«Формирование основ экологической культуры дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру

Шаулина Анжела Викторовна

В основе рассматриваемого вопроса лежат  противоречия между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, недостаточной теоретической разработанностью  данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_retsenziyu.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ экологической культуры дошкольников».

Целевые ориентиры данной работы базируются на положении ФГОС ДО

 «...ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы…склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социально мире…элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…»ФГОС ДО пункт 4.6.

Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления потребительского отношения человека к природе, негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, когда закладываются  основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта. Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней.

В каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно  весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. А природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия.

 

Основные причины, побудившие обратиться к данной теме:

1 причина - необходимость раннего приобщения дошкольников к изучению природы через знакомство  с комнатными  растениями как средством  в решении одной из основных  задач воспитания: формировании культурно-экологического сознания дошкольника  как базиса личностной культуры.

2 причина - востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении, в интеграции природы и творчества  воспитанников.

3 причина - назрела потребность общества (социальный заказ) в интерьерном и ландшафтном озеленении, возрос интерес детей к деятельности специалистов данного направления – цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер.

                   

В основе рассматриваемого вопроса лежат  противоречия между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, недостаточной теоретической разработанностью  данного вопроса.

Названные противоречия  определили  проблему: низкий уровень  экологической культуры дошкольников. Одним из путей решения является организация целенаправленной систематической работы по формированию основ экологической культуры на материале ознакомления с комнатными растениями через инновационные методы и приемы.

Тема моего опыта «Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления  с комнатными растениями».

Цель: создание условий   для формирования у детей гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями.

Достижение поставленной цели осуществляется через задачи:

-  расширить, уточнить и систематизировать  знания  дошкольников о  комнатных растениях: внешнем виде, строении, особенностях приспособлении  к среде обитания, истории  происхождения; создание  оптимальные условиях для роста и развития растений;.

- способствовать  формированию практических умений и навыков при работе с растениями  в процессе исследовательской и опытнической деятельности;

- создать условия для формирования и развития творческих способностей

обучающихся, через овладение основами цветоводства, применение растений в оформлении интерьера и природных композиций.

Новизна  опыта  заключается в создании условий для непосредственного контакта ребенка с  «живыми» объектами природы.

     В  работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получили возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под руководством взрослого сделать выводы, произвести обобщение.

Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе, являясь источником красоты и положительных эмоций, таким образом, выполняя  важную средообразующую функцию.

Система работы реализуются через методы и принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

Методы обучения:

- Словесный: рассказ, объяснение, беседа, указания, пояснения, чтение худ. литературы, метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).

- Наглядный: демонстрация, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ трудовых приёмов педагогом.

- Практический: трудовая деятельность, самостоятельная работа, дидактическая игра, дидактическая игра, конкурсы и викторины,      экологические праздники и природоохранные акции и др.  )

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • наглядность;
  • сознательность и активность;
  • доступность ;
  • научность;
  • систематичность и последовательность;
  • связь теории с практикой;
  • вариативный подход.       

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:

1) занятия, как специально организованная форма обучения;

2) совместная деятельность воспитателя с детьми;

3) самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.

В ходе ООД проводятся

- наблюдения за комнатными растениями

-изобразительная деятельность (особенно в старших группах);

-обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений;

- составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т. п.;

-занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр;

- экскурсии

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

  •  наблюдения в уголке природы;
  • дидактические игры;
  • рассказы воспитателя или чтение художественной литературы;
  • беседы с детьми;
  • рассматривание иллюстраций в книгах ( справочников и энциклопедий комнатных растений);
  • несложные опыты;
  • просмотры  видеофильмов;
  • работы с моделями;
  • различные виды изобразительной деятельности.

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

  • поручения воспитателя по несложному уходу за растениями;
  • самостоятельная изобразительная деятельность;
  • рассматривание иллюстрированных альбомов и книг.

Работа, проведённая в рамках реализации задач по формированию основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления  с комнатными растениями, позволила получить следующие результаты:

-у детей развит познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдения,  с удовольствием выполняют поручения воспитателя, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказ воспитателя.

-развиты эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту комнатных растений. Дети замечают и эмоционально реагируют  на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Охотно участвуют в украшении помещения - расстановке растений, кашпо.

-развито понимание того, что комнатные растения-живые существа, дети могут заметить и неблагополучное состояние(засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли), обнаружить недостаточные условия для их жизни и устранить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации....

План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитани...