Проект «Эта удивительная соль»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

ФорФормирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_platformu_1.docx672.15 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

       «Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды Надымский район»

               Проект

  «Эта удивительная соль»

               Воспитатель: Кухарь Светлана Владимировна

                                     

   

             

                                             2017 год

Цель проекта:

Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте.

Задачи проекта:

Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?

Исследовать свойства соли опытным путём.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Проблема:

Каждый день мы употребляем в пищу, соль и не знаем чем она полезна.

Гипотеза:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.

Актуальность:

Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.

Каждый ребенок по своей натуре – исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Я думаю, что одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей есть метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Эта удивительная соль») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

принять и освоить цель, актуальную для них;

выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

решать творческие споры, достигать договоренности;

оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками.

Соль – незаменимый продукт питания о которой мы ничего не знаем.

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребенок – взрослый.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – краткосрочный.

Основные принципы реализации проекта:

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Вводный этап

1.Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»  

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.        

http://funlib.ru/cimg/2014/102112/4717095http://fs1.ppt4web.ru/images/105651/167647/640/img16.jpg

2.Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи».        

3.Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.  

  

    картинка поваренная солькартинка поваренная солькартинка поваренная соль

Основной этап

1.Беседа с детьми «Где в России  добывают соль».  

Цель: Дать детям знания о добычи поваренной соли в России.

добыча соли картинкидобыча соли картинкидобыча соли картинки

2.Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. http://goodforall.ru/gfatpimg.cgi?i=http://cdn2.top-shop.ru/da/fe/big_ba503b7143a6e467eb102da97f43feda.jpghttp://cameralabs.org/media/k2/items/cache/9a04003e505848372be093000b236d14_L.jpg

3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)

https://goods.kaypu.com/photo/5146674c8489ce001e01bb62.jpghttp://images.myshared.ru/5/363621/slide_1.jpg

4.Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.      C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image-0-02-05-679c4d97e5bade6890a636dcadb4c4d372f18a97e8f33aa53ba7c51279d41e5b-V.JPG    C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image-0-02-05-27c364ef96b03b459d834e4fcba047b6048cfd5dbc0495ecb48bc42145548c05-V.JPG

5.Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Сердечко».

Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.         

6.Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.        

7.Творческая игра «Добыча соли». Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.

 Итоговый этап

1.Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль».

Цель:        Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.        

2.Презентация проекта «Эта удивительная соль».

Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.      

  

При  реализации проекта были использованы методы и  приёмы:

анализ познавательной литературы

опытно-экспериментальная деятельность,

исследовательская деятельность,

наблюдения,

творческая деятельность,

игровая деятельность.

Технология  реализации проекта

 Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.

С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Эта удивительная соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Была организована творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности мы придумали девиз:

Край родной – наш общий дом,

Чистоту храните в нем.

Мир природы – мир прекрасный

Не губи его напрасно.

Вместе с детьми мы разработали заповеди:

Настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;

Исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;

исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Следующим нашим шагом была подбор литературы. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Родители помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли.

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно приготовили соленое тесто для лепки и вылепили замечательные работы  «Сердечко».

Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях.

В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:

Человек не может обходиться без соли, и что раньше мы ошибалась. Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Соль добывают в России.

Широко распространяется соль в медицине.

Выяснили, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, и имеет широкий спектр применения.

Соль — единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить. Более того, все млекопитающие на нашей планете в том или ином виде потребляют соль.

Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

исследовательский проект "Эта удивительная соль"

исследовательский проект "Эта удивительная соль" в старшей группе ДОУ...

Исследовательский проект «Эта удивительная соль»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль", для детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Эта удивительная соль!"

Данный проект будет интересен и полезен для всех участников. Через чувственный опыт, практическую и исследовательскую деятельность родители и дети приобретут  полезные знания о значимости соли. П...

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

С внедрением ФГОС дошкольного образования из важнейших задач становится формирование творческой личности. человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Дети- пытливые исслед...

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возрастаУчастники проекта:Дети старшей группы № 8 «Почемучки»Руководитель:Швайко Светлана Александровна,...