Конспект занятия по познавательному развитию № 2 в средней группе Тема: «Прогулка по городу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в средней группе «Прогулка по городу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_progulka_po_gorodu.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 2

в средней группе

Тема: «Прогулка по городу»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: формировать представления у детей о правилах дорожного движения.

Программное содержание: уточнять и расширять знания детей о транспорте; развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи; приучать к культуре поведения в транспорте.

Предварительная работа: чтение сказок «По щучьему велению», «Вершки и корешки».

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением городских улиц (проезжая часть и тротуар), городского транспорта, автомобилей разных видов, иллюстрации к сказкам «По щучьему велению», «Вершки и корешки»; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о правилах дорожного движения.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

17 мин

1

Игра

«Разложи картинки»

3 мин

2

Беседа

«На чём люди ездили»

3 мин

3

Разговор

О транспорте

3 мин

4

Работа с пособием

«Обведите красным карандашом грузовики, синим – легковые автомобили, зелёным – транспорт специального назначения»

2 мин

5

Работа с пособием

«Обведи пешеходов, а у пешеходов раскрась головные уборы»

2 мин

6

Работа с пособием

«Какая из машин лишняя?»

2 мин

7

Работа с пособием

«Посади по одному пассажиру в автобус и троллейбус»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- На прошлом занятии мы вспоминали места, где отдыхали летом, сравнивали их с городом, в котором живём. Сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.

Дети перемещаются по группе.

- Как мы сейчас называемся? (Пешеходы.)

- Как появилось это слово? Сколько на улице пешеходов? (Вот один вышел из дома, другой – из магазина, еще один – с работы, а всего пешеходом много.)

II. Основная часть

1. Игра «Разложи картинки»

- Ребята, вам нужно разложить картинки с автомобилями. Давайте остановимся и посмотрим на поток автомобилей.

Дети встают вокруг стола, а воспитатель выкладывает на листе бумаги картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения.)

- Как одним словом назвать то, что здесь изображено? (Автомобили.)

- На какие группы все автомобили можно разделить?

Дети в затруднении (им необходимо предоставить возможность самостоятельно выполнить это задание). Решение дети могут предложить сами или им подсказывает воспитатель.

- Остановимся на варианте раздела всех автомобилей на пассажирские, грузовые и специального назначения.

- Почему автомобили назвали пассажирским транспортом (грузовым)?

- Как вы думаете, зачем пожарную и аварийную машины выкрасили в красный цвет, а каток, который укладывает асфальт,  – в жёлтый.

- Сравните самосвал и «скорую помощь», троллейбус и пожарную машину…

Небольшой сравнительно-описательный рассказ.

- Все автомобили разные. Но почему их назвали одним словом – «автомобиль»?

- Что общего у всех автомобилей?

- Какие части есть у каждой автомашины? (Колёса, руль, мотор и т.д.)

2. Беседа «На чём люди ездили?»

- А знаете ли вы, на чём ездили в городе и деревне в давние времена?

- По улицам города ездили деревянные повозки, запряжённые парой или тройкой лошадей.

- Что такое пара?

- В те времена ещё не было резиновых шин. Представляете, какой шум был на улице от топота копыт и громыхания колёс по мощёной деревом улице?

- Как вы думаете, на чём ездили зимой? (Зимой те же лошади возили сани.)

- Шло время. Улицы стали мостить булыжниками. По вашему мнению, какие дороги лучше – булыжные или деревянные? Почему?

- Ещё позже появилась конка. Представьте себе один вагон трамвая, запряжённый парой лошадей.

- А потом появились двигатели. И пошли-поехали по нашим улицам автомобили. А в деревне летом телега, запряжённая лошадёнкой, зимой – сани.

- Вспомните сказку «По щучьему велению». На чём Емеля за дровами поехал?

- А на чём мужик репу с поля вывозил в сказке «Вершки и корешки»?

3. Разговор о транспорте

- Давайте продолжим наше путешествие, но пешком идти мы быстро устанем. Как вы думаете, на чём лучше всего проехать по улицам города всем вместе?

По мере того как дети называют автобус, троллейбус, трамвай, воспитатель выкладывает картинки с их изображением.

- Чем похожи трамвай и троллейбус? Чем отличаются?

- Поедем на автобусе. Как мы найдём его остановку?

- Во-первых, знак «А». Во-вторых, небольшой домик.

- Для чего он нужен?

Воспитатель показывает детям большую букву «А».

Выстроилась очередь

Возле буквы А.

Выстроилась очередь,

Но нету продавца.

И попробуй угадать,

Что здесь будут продавать.

Молча смотрит А на вас –

Что предложит?

Ананас?

Или, может быть, арбуз?

Он совсем не плох на вкус.

Но соперничают с ним

Абрикос и апельсин.

Очень вкусные слова

Начинаются на А.

Тут автобус прикатил,

Двери настежь отворил.

И один остался я:

Скрылась очередь моя.

Значит, буква,

Буква А

На проспекте

Неспроста?

Остановка здесь,

Порядок

Просит буква соблюдать.

Если сесть в автобус надо –

Надо в очередь вставать.

                                  (Я.Пришумов)

- Подъехал автобус. Мы сразу заходим в него? (Нет, надо подождать, пока выйдут люди.)

Автобус – стулья. Их меньше чем детей.

- Кто сядет? Кто останется стоять? Кто кому уступит место?

- Как мы стали называться, как только вошли в автобус?

- Как обращается водитель к тем, кто едет в автобусе? («Граждане пассажиры».)

4. Работа с пособием (задание 1)

- Ребята, рассмотрите картинку.

- Назовите машины, которые вы здесь видите.

- Какие из них – грузовые?

- Как вы думаете, почему некоторые машины так называются?

- Перевозит ли грузы пожарная машина или «скорая помощь»?

- Для чего предназначены эти машины?

- Обведите красным карандашом грузовики, синим – легковые автомобили, зелёным – транспорт специального назначения.

5. Работа с пособием (задание 2)

- Ребята, рассмотрите картинку. Что нарисовано на картинке?

- Покажите проезжую часть, тротуар, переход.

- Как вы догадались, что переход на картинке именно в этом месте?

- Как вы думаете, почему переход называют «зеброй»?

- Кто такие пешеходы?

- Покажите пешеходов на рисунке и обведите их овалом.

- Всех людей вы обвели? (Нет.)

- Кто такие пассажиры?

- Найдите их на картинке и раскрасьте их головные уборы.

6. Работа с пособием (задание 3)

- Давайте поиграем в игру «Найди лишнего». Назовите, что нарисовано на картинке. (Машины.)

- Для чего они предназначены?

- Какая из машин лишняя? Зачеркните её.

- Как вы догадались?

Вариантов ответов на поставленный вопрос два:

  1. Лишняя пожарная машина, так как всё остальное – пассажирский транспорт.

Лишний трамвай, так как всё остальное ездит не по рельсам.

2)Лишний микроавтобус, так как для его работы нужен бензин, а для работы трамвая и троллейбуса – ток, идущий по проводам, или так как он может ездить по любым улицам, а троллейбус и трамвай – только по тем, вдоль которых положены провода.

Лишний трамвай, так как он ездит по рельсам, а автобус и троллейбус – по дороге.

7. Работа с пособием (задание 4)

- Ребята, расскажите, чем отличается автобус от троллейбуса, а троллейбус от трамвая.

- Сколько человек стоит на остановке?

- Посадите (проведите линию) по одному пассажиру в автобус и троллейбус.

- Сколько человек село в транспорт?

III. Заключительная часть

- Расскажите, какие автомобили вы знаете.

- Чего больше – автомобилей или другого транспорта?

- А на чём ездят в деревне?

- Если она небольшая, то вообще ходят пешком или пользуются велосипедами. Если большая, то ездят на мотоцикле, автобусе. Наше путешествие по городу мы продолжим на следующем занятии.

- А теперь отгадайте загадки, и объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус.)

Коль бензину дашь напиться,

Вмиг помчится колесница. (Автомобиль.)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус.)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус, троллейбус.)

Две дорожки так узки.

Две дорожки так близки.

И бегут по тем дорожкам

Домики на круглых ножках. (Трамвай.)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай.)

Внутри народу много,

А на спине два рога. (Троллейбус.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...