Гр.Акварелька -опыты , эксперименты
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Кондратьева Алёна Сергеевна

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЦКМ)    

Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД  (Подведение итогов проектной деятельности  «Вода ,вода -кругом вода» )

  • НОД проводится с  использованием современных образовательных технологий  
  • ,Уголок экспериментирования -термос,  ёмкость для льда, стекло
  • Картотека - загадка о воде, схемы «Свойства воды»,

Цель:  Обобщить и уточнить знания детей о воде.

 

Методы и формы реализации Программы-

  • применения новых современных форм работы с детьми;
  • интегрированной образовательной деятельности;
  • проблемная ситуация;
  • игровые обучающие ситуации
  • Самостоятельно-поисковая деятельность.
  • Разнообразие видов деятельности.
  • Экспериментально-поисковая деятельность

 

Средства реализации ООП.

    загадка о воде, схемы «Свойства воды», экспериментальное оборудование (термос, горячая вода, лёд, ёмкость для льда, стекло для оседания пара, полотенце на каждого ребёнка),  , стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода» (или «Что мы знаем о воде?)

Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска .

  • звуковое сопровождение (звук капающей воды, сигнал входящего сообщения, раскаты грома, шум дождя, звук прибоя);
  • компьютерная анимация (экологическая сказка);
  •   изображения на интерактивной доске  (состояния воды в природе: жидкость, лёд, пар, пустыня);
  • фотографии для панно «Кому нужна вода?».

 

I. Вводная часть

  •  отгадывание загадки о воде;
  • слушание экологической сказки, беседа по вопросам педагога

II. Основная часть

  •  посещение лаборатории: рассматривание схем, проведение опытов, выделение свойств воды и состояний воды в природе;
  • подвижная игра «Ходят капельки по кругу»;
  •  составление экологического панно «Кому и зачем нужна вода?»

III. Завершение (рефлексия)

  •  чтение стихотворения «Что мы знаем о воде?»;
  • подведение итогов занятия.

 

 

Планирование:

Дети и воспитатель входят в зал , встают в полукруг.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о чём она.

Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Дети: О воде.

Воспитатель: Именно о воде пойдёт речь на нашем занятии.

(Раздаётся звук сообщения, на экране появляется «письмо». Дети смотрят на экран).

Воспитатель: Нам пришло видеопослание, давайте посмотрим, что в нём.

(На экране открывается «письмо», сменяются слайды по ходу экологической сказки).

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Пишут вам три сестрички – капельки. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнце грело так сильно, что одна капля превратилась…»

 

Воспитатель: Во что превратилась капля?

Дети: В пар.

Воспитатель: «…затем нагрянул страшный мороз, вторая капля стала…»

Воспитатель: Чем стала вторая капля?

Дети: снежинкой, снегом, льдом.

Воспитатель: «А третья капля успела спрятаться и осталась…»

Дети: Водой.

(На экране видны капля воды, лед, пар).

Воспитатель: Как назвать пар, лёд и воду вместе?

Ребёнок: Состояния воды в природе.

Воспитатель: «…ребята, помогите! Докажите, что капелька, льдинка и паринка родные сёстры.

Дети: поможем!

Воспитатель: Куда нам пойти, чтобы исследовать состояния воды?

Ребёнок: Нужно пойти в лабораторию.

Воспитатель: Что мы будем делать в лаборатории?

Ребёнок: Проводить опыты.

(Педагог и дети подходят к «лаборатории», садятся на стулья.

На интерактивной доске  - схемы опытов, которые дети провели в группе ранее.

Воспитатель: Мы провели много опытов с водой и отметили результаты с помощью схем. Какие свойства воды мы уже выяснили?

( На доске последовательно  появляются схемы).

Ребёнок  : Вода – это жидкость.

Воспитатель: Как ты это понял?

Ребёнок: Вода течёт, её можно наливать и переливать.

Ребёнок  : Вода бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: Как мы это выяснили?

Ребёнок: Видно предметы, которые положишь в неё.

Ребёнок  : Вода безвкусная.

Воспитатель: Каким образом ты это определил?

Ребёнок: Я попробовал, выпил воду.

Ребёнок  : Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Как ты это понял?

Ребёнок: Понюхал воду.

Воспитатель: Что ещё можно делать с водой?

Дети: Воду можно нагревать и замораживать.

Воспитатель: Я нагрела и заморозила воду, давайте посмотрим, что получилось.

(Воспитатель демонстрирует два термоса: в одном – горячая вода, в другом – лёд. Педагог и воспитанники ставят два опыта).

Опыт №1: Воспитатель переливает кипяток в широкий, прозрачный стакан, над стаканом держит небольшое стекло (зеркало).

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Вода испаряется, поднимается вверх, превращается в пар.

(Воспитатель демонстрирует детям стекло, предлагает потрогать его).

Воспитатель: Посмотрите, пар оседает на стекле. Каким стало стекло?

Дети: Сырым, мокрым.

Воспитатель: Во что обратился пар?

Дети: В воду.

Воспитатель: Значит пар – это…

Дети: Пар – это вода.

( На интердоске появляется схема с паром).

 

 

 

Опыт №2: Воспитатель высыпает лёд в небольшую пластмассовую ёмкость, предлагает детям взять в руки льдинки, погреть их в ладонях.

Воспитатель: Ребята, лёд какой?

Дети: холодный, твёрдый.

Воспитатель: Что происходит с льдинками при нагревании?

Ребёнок: Они тают, лёд становится водой.

Воспитатель: Значит лёд – это…

Дети: Лёд–это замороженная вода.

 

 

 

Воспитатель обращает внимание  детей на  доску).

 

Воспитатель: Ребята, теперь мы можем сказать, что льдинка, паринка и капелька – родные сёстры?

 

Дети: Да, можем.

Воспитатель: Почему?

Ребёнок 1: Потому что лёд, когда тает, превращается в воду.

Ребёнок 2: Пар оседает на стекле и тоже превращается в воду.

(На  доске появляется изображение радостных капелек).

Воспитатель: Смотрите, капельки подружились, они хотят с нами поиграть.

Воспитатель: Только сначала, скажите, где можно найти воду на нашей планете?

Дети: В луже, ручье, реке, море, океане, болоте; туман, роса, снег, град – это вода.

Воспитатель: Вода в природе не стоит на месте, она движется. Ребята, представьте, что вы превратились в быстрых и проворных, весёлых капелек.

(Дети играют в подвижную игру «Ходят капельки по кругу». В ходе игры раздаются звуки грозы, шум дождя, морского прибоя).

 

Воспитатель: «Прилетела тёмная туча, начался сильный дождь. Полетели капли на землю. Прыгают, резвятся, брызгаются. Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли тонкими весёлыми ручьями. Встретились ручейки и стали большой рекой. Текла – текла речка и попала в большой океан. Тут их солнце пригрело. Стали капли лёгкими – лёгкими, потянулись вверх. Испарились под тёплыми лучами и вернулись к маме – туче».

(1) Дети прыгают на месте,  2 ) в цепочку,  3)в круг; встают на носки, поднимают руки, тянутся, опускают руки.

Воспитатель: Ребята, как движется вода в природе?

Воспитатель: Как называется такое движение воды?

  Воспитатель   предлагает детям правильно составить схему  : «Кому и для чего нужна вода?»: дети берут «ручейки» и соединяют «озеро» с изображениями).

(Дети при помощи стилуса на интерактивной доске соединяют озеро с фотографиями: 1) звери, птицы, насекомые; 2) рыбы; 3) растения; 4) человек. Объясняют, для чего нужна вода).

 Ответы детей:  Животные пьют воду, ловят в воде пищу, умываются.

  Рыбы живут в воде, плавают, дышат через воду.

  Растения пьют воду, их поливают.

  Люди пьют воду, моются, стирают в ней, готовят пищу; летом купаются, плавают на лодках, зимой строят горки, играют в снежки.

Воспитатель: Что будет, если исчезнет вода?

Дети: животные, растения и человек погибнут.

(На  доске появляется изображение пустыни).

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы вода не исчезла с Земли?

Рефлексия: Воспитатель: Так давайте же  , вспомним, что мы знаем о воде? Что мы знаем о воде? Говорят она везде? Где же?

Воспитатель: Действительно, без воды невозможна жизнь на Земле, поэтому берегите и охраняйте её. На этом наше занятие подошло к концу. И я предлагаю Вам отправиться в группу и поискать воду в группе

(Дети и педагог благодарят гостей за внимание, прощаются, уходят в группу).


 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты, эксперименты

Картотека опытов и экспериментов для исследовательской  деятельности...

Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников

Экспериментируем, развиваемся, познаем................

По окружающему миру (опыты-эксперименты) «Путешествие утенка»

Опыты и эксперименты с бумагой, песком, магнитом, водой....

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

Схемы проведения опытов, экспериментов.

Схемы помогут детям самостоятельно провести опыт, эксперимент....

Конспект вечер досуга "Огонь, воздух". "Опыты, эксперименты, фокусы"

Конспект    вечер досуга  (совместно с родителями)  непосредственно образовательной деятельности с детьми   старшей группы  «Опыты, эксперименты, фокусы»Тема: «Огонь...