проект "Эколята- дошколята"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Юлия Леонидовна Гнатюк

Проект "Эколята - дошколята" включет в себя: пояснительную записку, игру- эксперементирование, наполнение уголка природы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023_kvest_ekolyata.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Солнышко»

Образовательный проект

«Охрана природы в наших руках»

Выполнила: воспитатель

Гнатюк Юлия Леонидовна

Мурманская область, г. Ковдор

ул. Победы, д. 14, кв. 27

тел. +79009357643

эл.почта:

Ковдор 2023

1

Образовательный проект «Эколята- Дошколята» представлен в виде расположенного в группе, уголка «Природа Крайнего Севера», который отражает природу Кольского полуострова.

Актуальность: Одной из самых острых экологических проблем современного мира, является проблема, сохранения окружающей среды. Мир, в котором мы живем меняется и порой не в лучшую сторону. Увеличение количества заводов и фабрик, вырубка лесов, рост городов, способствует загрязнению воздуха, воды и окружающей среды. Задача педагога с дошкольного возраста научить детей бережно относиться к природе родного края. Посредством экспериментов, понять, что мы можем сделать, чтобы помочь животным и птицам выжить в современном мире. Знакомство с объектами живой и неживой природы, происходит в процессе игры- экспериментирования.

Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является метод экспериментирования, который относится к области «Познавательного развития». Эксперимент- это реальные опыты, с реальными объектами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании их в жизни человека.

Предполагаемый результат: Повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности. Развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению. Воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе родного края.

Наполняемость уголка:

-Чудо- дерево, изображающее смену четырех сезонов, на нем расположены птицы Заполярья, картинки сезонных изменений (снежинки, листья, цветы, ягоды);

-календарь погоды;

-календарь смены времени суток;

-бросовый материал, в виде полезных ископаемых Ковдорского района;

-шишки, ракушки, камешки, листья, веточки, мох, ягоды;

-дидактические игры природного содержания:

«Что в корзинку мы берем»,

«Чудесный мешочек», «Чьи детки?»,

«Рассели животных по домам».

-поделки из природного материала;

-оборудование для экспериментов;

-лупа, микроскоп, весы, пластиковые контейнеры;

-емкости с песком, глиной;

-муляж грибов, фруктов и овощей;

-набор наглядных материалов: животные Крайнего Севера, птицы и рыбы Кольского полуострова.

Литература: Общеобразовательный журнал «Сезоны года». Л.Г. Горькова

Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников.» Пособие для родителей, педагогов и воспитателей. Л.В. Ковинько «Секреты природы- это так интересно!»

2

Т. Куликовская «Мир вокруг нас», цикл «Животные Арктики».

Интернет ресурсы. Красная книга Мурманской области. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 3- 7 лет. Е.Я. Пация «Саамские сказки Кольской Лапландии».

Игра- экспериментирование

для детей старшего дошкольного возраста

«Охрана природы в наших руках».

Пояснительная записка:

Цель: формирование бережного и ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-образовательная: Повышать уровень развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, в области экологической культуры.

-развивающая: способствовать развитию у дошкольников умений работать в группе, развивать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, фантазию.

-воспитательная: воспитывать заботливое отношение к окружающему миру родного края.

Предварительная работа: Знакомство с природой нашего края. Изучение правил поведения в лесу. Чтение художественной литературы писателей и поэтов Заполярья. Наблюдение за сезонными изменениями природы на прогулке. Экскурсии в городской парк.

Материалы и инструменты для игры: Игрушка Сова полярная, флакон с «вирусами» (корица), емкость с водой, емкость с жидким мылом, бумажные салфетки. Таз с водой, речной песок, камешки, листья, фантики от конфет, грязная вода (вода с перманганатом калия), сода пищевая, перекись водорода, два прозрачных пластиковых стакана. Изображения деревьев, ягодных кустов, Кольского полуострова. Изображения животных и птиц Заполярья. 4 контейнера пластиковых (с цветными наклейками), различные бумажные и пластмассовые предметы, шкурки от бананов, батарейки. Плакат: «Правила поведения в лесу», Красная книга Мурманской области.

Ход игры:

На столе сидит сова, в клюве у нее письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? (Ответы детей) полярная сова. Что это у нее в клюве? (Ответы детей) письмо. Давайте прочтем его и узнаем, кто его написал.

«Помогите, помогите, засыхаю, задыхаюсь, погибаю!

Я раньше было зеленое, цветущее дерево. В моих ветвях жили птицы, ко мне приходили звери, укрыться в тени листвы. На мне цвели цветы и зрели плоды.

Помогите!

Ваше Чудо- Дерево.»

Воспитатель: Ребята, это письмо написало нам Чудо- дерево в нашем уголке природы. Посмотрите на него, что с ним случилось? (Ответы детей) Дерево засохло, птицы улетели, листьев нет на дереве.

3

Как вы думаете почему оно погибает? (Ответы детей) Люди строят много заводов, фабрик, вырубают лес, убивают животных, добывают много разных ископаемых. В городах много машин, которые загрязняют воздух. Грязная вода с фабрик сливается в реки, очень много мусора.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему дереву.

Для этого мы будем проходить по станциям, выполнять задания и получать за это призы. А призами будут листья с дерева.

И первая станция «Чистюля».

Станция № 1 «Чистюля»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чтобы нам не болеть, что нам нужно прежде всего делать? (ответы детей) мыть руки с мылом. Сейчас мы с вами проверим, боятся ли вирусы мыла.

Эксперимент 1

Воспитатель: У нас есть флакончик с вирусами и емкость с жидким мылом. В емкость с водой добавляем вирусы, обмакните указательный палец в мыло и опустите в емкость с водой и вирусами. Ребята, что произошло? (Ответы детей) Вирусы «разбежались». Что мы должны делать, чтобы не болеть?

(Ответы детей) соблюдать гигиену, чаще мыть руки.

Воспитатель: Правильно. Вы справились с заданием. Получаете лист.

Следующая станция для настоящих знатоков леса.

Станция № 2 «Юный натуралист»

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на изображения, это деревья нашего края. Назовите их. (Ответы детей) Береза субтропическая, ольха Кольская, рябина, ель сибирская, сосна Фриза.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А это изображения ягодных кустов Заполярья. Назовите их. (Ответы детей) Брусника, клюква, морошка, черника, голубика, ежевика.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на плакат и назовите основные правила поведения в лесу. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием и получаете два листа.

Дальше у нас станция «Чистая вода».

Станция № 3 «Чистая вода»

(Звучит журчание воды).

Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки? (Ответы детей) журчание воды.

Воспитатель: Правильно, мы с вами подошли к пруду, я расскажу вам сказку. Жил-был маленький Прудик, в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.

Подуйте сильно на воду в тазу так, как это делает ветер. Что стало с водой?

(Ответы детей) На воде появились маленькие волны.

Воспитатель: В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.

Давайте опустим в воду камешки, где оказались камешки? (Ответы детей)

Насыпаем в воду песок, подождем немного. Что стало с песком? Осталась вода прозрачной? (Ответы детей) Песок опустился на дно. Вода прозрачная.

Воспитатель: Бросаем в пруд листья, что происходит с листьями? (Ответы детей) Листья плавают и не тонут.

4

Воспитатель: Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки. Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее.

В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду. Давайте бросим в таз фантики от конфет и выльем в него грязную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, как себя чувствует Прудик? (Ответы детей) Чем мы можем помочь Прудику? (Ответы детей) Убрать фантики.

Воспитатель: Правильно. Но вода в нем осталась грязная. А мы с вами можем ее очистить.

Эксперимент 2

Для этого берем воду из пруда добавляем в нее перекись водорода. Вода стала прозрачной? (Ответы детей) Нет.

Добавляем ложку содового раствора. Что происходит с водой? (Ответы детей) Вода стала прозрачной.

Воспитатель: Вот видите ребята, с помощью простых средств, можно очистить воду.

Получаете еще один лист. Следующая станция для настоящих защитников дикой природы.

Слышен шум леса.

Станция № 4 «Защитники дикой природы»

На доске изображения животных и птиц Кольского полуострова.

Воспитатель: Ребята, животные и птицы в нашем крае исчезают. Есть даже такие виды животных, которых осталось несколько десятков. И они занесены в Красную книгу Мурманской области. А как можно помочь животным и птицам? (Ответы детей) (не убивать их, делать кормушки для птиц, открывать заповедники).

Воспитатель: Молодцы, назовите животных нашего края? (Ответы детей) Северный олень, бурый медведь, белый медведь, волк, заяц, куница, лиса, белка, лось, песец, лемминг.

Воспитатель: Молодцы! Назовите птиц нашего края. (Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, с этим заданием вы тоже справились. Вы получаете два листа.

Воспитатель: У нас осталась последняя станция, но к ней нужно пройти очень аккуратно. Можно испачкаться- это станция «ЭкоСорт», здесь вокруг очень много мусора.

Станция № 5 «ЭкоСорт»

Воспитатель: На Земле есть еще проблема- огромные горы мусора. Как справиться с этой проблемой? (Ответы детей) убирать за собой мусор, сортировать мусор, перерабатывать отходы.

Воспитатель: Правильно ребята, нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные людям вещи.

5

Эксперимент 3

Ход эксперимента:

Воспитатель: Ребята, нужно рассортировать мусор по разным корзинам. У каждой корзины свой цвет. В желтый, мы будем складывать бумагу, в красный, пластик, в зеленый, пищевые отходы, в черный, опасные химические отходы (батарейки).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вот мы с вами рассортировали мусор по отдельным контейнерам. И что можно сделать с этим мусором? (Ответы детей) Из бумаги можно сделать новые книги, из пластика новые бутылки и коробки, из старых батареек новые, а органический мусор сжигают.

Воспитатель: Молодцы вы справились с этим заданием и получаете лист.

Воспитатель: Ребята, мы собрали листья для нашего Чудо- дерева. Теперь можно его украсить. Наше дерево ожило и птицы вернулись.

Что же нам нужно, для того, чтобы природа нашего края не погибла?

(Ответы детей) Для спасения нашей природы мы не должны уничтожать деревья, беречь и подкармливать животных и птиц. Не засорять водоемы. Нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные вещи.

Выводы: В ходе игры дети получили знания по решению таких проблем, как загрязнение воды, сортировка и переработка мусорных отходов. Закрепили знания животного и растительного мира Кольского полуострова. Таким образом, использование игрового метода в воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению знаний, навыков и умений по экологии и окружающему миру родного края.

6

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в дошколята.

Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во  вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют :  Витя и Маша, снежинки - дети;  Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...