Проект Балтийское море
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ерегина Светлана Владимировна

Расширять знания детей о Балтийском море

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_baltiyskoe_more.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение  г. Калининграда

детский сад №124

Проект

«Балтийское море»

Составила: Ерегина С.В.

воспитатель  

средней группы №7

                           

Калининград 2021г

«Балтийское море»

Цель : Формирование у детей представлений о воде, море, их обитателях, культурно-гигиенических навыках. Расширить знания детей о Балтийском море, как природном сообществе.

Задачи: 

  1. Знать, любить и охранять природу родного края.
  2. Учиться  заниматься опытной деятельностью и уметь зафиксировать результаты на бумаге.
  3. Познакомить детей с одним из компонентов природы – морской водой, выяснить почему она соленая.
  4.  Учить правилам безопасного поведения на воде
  5. Как мы можем помочь стать Балтике чище.

Актуальность: 22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к её решению. Но основные цели остаются неизменными:

• оказывать помощь и принимать меры для решения проблемы снабжения населения планеты питьевой водой;

• распространять информацию о важности и необходимости охраны водных ресурсов и питьевой воды;

Значение воды в нашей жизни очень велико. Вода покрывает две трети поверхности Земли. Вода - это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники.

Вода попадает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лёд. Всё это вода. Океаны и моря – самые большие водоёмы, хранилища воды на Земле, в моря впадают реки, а любая река начинается с ручейка.

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и их поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Свой педагогический процесс мы строим на методах наглядных и практических, а для того, чтобы он был эффективным, в работе с детьми уделяем большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. С этой целью мы разработали экологический проект «Вода вокруг нас», который позволит расширить и углубить представления детей о воде, водоемах. Научит заботиться, беречь и охранять водные ресурсы, соблюдать правила поведения на природе.

Вид проекта: познавательно-игровой, исследовательский

Сроки реализации: среднесрочный (февраль, март)

Участники проекта: воспитанники средней гр. №7, родители, воспитатели.

Проблема: Почему в море вода соленая? Из-за чего море может заболеть?

Основные формы реализации проекта:

•НОД;

•дидактические, с\р игры;

•беседы;

•рассматривание иллюстраций, открыток;

•использование мультимедийных презентаций;

•работа с родителями.

Продукты проекта:

 Экоплакат Мы за чистую Балтику

Проблемная ситуация «Грязная вода»

НОД Загадочная вода

НОД Путешествие по Балтийскому морю

Ожидаемые результаты по проекту: Дети получат представление о водоёмах; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Подготовительный этап: 

  • Анализ литературы и содержания программы «Радуга»
  • Составление плана мероприятий
  • Подбор худ.литературы
  • Подбор дидактических и подвижных игр
  • Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, с\р игр с детьми.

Основной этап: 

  • чтение художественной литературы; разыгрывание стихотворения
  • - беседа: Почему вода в море соленая;  
  • - экспериментирование с пресной и «морской» водой;
  • - рассматривание иллюстраций, слайдов с репродукциями художника-мариниста И. Айвазовского;

Заключительный этап: Создание Экоплаката:   Мы за чистую Балтику

Теоретическая основа проекта: 

1. Николаева С. Н. « Методика экологического воспитания дошкольников»-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

4. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003

6. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.

Реализуемые мероприятия в совместной деятельности с воспитателем:

1. НОД Путешествие по Балтийскому морю
2. Чтение художественной литературы : Г. Лагздынь «Море голос подаёт»; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», фрагмент описания моря из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «В тёплом море» С. Сахарнова,  обсуждение и разыгрывание стихотворения Л.Яхнина «Почему море солёное».

3. Экспериментирование с «пресной» и «морской» водой   для определения, в какой воде предмет  тонет, а в какой  держится на поверхности воды с последующими рассуждениями и выводами.

4. Подвижные игры: « Море волнуется», «Вылечим море».

6. Дидактические игры : «Найди различия», тематические разрезные картинки, «Рыбалка».
7. Моделирование игровых ситуаций:  « Путешествие на корабле», «Мореплаватели»

Достигнутые результаты: 

В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).

Дошкольники узнали, что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Дети получили представление о водоёмах; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Дети приобрели практические навыки , научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научились контролировать свои поступки , чтобы не причинить вреда природе.

Приложение 1

Конспект в средней группе: Путешествие по Балтийскому морю.

Цель:Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи через игровую деятельность

Задачи:

Образовательные

Закреплять знания детей о цифрах, представления о геометрических фигурах (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал).

Упражнять в счете в пределах 5 .

Учить соотносить количество предметов с цифрой.

Учить  отгадывать математические загадки.

Совершенствовать умения раскладывать предметы по величине от большого к маленькому, умение ориентировать в пространстве

Развивающие:

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память, любознательность.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные:

Воспитывать дружеское взаимоотношение, умение взаимодействовать в команде, целеустремленность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры на каждого ребенка, картинки спасательных кругов большие и маленькие на каждого ребенка.

Ход занятия :

Воспитатель ( вносит куклу капитана корабля).

-Здравствуйте ребята, я капитан корабля « Звезда». Я часто хожу в морские походы. Где я только не бывал : и в жарких странах, и на необитаемых островах и даже на холодном севере.( Показ слайдов 3-4 шт мест где бывал капитан).  Но сейчас мой корабль пришвартовал на берег красивого моря… Ребята, а вы знаете как называется это море?  ( показ картинки балтийского моря)

- Дети ( Да. Это Балтийское море).

Воспитатель. Ух ты как интересно, а еще на берегу моря я нашла странные камушки ?(Показать янтарь- картинку ),Что это ребята ?

-Янтарь., правильно ребята, янтарь это драгоценный камень, который добывают в Балтийском море.

-А как называется город к котором мы живем?

-Дети:Калининград!, воспитатель: а страна?

- Дети - Россия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вижу, что вы очень умные и смелые, сейчас я посмотрю, какие вы сильные, и так повторяем за мной:

Физминутка:

По дорожке мы пойдём

Не спешим, не отстаём

Выше ноги поднимаем

И друг другу не мешаем,

Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке.

Раз! Шагаем все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машем вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали, как отряд.

 Подходят к кораблю (картинка или макет корабля)

Воспитатель. Вот это да! Ребята,скажите, а вы любите путешествовать? Сейчас я хочу отправиться в увлекательное  путешествие по Балтийскому морю, но мне нужна команда. Станете моей командой?

-Дети: да

- Но, сначала мне нужно посветить вас в моряки и морячки, для этого вы должны  выполнить мое задание. Слушаете внимательно.  У меня есть карточки с цифрами для девочек и мальчиков, вы должны вытянуть карточки, и расставить цифры по порядку от 1 до 5. Мальчики с правой стороны,  а девочки с левой.

(Дети делятся на 2 команды по порядку вытягивают карточку с цифрой и выстраиваются от 1 до 5. ).

Воспитатель: мальчики давайте  мы  проверим, правильно ли девочки выложили цифры, а теперь девочки проверяют мальчиков.

-Молодцы вы доказали что вам любое препятствие не почем, теперь вы настоящие матросы прошу всех на корабль, занимайте свободные места.

Ребята мы с вами много смотрели глазками, думаю, мы должны им дать отдохнуть. Дети садятся в свободную позу на пол.

Мы в кораблике сидим

Во все стороны глядим

Глядим назад, глядим вперед,

А кораблик не везет

Внизу море – глубоко,

В верху птички – высоко

Вот кораблик закружился и вперед покатился.

 ( ЗВУЧИТ МУЗЫКА ШУМ ВОЛНЫ).

(дети проходят и садятся за столы)

- Ребята, а вы знаете, что в путешествие важна безопасность, и если вдруг начнется сильный шторм в море и корабль потерпит кораблекрушение, нам понадобиться спасательный круг. Я вам предлагаю выложить спасательные круги от самого большого к маленькому, чтобы все было по прядку.

(дети за столами выкладывают спасательные круги)

Воспитатель: Отлично. Теперь нам не какое кораблекрушение не страшно. Ой, ребята, а что это такое? Мальчики помогите мне вытянуть верёвку.(Дети тянут веревку на конце веревки привязана бутылка.

-Посмотрите, какая интересная бутылка, а в ней, что то есть. Это же послание, ребята а вы знали что раньше когда не было сотовых телефонов, почты, моряки отправляли свои послание в бутылка и кидали их в открытое море. Ребята помогите мне достать послание. Дети достают послание  и воспитатель читает загадки. Когда дети отгадывают, воспитатель просит найти эту фигуру среди др.фигур.  

Загадки о геометрических фигурах

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).


Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник)


- Воспитатель: Молодцы. Отгадали все загадки.  Здорово у нас с вами получилось. Ребята,а наш капитан  забыл, как называется море,  по которому мы плывем.

Ответ Детей( Балтийское море).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто обитает в море? (ребята перечисляют)

Дети: рыбы.Посмотрите, наши морские обитатели заколдованы, но мы с вами сильная команда и поможем им, на столах вы видите геометрические фигуры, давайте попробуем выложить фигуры морских обитателей, можно придумать даже новых, неизведанных животных. Проходите на свои места.

Смотрим, что получилось. Молодцы!

- Маша, из каких геометрических фигур  ты выложила рыбку? А ты Миша? ( дети говорят что одна рыбка из прямоугольников, треугольников и круга, а другая из квадратов, и треугольников. Кто - то может назвать свое животное.

Воспитатель. Молодцы. (картинка балтийского берега.) Ребята вижу берег, причаливаем, спустить якорь. Все на берег, команда за мной.

-Ребята мне пора уплывать меня ждут новые приключения. Но на память о вас, о море мне хочется, что, то оставить вам на память. Ой , ребята у меня есть маленькая часть балтийского берега. (показываю  дары моря из песка, ракушек и камушек.)Вот и у Вас останется частичка Балтийского моря.

Ребята, нам пора уже возвращаться в садик, нас там все уже заждались. Я знаю одни волшебные слова, с помощью которых мы быстро окажемся в нашей группе. Прошу всех на борт корабля. Закрывайте глаза: «Крекс, фекс, пекс!»  Вот мы и в нашей группе. Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) Вам пришлось выполнять различные трудные задания. Скажите, какие задания было выполнять легко, а какие вызвали затруднения? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня вы показали, что вы умеете, какие вы умные, смелые и всегда готовы прийти на помощь.

-Вам понравилось путешествие?

- А по какому морю, мы с вами путешествовали?

-А что мы видели на берегу Балтийского моря.

До, свидания!

Приложение2

Подвижная игра «Вылечим море»

Инвентарь: большая синяя ткань, мусор, 2 ведра, перчатки, захваты для

сбора мусора по числу детей.

Цель: Повышение уровня экологической культуры и

информированности о проблеме загрязнения водоемов, воспитывать

любовь и бережное отношение к природе.

Ход игры: Воспитатель раздает детям необходимый для игры инвентарь

и проговаривает инструкцию: «Наше Балтийское море заболело!

Давайте вместе поможем и очистим его от мусора! При помощи

захватов надо подтащить мусор ближе к себе и выбросить его в

мусорное ведро.» По команде «Раз, два, три – начали!» дети собирают

захватами мусор и относят его в корзину. Игра оканчивается, когда море

становится чистым.

Подвижная игра «Море волнуется»

Инвентарь: Шифоновая ткань большого размера.

Цель игры: закрепить знания детей о различных состояниях моря;

развивать внимание, воображение, тренировать артикуляционный

аппарат.

Ход игры: Дети встают вокруг ткани на равном расстоянии друг от друга.

Воспитатель проговаривает инструкцию: «Ребята, сейчас каждый из вас

возьмется за ткань и по моей команде будет изображать разное

настроение моря: штиль, рябь, шторм и «девятый вал». Когда я скажу

штиль – нужно натянуть ткань, чтобы поверхность стала гладкой, рябь –

качаем ткань из стороны в сторону, шторм – делаем шаг вперед и

раскачиваем ткань вверх и вниз, «девятый вал» – раскачиваем ткань

еще интенсивнее. Во время игры мы с вами не только будем показывать

море, но и изобразим как оно шумит, вот так: «Ш-ш-ш...» Так во время

штиля и ряби море звучит негромко, спокойно, а во время шторма и

«девятого вала» оно громкое, шумное и беспокойное.

Дети играют в игру, следуя инструкциям.

Приложение 3

Беседа: Почему вода соленая?

Так, жители Норвегии раньше считали, что на морском дне стоит большая мельница, которая круглый день мелет соль. В такую версию верили народы Карелии, Японии и Филиппин. Только у каждой страны эти мельницы появлялись в океане по-разному.
А вот жители Крыма считали, что черноморская вода солёная потому, что на дне живут девушки, которые попались в сети Нептуна и остались у хозяина морей в заточении навсегда. Они плели белые кружева для морских волн и постоянно плакали о земле. От их слёз Чёрное море стало горько-солёным.

Эта гипотеза объясняет солёность морей и океанов круговоротом воды в природе. https://shkolala.ru/wp-content/uploads/2017/02/krugovorot_751x338.jpg

Выпадающие дожди постепенно вымывают и растворяют находящиеся в почве минеральные соли, а ручьи и реки своими течениями все примеси переносят в моря и океаны. Солнышко нагревает морскую поверхность, заставляя воду испаряться. А что с солью? Она никуда не девается, а остаётся на морском дне.
Это интересно! Попробуйте узнать, как происходит круговорот воды опытным путём. Для этого растворите морскую соль в небольшом количестве воды и ёмкость с получившейся смесью держите на огне, пока вся вода не испарится. Что вы увидите на дне? Правильно, там останется соль! Испарившая с морских поверхностей вода снова выпадает на землю и вместе с пролившимся дождём повторяет свой путь, собирая на пути новую соль и другие примеси. Как утверждают учёные, такое засоление вод Мирового океана продолжается уже более двух миллиардов лет. Поэтому процесс появления соли по первой гипотезе медленный и постепенный.
Однако, у тех, кто в такую теорию не верит, возникает вопрос: если так долго реки и ручьи приносят соль в морские воды, почему процент содержания этого вещества за столь длительный период не изменился? Сегодня (как и намного раньше) он составляет около 35 граммов в литре.

А может причины другие? Версия вторая, не менее интересная

Некоторые исследователи считают, что вода в морях и океанах была солёная с самого начала, и реки тут не при чём. Всё дело в том, что в период образования земной коры нашей планеты активные вулканы из своих кратеров выбрасывали газы, полные разных паров. Они выливались кислотными дождями и образовывали первые на Земле кислые моря. Кислая морская вода вступала в реакцию с твёрдыми породами морского дна. В результате таких химических процессов под воздействием магния, натрия и кальция появлялись соли, которые кислоту в морской воде нейтрализовали.
Вулканы постепенно утихли, кислотных дождей с каждой тысячей лет становилось всё меньше и меньше, и химический состав в морях «устаканился». Приблизительно 500 миллионов лет назад вода в океане мира стала солёной раз и навсегда.
Факты. Содержание соли в морской воде по сравнению с речной превышает в семьдесят раз.

Версия третья, заключительная: во всём виноваты животные

Есть и такие учёные, которые считают, что раньше вода в реках и в океанах ничем не отличалась. Она везде была солёной. Почему же тогда сейчас реки пресные?
Третья гипотеза склоняется к тому, что за опреснение речной воды отвечали животные, которые приходили на берега рек на водопой. Они черпали из речных вод кальций, необходимый для поддержания функций скелета живых организмов. Забирали они из рек и соль. Так как процесс происходил на протяжении миллионов лет, в реках почти не осталось солевых запасов.
Если две предыдущие версии имеют, наверное, право на существование, то третья навряд ли может стать  обоснованием нашего вопроса. Подумайте сами, это сколько ж соли надо съесть бедным животным! Ведь если все её запасы распределить на земной поверхности, толщина слоя будет около ста метров! Да и почему тогда они пили только из рек и не утоляли жажду водами морей и океанов? Странно? Думаю, более чем! А ещё животным приписывают изменение химического состава не в речной, а в морской воде. Размножившиеся живые существа для своего роста и развития забирали из окружающей водной среды только кальций и некоторые карбонаты,  а соль им была не по вкусу. Поэтому и остался минерал в такой концентрации. Но и эта версия не особенно поддерживается.
Иначе процент содержания соли в Мировом океане уже б зашкаливал.
Знаете ли вы, что?! Самым несолёным является Финский залив Балтийского моря, а вот легко плавать и держаться на поверхности воды будет в Красном море по причине большой концентрации в нём соли. Совсем не умеющим плавать можно не переживать, отправившись на Мёртвое море. Там такая солёная вода, что не живут даже морские жители, зато утонуть практически невозможно.

Беседа «Вода вокруг нас»

Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей.

Ход беседы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме. Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой. Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой. Ответы детей. (Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот).

Воспитатель: Когда еще нужна вода? Ответы детей. ( Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения).

Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок. Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей её с помощью насосов закачивают в трубы и она поднимается до самых верхних этажей. В ванной над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом), то польется горячая вода, другой (помечен синим) – холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

Утренняя песенка: По утрам и вечерам открываю в ванной кран. Я воды не пожалею – уши вымою и шею. Пусть течет водица – я хочу умыться! Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь. Пусть бежит водица – я хочу умыться!

Воспитатель: Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченную воду из – под крана? Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить хлорированную воду не стоит. Перед тем как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или , она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды. Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Её так и называют питьевой. Горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Потому что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека. Теперь вы уже кое – что знаете о той воде, которая течет из кранов в нашей квартире. Давайте вместе повторим то, что мы узнали из нашей беседы.

Воспитатель: Вода в квартиры поступает из специальных больших емкостей, откуда её закачивают мощными насосами по трубам в квартиры. У вас в доме есть холодная (холодная) вода и горячая (техническая). Питьевую воду перед употреблением нужно вскипятить. Техническую воду не пьют. Её используют для стирки, мытья, уборки квартиры.

Воспитатель: Помните, что с водой нужно быть внимательными и осторожными. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно делать? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете на прогулку или в детский сад, а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп. Через щели в перекрытиях вода может попасть в квартиру, расположенную этажом ниже, и залить наших соседей. Иногда случается так, что вы мыли руки в ванной, а в это время вас что –то отвлекло (например, зазвонил телефон). Вы оставили на минуточку кран открытым, убежали из ванной, а потом и сами не заметили, как увлеклись интересной беседой и забыли о текущей воде. Как вы думаете, к чему это может привести?

Приложение 4

Проблемная ситуация «Грязная вода»

Вода – самое загадочное вещество на нашей планете. Спросите почему? Ответ прост: ее мы пьем, ею умываемся, ее боимся, если это буря или шторм, ею любуемся – когда смотрим на море или на каплю росы. Наши бабушки и дедушки пили воду прямо из водоемов, а сегодня воду надо обязательно кипятить или употреблять бутилированную. Почему? (Вода может быть грязной). Кто загрязняет воду? (Люди) .

- А как люди загрязняют воду? (Разные ответы детей; засоряют водоёмы, выливается нефть из танкеров) .

- А могут люди не загрязнять воду? (Да, убирать мусор, очищать водоемы, аккуратно перевозить нефть) .

- В воде и рядом с ней обитает много животных. Они загрязняют воду? (Нет)

Воспитател ь:- Если бы люди не будут беречь воду, то тогда все живое на планете подвергнется опасности. В грязной воде не могут жить животные и растения, грязная вода не пригодна для жизни. Поэтому вода – это жизнь, ее надо беречь и охранять.

ОД по познавательному развитию

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Загадочная вода»

Цель:

Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки);

- формировать у детей познавательный интерес к природе;

-закреплять знания о круговороте воды в природе;

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;

- активизировать и обогащать словарь детей.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать речь, мышление, любознательность;

- развивать умение анализировать, делать умозаключения;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу;

Средства обучения:

Стакан с водой, Емкости с солью, с сахарным песком, Разные предметы Демонстрационный материал по теме «Вода».

Ход ОД.

- Дети, давайте сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает,

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

На столе у воспитателя стоит сундук, дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундук и задает вопрос:

– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).

– Как вы думаете, что может лежать в моем сундуке?

(Предположения детей).

– Хотите посмотреть?

(Воспитатель открывает сундук и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).

– Что это? (Дети называют)

– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)

– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)

– Да, дети, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).

Показ детям модели земного шара – глобуса.

– Дети, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)

– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)

– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)

– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)

– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)

– Дети, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)

– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля больше воды или суши? (Варианты ответов детей)

– Итак, дети, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша. Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.

(Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т. д.):

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Речевая игра «Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры:

- Где встречается вода в природе? (показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).

-Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.

- А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)

- Как человек использует воду? (показ иллюстраций)

Воспитатель: Дети, вы хотите больше узнать о воде? Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами.

Опытно-исследовательская деятельность.

1опыт. У воды нет запаха.

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.

2 опыт. Своего вкуса у воды нет.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? (покушали). В море вода соленая, давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами). А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост). Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.

Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой -это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

3 опыт. Вода – растворитель.

Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей)Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Молодцы, дети. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

4 опыт. Вода прозрачная.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

Вывод: вода прозрачная жидкость.

5 опыт: Тонет- не тонет

 Предлагаю ребенку проверить, какие из окружающих его предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности.

       Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь.

       По одному опускаем эти предметы в таз с водой и наблюдаем за происходящим.

       Результаты лучше сразу занести в таблицу.

6 опыт: Какая вода замрзает быстрее соленая или пресная

Продолжаем опыты со льдом. Сегодня мы будем замораживать разные жидкости. Для начала, чем отличается соленая вода от пресной? Только ли вкусом? Пресная и соленая вода имеют разную плотность. Давайте попробуем их заморозить. Возьмем 2 стаканчика. В один нальем пресную воду, второй стаканчик наполним очень соленой водой.  Поставим на и подождем несколько часов.  Соленая вода будет плохо замерзать (во всяком случае гораздо медленнее, чем пресная вода).

Вывод: Разные жидкости замерзают по-разному.

7 опыт: Рассмотрим лед из пресной и соленой воды. Отличается ли он друг от друга? Лед из пресной воды будет гладким и очень твердым. Соленый лед будет хрупким, ломким, будет быстро разрушаться. Именно поэтому на соленых водоемах безопасная толщина льда должна быть больше, чем на пресных. Для человека на пресных водоемах считается безопасной толщина 10 см, а на соленых – 15 см.

Итог занятия: Дети, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

День Балтийского моря (консультация для родителей)

Балтика – не просто море, а настоящее богатство, особенно для Латвии, Эстонии, Финляндии, Германии, Швеции, Дании, Польши, Литвы и России. 22 марта 1986 года на заседании хельсинкской группы было прин...

Презентация "Балтийское море"

Презентация к проекту "Вода" о Балтийском море, его фауне , когда и из чего образовалось....

Отчет о проделанной работе по экологическому проекту "Я -Балтийское море!"

Цель : расширить представления детей о Балтийском море....

Отчет о проекте " Я и Балтийское море."

Отчет о проведении проекта " Я и Балтийское море."...

Проектная деятельность "Море,Балтийское море"

Проект "Море, Балтийское море" направлен на создание условий для формирования основ экологической культуры и развития познавательно-исследовательских и творческих способностей детей....

Проект "Я люблю Балтийское море"

познавательно - исследовательский проект с детьми 4 – 5 лет...