход наблюдения: вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха. Предложить отметить на визуализаторе погоды это явление.

Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

10. Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: продолжать наблюдение за изменением термометра, что каждая

черточка обозначает один градус, когда столбик выше красной линии –

тепло, ниже – холодно, мороз, подвести детей к выводу, почему январь

называют самым лютым из всех зимних месяцев. Измеряя день за днем

температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры

воздуха приводит к заморозкам на почве. Изменения в погоде занести в

календарь погоды.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

Скоком – боком, скоком – боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена,

Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

Каждый звонок, как струна, -

Загудела вся страна.

Сразу градусник отметил –

Прилетел морозный ветер:

Между черточек и точек

Синий столбик стал короче.

11. Наблюдение за снегом.

Цель: формировать представление о свойствах снега, закреплять знания о

сезонном явлении «снегопаде», учить измерять глубину снежного покрова

при помощи снегомера.

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

12. Наблюдение за ветром зимой.

Цель: продолжать учить использовать приборы для определения силы,

направления ветра, температуры воздуха.

Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый,

слабый, кратковременный, ураганный.

С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер.

Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется?

Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Ветер какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий,

порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый,

влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный,

утренний, осенний).

Отметить результаты наблюдений в дневниках согласно приборам.

13. Наблюдение за облаками.

Цель: учить определять погоду по состоянию неба, облаков, сравнивать

наблюдения с показаниями метеорологических приборов.

Предложить детям рассказать о небе по результатам наблюдения, отметить,

какого оно цвета, что на нем можно увидеть, какое у него «настроение».

Народная примета: «Белые облака зимой – к ветру, синие – к оттепели».

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

И.Суриков.

Зафиксировать наблюдения в дневниках.

14. Наблюдение за ветром и температурой воздуха.

Цель: развивать познавательную активность в процессе

экспериментирования с метеорологическими приборами. Вынести на

прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым

вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой,

местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов

до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а

в других его почти нет.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

15. Наблюдение за состоянием снега.

Цель: уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега

(липкий, рыхлый).

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой

воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий,

рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый,

молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий,

мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый,

глубокий, липкий, скрипучий).

Фиксация наблюдений в дневниках.

16. Наблюдение за сосульками.

Цель: проследить за изменением температуры воздуха в течении дня и

определить, как появляются сосульки. (с помощью термометров)

Если сели на карниз,

То растут все время вниз.

(Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька- замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются

только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает, и стекает в

капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосулька растет «вниз головой»? (Когда капелька стекает вниз по

сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки – это первый признак приближения весны.

Капель-борьба весны с зимой.

Весна.

17. Наблюдение за облаками. («Ловец облаков»)

Цель: расширять представления о разнообразии облаков по форме, учить

формулировать отличия кучевых и перистых облаков, дать представление,

как ветер формирует облака.

Кучевые облака имеют крупную форму с четкими очертаниями. Они хорошо

заметны весной. Эти облака ярко белого цвета, похожи на клубы пара.

Передвигаются очень быстро. На поверхности земли отбрасывают то

светлые, то очень темные тени. Обычно кучевые облака бывают только днем,

а к вечеру исчезают.

Слоистые облака почти всегда несут дождь. Они поднимаются высоко над

землей, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко они кажутся

серыми, грядами, глыбами и напоминают слой густого тумана. В этих

облаках много водяных пузырьков, которые легко могут превратится

дождевые капли.

18. Высота снежного покрова.

Цель: Предложить детям рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту

оставшегося снежного покрова (снегомер), найти первые проталины. Помочь

составить коллективный рассказ «Идет весна, тает снег».

Загадка:

Одеяло, мягкое, белое,

Солнце напекло – одеяло утекло.

(Снег)

19. Направление ветра.

Цель: Предложить детям разделиться на группы и определить

направление и силу ветра различными способами (по движению облаков,

качанию деревьев, с помощью флажков, вертушек). Организовать обмен

мнениями, выслушать рассказ о ходе и результатах работы.

Загадка:

«Как подует он порой,

Что замерзнешь как зимой.

(Ветер)

20. Наблюдение за солнцем на небе.

Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в

течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче.

Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с

каждым днем поднимается все выше. Познакомить детей с солнечными

часами

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –

Не поймаешь (тень).

 21. Наблюдение за таянием снега и льда.

Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в

тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему

сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с

температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на

образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в

подборе глаголов.

 22. Наблюдение за дождем и лужами.

Цель: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями, развивать наблюдательность.

Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой

природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка,

начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить,

почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (дождь).

Данные наблюдений зафиксировать в дневниках наблюдений.

23. Народный календарь.

Цель: сравнить показания мете приборов с народными весенними приметами.

Апрель –середина весны, второй весенний месяц. Он приносит с собой тепло,

на деревьях появляются почки, распускаются цветы, возвращаются с юга

перелётные птицы. Народное название месяца – «снегогон». В это время

стремительно сходит с земли снежный покров и журчат ручьи. Про данный

месяц говорят: «Апрель всю землю в цветы одевает, всех людей к радости

призывает, листвой деревья венчает». Народные приметы апреля, записанные

в результате многолетнего наблюдения за природными явлениями,

позволяют предсказать погоду на несколько дней вперед, определить

будущий урожай.

В апреле мокро – к грибному лету.

Гроза в начале апреля - к теплому лету и урожаю орехов.

Поверхность снега в начале апреля шероховатая - к урожаю.

Днем жарко, а ночью прохладно в апреле - к хорошей (теплой безветренной)

погоде.

Звездные ночи в конце апреля - к урожаю.

В конце апреля идут теплые дожди - к урожаю.

Много сока в березе в апреле - ждите дождливого лета.

Если ласточки еще не прилетели в апреле – вся весна будет холодной.

24. Наблюдение за влажностью воздуха.

Цель: познакомить детей с прибором гидрометром, научить определять с его

помощью уровень влажности воздуха.

Познакомить детей с новым прибором для измерения уровня влажности

воздуха, объяснить для чего он нужен, показать его в действии.

План наблюдения:

1. Суточные изменения температуры воздуха (проведение мониторинга

утром, днем, вечером);

2. Измерения температуры воздуха в течение трех дней;

3. Обобщающая беседа.

-Какая температура воздуха была утром? (-днем, -вечером)

-При какой температуре воздуха было холоднее лицу, рукам?

-При какой температуре воздуха было теплее лицу, рукам?

-Давайте скажем, как мы можем узнать температуру воздуха? (Измерить

термометром точные показатели, почувствовать наши кожные ощущения,

посмотреть в средствах массовой информации.)

-Какую одежду мы должны одевать в холодное время года? Какую одежду

мы должны одевать в теплое время года? (Мы должны одеваться по погоде.)

-Зачем нам нужно так одеваться? (Чтобы не навредить здоровью.)

Данные наблюдений зафиксировать в дневниках.

Лето.

 25. Наблюдение за влажностью и температурой воздуха.

Цель: продолжать использовать мете приборы для наблюдения за погодой,

учить определять самые комфортные для человека погодные условия

(сочетание температурных показателей и влажности воздуха).

План наблюдения:

1. Суточные изменения температуры воздуха ( утром, днем, вечером) ;

2. Измерения температуры воздуха в течение трех дней;

3. Обобщающая беседа.

-Какая температура воздуха была утром? (-днем, -вечером)

-При какой температуре воздуха было холоднее лицу, рукам?

-При какой температуре воздуха было теплее лицу, рукам?

-Давайте скажем, как мы можем узнать температуру воздуха? (Измерить

термометром точные показатели, почувствовать наши кожные ощущения,

посмотреть в средствах массовой информации.)

-Какую одежду мы должны одевать в холодное время года? Какую одежду

мы должны одевать в теплое время года? (Мы должны одеваться по погоде.)

-Зачем нам нужно так одеваться? (Чтобы не навредить здоровью.)

Согласно показаниям мете приборов произвести наблюдение за погодой,

выявить комфортные температуры для тела человека. Данные наблюдений

занести в дневники наблюдений.

26. Наблюдение за ветром.

Цель: расширять представление о разнообразии ветров, закреплять умение

наблюдать и фиксировать направление и силу ветра.

Пронаблюдать вместе с детьми за характером, направлением, силой ветра.

Обобщить знания о ветре. Все наблюдения зафиксировать в дневниках

наблюдений.

Поговорки: «лето собирает, а зима поедает», «Лето красно цветами, грибами

и ягодами».

Данные наблюдений занести в дневники наблюдений используя условные

обозначения.

27. Наблюдение за небом.

Цель: с помощью дневника наблюдений сравнить состояние летнего и

зимнего неба, продолжительность летнего и зимнего дня.

С детьми наблюдать за красотой неба с помощью «Ловец облаков»,

облаками, сравнить летнее небо с осенним и зимним.

Примета: небо на закате светло-розовое или золотистое- к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «июль-месяц ягод, зеленая страда», «Июль-перелом

лета, месяц красного цвета».

Сделать рисунки вечернего неба.

28.Солнечные часы.

Цель: учить определять время суток по солнечным часам на метеоплощадке.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ – старинный прибор для измерения времени

по Солнцу. Вероятно, это древнейший научный инструмент, дошедший до

нас без изменений и представляющий первое применение человеком его

знаний о движении небесных тел. Понаблюдать с детьми за солнечным

движением, отметить изменения на площадке с часами, сравнить с

показаниями обычных часов. Зафиксировать наблюдение в дневниках.

Один костер

Весь свет согревает. ( Солнце)

29.Определение погоды по растениям.

Цель: учить наблюдать за растениями –барометрами погоды, уметь

предсказывать погоду по наблюдениям за ними и сравнивать с показаниями

мете приборов.

Существует много примет из жизни растительного мира, по которым

можно предсказать погоду.

Календула - развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после

полудня - дождь, гроза.

Одуванчик - сжимает свой шар - быть дождю.

Вьюнок - закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня

обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

30.Каким бывает дождь?

Цель: с помощью дневника наблюдений за погодой сравнить уровень

осадков, собранных дождемером во время ливня, кратковременного дождя,

грозы.

Какой бывает дождь? (Мелкий, моросящий, бывает сильный- ливень, идет в

разных направлениях: бывает косой, прямой). Какой сейчас идет дождь?

Рассказ о значении дождя для растений. (Оказывает о благоприятном

влиянии на растительность-зелень, и окраска цветов становится ярче; при

длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет).

Примета: дождь при солнце скоро прекратится.

Показания дождемера во время дождя, ливня сравнить и занести в дневники

наблюдений.

31. Летний дождь. Дождемер.

Цель: сравнить, где больше соберется воды – под деревом или на открытом

месте.

Под деревом будет меньше воды потому что часть воды стекает по листьям

по наружной часть кроны.

«ДОБРЫЙ ДОЖДЬ» (Я. Пиркулиев) «Совсем не долго, дождь шумел.

А сколько сделал, добрых дел.»

32. Знакомство с компасом.

Цель: познакомить с компасом, учить определять стороны света с помощью

компаса.

Давайте рассмотрим наш компас. Сейчас я расскажу, как им пользоваться.

Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой,

нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.

Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас,

определяют части света.

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и

как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания. Нужно

пойти на север, на юг (на восток, на запад). Теперь выполним более сложные

задания. Игра с компасом «Найди клад». Заранее положить несколько

предметов в разных местах и нескольким детям по очереди дать задание

найти игрушку, сопровождая командами: игрушка находится в южном

направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д.

После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы

действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений осенью в детском саду

Картотека наблюдений осенью в детском садуКарточка №1Наблюдение за деревьями. Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, к...

Картотека комнатных растений для детского сада

Всё об уходе за растениями в детском саду на карточках....

Картотека игр-экспериментов в детском саду

картотегр детских опытов на все возраста в детском саду...

картотека игр экспериментов в детском саду

игры эксперименты для детей 4-5 лет...

Аналитическая справка по результатам текущего контроля «Проведение наблюдений на участке детского сада в летний период».

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей  с природой. Увеличилось время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому воспитатели заранее продумывают деятельность...

Наблюдение за погодой на метеостанции детского сада

Наблюденте за погодой на метеостанции детского сада, совместная деятельность...

Перечень объектов наблюдения на участке детского сада

Цель: закреплять названия объектов природы...