Экологическая акция "Птичья столовая"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Ташина Александра Александровна

Экологическая акция «Столовая для пернатых»

Длительность: долгосрочная (1 месяц)

Объект: птицы

Участники: дети, родители, педагоги

Актуальность акции: 

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зима для птиц –самое трудное время года: много пернатых погибает от холода и голода, так как часто естественный корм практически недоступен.

   Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно проводим акцию “Покормите птиц зимой”.

     В рамках реализации акции родители с детьми изготовили кормушки для птиц. Дети изготовили лакомство для птиц и развесили на территории детского сада.

Цель: привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.

Задачи:

-Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

-Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

-Научить детей правильно их подкармливать.

-Вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Этапы реализации акции:

I этап – организационный: 

-Составление плана мероприятий с детьми.

-Обсуждение цели и задач акции с родителями.

-Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

II этап – основной (практический): 

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

-Заготовка корма для птиц.

-Изготовление кормушек в совместной деятельности родителей и детей.

-Изготовление лакомства для птиц детьми.

-Развешивание кормушек на участке ДОУ.

-Подкормка и наблюдение за птицами.

-Вовлечение в акцию жителей района.

III этап-заключительный:

-Обработка результатов по реализации акции.

-Организация птичьих столовых в микрорайоне.

-Презентация акции (освещение опыта работы на городском уровне).

Ожидаемые результаты реализации акции:

-Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

-Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).

-Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней

Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

Цель: Вызвать у детей желание подкармливать птиц зимой.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети объясняют причину.

Воспитатель подводит итог: “С наступлением холодов корма становится все меньше для птиц, спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи”.

План мероприятий с детьми

№ п/п

Содержание работы

Участники

1

Экскурсия по территории детского сада

Цель: выяснить какие птицы зимуют в городе. Учить различать их. Формировать наблюдательность, заботливое отношение к птицам.

Воспитатели, дети.

2

Беседы:

Что ты знаешь о птицах”;

 “Птицы зимой”;

“Почему нужно подкармливать птиц”.

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Воспитатели, дети.

3

Чтение книг: 

С.Маршак “Где обедал воробей”.

            Н.Сладкова “Волшебная палочка”, “Кусок хлеба”.

В.Бианки “Сумасшедшая птица”, “Кто сыт, тому голод не страшен”, “Разведчики”.

        Г. Скребицкий и В. Чаплина “Зимние гости”, “Чем дятел зимой питается”.

Воспитатели, дети.

4

Чтение и разучивание стихотворения

 А. Яшина “Покормите птиц зимой!”

Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Воспитатели, дети.

5

Изготовление лакомства для птиц.

Изготовление кормушек.

Цель: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей

Воспитатели, родители, дети.

6

Развешивание кормушек.

Развешивание лакомства для птиц.

Цель: развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Воспитатели, дети.

7

Наблюдение за птицами у кормушки.

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.

Воспитатели, дети.

8

Составление рассказа по серии картинок “Друзья птиц”.

Цель: Продолжать учить детей связно и образно рассказывать по серии картинок.

Воспитатели, дети.

9

Продуктивная деятельность:

Рисование “Сорока обернулась”,

Лепка “Синички на кормушке”,

Аппликация “Снегири на дереве”,

Конструирование оригами “Снегири на ветках”.

Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество, развивать мелкую моторику.

Воспитатели, дети.

10

Игра-диалог: “Чем питаются зимующие птицы”

Цельзакрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

Воспитатели, дети.

11

“Вечер - загадок о птицах”

Цель:  развитие речи , логического мышления, памяти.

Воспитатели, дети.

12

Дидактические игры:

 “Покормите птиц”,

“Собери картинку”.

Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Воспитатели, дети.

13

Подвижные игры:

“Совушка”.

“Коршун и наседка”.

“Перелет птиц”.

Цель: Развивать основные виды движений. Умение творчески использовать свой двигательный опыт.

Воспитатели, дети.

14

Агитация жителей микрорайона: развешивание объявлений, раздача листовок.

Цель: Привлечение жителей микрорайона к кормлению птиц.

Воспитатели, дети.

15

Итоговое занятие: “Покормите птиц зимой”

Цель: закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой.

Воспитатели, дети.

 

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

В нашей группе проходила акция добрых дел «Столовая для пернатых», направленная на оказание помощи зимующим птицам нашего региона. С

помощью родителей дети изготовили кормушки из различных материалов (фанера, пластиковые бутылки и т.д.). Мы собирали разнообразный корм для птиц (семена подсолнечника, гречка, пшено, сухари и т.д.). Родители и дети ответственно отнеслись к этому серьезному и нужному делу: была изготовлена и повешена на территории нашего участка кормушка, собрано много корма для птиц. Изготовили лакомство для птиц.

Ребята заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», во время прогулки чистят кормушки и пополняют их свежим кормом. А птицы и рады: со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними.

В ходе проведения акции дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают жить птицам в самое трудное время года.

С детьми сделали вывод: сытой птице мороз не страшен, главное - не забывать подсыпать корм в кормушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Столовая для птиц"

Экологический проект 2 мл. гр "Столовая для птиц"...

Участие во Всероссийском экологическом конкурсе"Столовая для птиц". Информация "Берегите птиц!"

Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ведь большинство источников пищи становятся недоступными для птиц. И тогда птицы перебираются поближе к жилью человека. Поэтому мы должны помогать своим...

Экологическая акция «Столовая для пернатых».

В средней группе «Смешарики» прошла экологическая акция «Столовая для пернатых».  Ребята вместе с воспитателем смастерили мини-кормушки для птиц из картонных втулок. Предв...

Экологический проект «Столовая для птиц»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

ПРИКАЗ №11-ОД от 18.01.2021. О проведении экологического конкурса "Чудо-кормушка" в рамках "Птичья столовая". В соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год с целью активизации деятельности по формированию экологического мышления у ребенка.

ПРИКАЗ №11-ОД от 18.01.2021.О проведении экологического конкурса "Чудо-кормушка" в рамках "Птичья столовая". В соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год с целью акт...