Проект "Я люблю Балтийское море"
проект (средняя группа)

Гижица Наталья Яковлевна

познавательно - исследовательский проект с детьми 4 – 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Я люблю Балтийское море" проект304.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №2»

Пионерского городского округа

«Я люблю Балтийское море»

познавательно - исследовательский проект

с детьми средней группы №2 «Пчёлки»

возраст детей 4 – 5 лет

срок реализации с 15 по 25 марта 2022 года

                                                         

                                                       

                                                                Составила  воспитатель:

Гижица Наталья Яковлевна

2022 год

Актуальность. 

Ежегодно 22 марта по решению Хельсинской конвенции празднуется День Балтийского моря. Главной задачей Дня является привлечение как можно больше людей к проблемам защиты Балтики и биоресурсов. Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря, поэтому очень важно уже с дошкольного возраста знакомить детей с родным краем, его особенностями и достопримечательностями, важно научить детей видеть, любить и сохранять красоту и богатства родного края, воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе.

   Цель проекта: создавать условия для формирования экологических знаний и развития познавательного интереса к природе родного края.

   Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с Балтийским морем и  его обитателями;

- дать детям представления о национальном парке Куршская коса;

- познакомить детей с природным камнем- янтарём, историей и легендой его происхождения, свойствами и способами добычи.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память;

закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя, развивать связную речь, обогащать активный словарь детей;

- развивать творческое воображение, фантазию и творческую активность.

- развивать у детей коммуникативные навыки и навыки совместного взаимодействия в процессе познавательно-исследовательской и творческой  деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и  уважение к малой Родине;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Описание проекта:

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой.        

Срок реализации: краткосрочный  (с 15 по 25 марта 2022 года);

Участники: дети средней группы №2 «Пчёлки», воспитатели, родители. 

Этапы проекта:

  1. этап – подготовительный (с 15 по 20марта)
  • определение целей и задач;
  • перспективное планирование проекта;
  • подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
  • пополнить предметно-развивающую среду: игры, видеопрезентации,     детская художественная и  познавательная литература;
  • подбор материала для родителей по теме проекта.
  1. этап – основной: практико-исследовательский (с 21 по 24 марта)
  • вовлечение детей в практическую деятельность: непосредственно- образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, экскурсии и наблюдения; игровая деятельность; творческая деятельность.
  1. этап – заключительный (25 марта)

- развлечение «Морская прогулка на Куршскую косу»;

- фотоотчёт по реализации проекта.

Форма  направления работы с детьми: беседы, просмотр видеопрезентаций, опытно-экспериментальная деятельность, дидактические  игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.

Работа с родителями: прогулки с детьми на побережье Балтийского моря, консультация «22 марта - День Балтийского моря», «Правила безопасного поведения у воды», «Бережём наше море», «Чистые пляжи», оформление фотовыставки «Я люблю Балтийское море».

Ожидаемые результаты: 

     Дети замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее, могут рассказать, какую роль в жизни человека играет вода. Имеют представления о Балтийском море, о том, какие обитатели живут в Балтийском море, имеют представления о национальном парке Куршская коса, о природном камне – янтаре, могут выразить свои впечатления в творчестве.

Продукт проекта:

- Видеопрезентации: «Пионерский – город на Балтике», «Балтийское море и его обитатели», «Национальный парк Куршская коса», «Янтарь – легенды и сказки».

- Фотовыставка «Я люблю Балтику».

- Фотоотчёт по реализации проекта.

План реализации основного этапа проекта (21-25 марта)

21 марта - понедельник

Беседа и просмотр видеопрезентации «Балтийское море и его обитатели»

Цель: уточнить и расширить представления детей о Балтийском море и его обитателях; активизировать речь детей, развивать наблюдательность, внимание, память, познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Цель: развивать речь, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Собери картинку» (морские обитатели) 

Цель: учить детей, собирать изображение морских обитателей, развивать внимание, наблюдательность.

Подвижная игра «Море волнуется»

Цель: создавать условия для двигательной активности детей, учить выполнять имитациoнные движения, развивать фантазию.

Чтение С. Сахарнов «Кто в море живёт?»

Цель: знакомить детей с литературными произведениями о море, развивать интерес к рассматриванию иллюстраций; воспитывать бережное отношение к книгам.

Лепка «Морские обитатели»

Цель: учить детей передавать в лепке образ морских обитателей, развивать мелкую моторику рук.

22 марта – вторник.     День Балтийского моря

Беседа  рассматривание альбома «Пионерский – город у моря»

Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к родному городу.

Опытно-исследовательская деятельность

эксперименты с водой - «Свойства воды»,

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, окрашивается, без запаха и т.д.), развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, связную речь.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить детей находить сходства и различия; развивать внимание, речь, мышление; учить детей соблюдать правила игры.

Чтение стихотворений о Балтийском море.

Цель: знакомить детей с литературными произведениями о Балтийском море, развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к родной природе через чтение художественной литературы.

Аппликация «Рыбки большие и маленькие»                  

Цель: учить детей создавать изображение рыбок с помощью геометрических фигур, учить делить квадрат на два треугольника, учить пользоваться ножницами, развивать глазомер, творческое воображение, воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Подвижная игра «Караси и щуки»

Цель: упражнять детей в беге, учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.

23 марта - среда

Беседа о профессиях связанных с морем

Цель: знакомить детей с профессиями взрослых, связанных с морем, развивать познавательную активность, воспитывать уважение к труду взрослых.

Пальчиковая игра «Пальчики считаю – рыбок называю»

Цель: закреплять навыки счёта и названия морских обитателей, развивать мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление, память, речь.

Подвижная игра  «Рыбаки и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Чтение пословиц и поговорок о море.

Цель:  учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Сюжетно – ролевая игра «Рыбаки»

Цель:  продолжать знакомить детей с трудом моряков и рыбаков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; морского флота, знакомить детей с игровым сюжетом, правилами игры и ролями, формировать умение взаимодействовать  в игре, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

24 марта - четверг

Беседа «Кто рисует море»

Цель: познакомить детей с художниками-моренистами, учить рассматривать репродукции картин, развивать внимание, наблюдательность, художественный вкус, воспитывать интерес к художественному творчеству.

Рисование «Морской пейзаж» (коллективная работа)              

Цель: учить детей изображать морской пейзаж в нетрадиционной технике рисования паролоновой губкой и красками, предавать в рисунке красоту Балтийского моря, развивать творческое воображение и фантазию.

Опытно-исследовательская деятельность: 

эксперименты с песком и камнями.

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка и камней,  развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, связную речь.

Дидактическая игра  «Чего не стало»

Цель: учить детей определять недостающий предмет, развивать  внимание, память, речь, учить соблюдать правила игры.

Подвижная игра  «Усатый сом»

Цель: Познакомить детей с правилами игры, развивать ловкость, координацию движений, воспитывать дружеские игровые взаимоотношения.

25 марта - пятница

Беседа и просмотр видеопрезентации «Янтарь – легенды и сказания»

Цель: Познакомить детей с полудрагоценным камнем - янтарём, с его происхождением, способами добычи и применением в жизни человека, учить распознавать янтарь среди других камней, развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду взрослых.

Пальчиковая гимнастика «Краб»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Дидактическая игра  «Морское лото»                                       

Цель: учить узнавать и называть морских обитателей, учить соблюдать правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Чтение норвежской народной сказки «Почему море солёное»

Цель: знакомить детей с литературными произведениями народов мира, учить детей отвечать на вопросы по содержанию.

Подвижная игра «Водяной»

Цель: познакомить детей с правилами русской народной игры, учить различать голоса детей группы; развивать внимание, память, координацию движений.

Игровая ситуация «Морская прогулка на Куршскую косу»

Цель: продолжать знакомить детей природой родного края, закреплять представления детей о море и его обитателях;          развивать внимание, память, мышление,  коммуникативные навыки; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества и взаимопомощи, создавать радостную праздничную атмосферу.

Список использованной литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  2. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
  3. Шинкарева, Л.В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
  4. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
  5. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
  6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
  7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
  8. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

Приложение

Подвижная игра «Усатый сом»

«Не человек, не зверь, а с усами». На двух противоположных сторонах зала (площадки) линиями обозначают «берег». Выбирается водящий – «сом». Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг - "озеро", ;в центре которого находится водящий Дети, закрыв глаза, идут по кругу и хором произносят слова: Дети, дети, не зевайте! Сом усами шевелит, Все на берег, он не спит!".  По сигналу" Все на берег..." дети открывают глаза и бегут к берегу, а водящий старается осалить кого-либо из них. Осаленный становится водящим.

Подвижная игра «Море-суша»

Для этой игры вам понадобится обруч (по одному на ребенка). Играть можно вдвоем с ребенком и компанией. Обруч кладут на землю. Договариваются, что внутри обруча водная стихия - море, река, океан и.т.п. Снаружи обруча - суша (берег, луг, пляж и.т.п.). По команде «Море» - дети должны запрыгнуть в обруч. По команде – «Суша!» - дети должны находится вне обруча.

Вариант: вместо обруча можно просто начертить круг на земле или зимой на снегу.  

Подвижная игра «Море вoлнуется»

Дети стoят в кругу, выбирается ведущий, он стoит в центре. Дети прoизвольно двигаются, стараясь сoздать необычную фигуру, все произнoсят слова «Море вoлнуется раз, море вoлнуется два, море вoлнуется три, морская фигура на месте замри», по oкончании все замирают, ведущий выбирает лучшую фигуру, тот станoвится ведущим.

Подвижная игра «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Дети-рыбки распoлагаются по кругу. В центре нахoдится рыбак, который держит веревoчку, на конце которой привязан небoльшой мешочек с песком (скакалку). Рыбак вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети-рыбки пoдпрыгивают таким oбразом, чтобы веревoчка не задела их ног. Те участники, котoрым веревочка задела по нoгам, выбывают из игры.

Подвижная игра «Караси и щука»

Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие – караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу «щука» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом.

Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Пальчиковые игры

ТЕКСТ

ДЕЙСТВИЯ

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы тебя хотим поймать!

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Плавные движения кистями

Погрозить пальчиком

Хлопок "круглыми" ладошками

Выгнуть кисти, пальчики вниз

Имитировать движение пальчиками

Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево

Спрятать ручки

Рыбки

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Плавные движения кистями

Сжимаем, разжимаем кулачки

«Моют» руки

Морские животные

Жил да был один дельфин,

Два конька дружили с ним.

Приплывали к ним киты,

И акула, и моржи.

Те учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Плавные движения влево – вправо.

Ладони развернуты вертикально,

Поочередные движения вверх – вниз.

Сжимаем, разжимаем кулачки

Загибаем пальчики, начиная с большого.

Осьминожки

Плыли, плыли осьминожки,

Опустились на дорожку.

Быстро, быстро побежали

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять –

Можно все пересчитать.

Сжимаем, разжимаем кулачки

Поставить пальцы на колени

Пальцы бегут по коленям

Показать раскрытые ладони

Поочередно загнуть снова все пальцы в кулак

Краб

В синем море краб живет,

Быстро лапками гребет.

Тихо краб ползет по дну,

Ищет там себе еду.

Большие пальцы соединить друг с другом и слегка округлить

Шевелят пальцами - «лапками»

Идут по столу сначала в одну сторону, затем в другую


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

День Балтийского моря (консультация для родителей)

Балтика – не просто море, а настоящее богатство, особенно для Латвии, Эстонии, Финляндии, Германии, Швеции, Дании, Польши, Литвы и России. 22 марта 1986 года на заседании хельсинкской группы было прин...

Презентация "Балтийское море"

Презентация к проекту "Вода" о Балтийском море, его фауне , когда и из чего образовалось....

Отчет о проделанной работе по экологическому проекту "Я -Балтийское море!"

Цель : расширить представления детей о Балтийском море....

Отчет о проекте " Я и Балтийское море."

Отчет о проведении проекта " Я и Балтийское море."...

Проектная деятельность "Море,Балтийское море"

Проект "Море, Балтийское море" направлен на создание условий для формирования основ экологической культуры и развития познавательно-исследовательских и творческих способностей детей....

Проект Балтийское море

Расширять знания детей о Балтийском море...