Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников
статья по окружающему миру (младшая группа)

Халаева Айша Пашаевна

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2_statya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.

   Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: ‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе; ‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Всю работу по экологическому образованию мы осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни. Свою работу начинали с детьми 2–3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. В этом возрасте нужно давать детям информацию понемногу, используя игры, забавы. И возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам, и явлениям. Во второй младшей группе работу продолжили. Мы привлекали ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т. д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Вместе с родителями делали кормушки и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами. В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к труду, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы. Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Исходя из опыта работы, мы считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия мы относим экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование. Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия. Для осуществления задач по экологическому воспитанию, мы в своей работе используем следующее: Создаем предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников: ‒ организовываем «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а мы личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы; ‒ собираем демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды). Осуществляем ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Регулярно планируем и проводим тематические прогулки, экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; учим видеть красоту окружающего мира. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности. Осуществляем интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаем элементы экологических знаний в другие занятия. Проводим просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д. В группе мы оборудовали экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы. На территории дошкольного учреждения мы создали опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы наши детки могли проводить опытно-исследовательскую деятельность. Они очень любят наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. В своей работе мы используем различные экологические проекты и акции, которые помогают нам сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора в парке, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов, разработку Красной книги природы родного края, и др. Названия акций и проектов могут быть следующие: ‒ «Чистый город»; ‒ «Мы в ответе за тех, кого приручили»; ‒ «Наши домашние питомцы»; ‒ «Птичья столовая»; ‒ «Природные богатства нашего края»; ‒ «Реки нашего города». Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать: ‒ создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах; ‒ написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями; ‒ разработку презентаций, фоторепортажей и др. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения-это экологическое образование (просвещение) родителей. Наша задача — привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. В дошкольном возрасте ребенок сам стремится к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Мы считаем, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания. В работе с родителями мы используем традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаем в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Статья на тему: «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников

Презентация "Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников"...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...