Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников
статья по окружающему миру (младшая группа)
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.
Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: ‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе; ‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Всю работу по экологическому образованию мы осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни. Свою работу начинали с детьми 2–3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. В этом возрасте нужно давать детям информацию понемногу, используя игры, забавы. И возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам, и явлениям. Во второй младшей группе работу продолжили. Мы привлекали ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т. д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Вместе с родителями делали кормушки и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами. В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к труду, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы. Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Исходя из опыта работы, мы считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия мы относим экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование. Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия. Для осуществления задач по экологическому воспитанию, мы в своей работе используем следующее: Создаем предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников: ‒ организовываем «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а мы личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы; ‒ собираем демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды). Осуществляем ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Регулярно планируем и проводим тематические прогулки, экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; учим видеть красоту окружающего мира. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности. Осуществляем интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаем элементы экологических знаний в другие занятия. Проводим просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д. В группе мы оборудовали экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы. На территории дошкольного учреждения мы создали опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы наши детки могли проводить опытно-исследовательскую деятельность. Они очень любят наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. В своей работе мы используем различные экологические проекты и акции, которые помогают нам сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора в парке, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов, разработку Красной книги природы родного края, и др. Названия акций и проектов могут быть следующие: ‒ «Чистый город»; ‒ «Мы в ответе за тех, кого приручили»; ‒ «Наши домашние питомцы»; ‒ «Птичья столовая»; ‒ «Природные богатства нашего края»; ‒ «Реки нашего города». Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать: ‒ создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах; ‒ написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями; ‒ разработку презентаций, фоторепортажей и др. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения-это экологическое образование (просвещение) родителей. Наша задача — привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. В дошкольном возрасте ребенок сам стремится к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Мы считаем, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания. В работе с родителями мы используем традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаем в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1348567-1638729007.jpg)
Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1348567-1638729007.jpg)
Статья на тему: «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701394-1446544103.jpg)
Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников
Презентация "Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/02/picture-1404790-1651496214.jpg)
Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/01/picture-907582-1551405315.jpg)
Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"
Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1081032-1570072553.png)
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...