По окружающему миру (опыты-эксперименты) «Путешествие утенка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Соснина Людмила Владимировна

Опыты и эксперименты с бумагой, песком, магнитом, водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_utenka.doc823 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты и эксперименты с различными материалами.

Тема: « Путешествие утенка».

        Цели и задачи:

  1. Продолжать формировать  у детей интерес к экспериментальной деятельности.
  2. Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и   предметов (бумага, магнит, песок, вода ,« виноградинка – рыбка » ).
  3. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с    предложенными материалами и предметами.
  4. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  5. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
  6. Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  7. Воспитывать аккуратность при проведении опытов.                                                                                                                                     

Материалы и оборудование:

  1. Сюрпризный момент – утенок ( мягкая игрушка ).
  2. Маленький зонтик для утенка.
  3. Большой таз с водой, изображающий пруд за забором птичьего двора.
  4. Сказочные разноцветные цветочки из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребенка.
  5. Газированная вода в пластиковой бутылке.
  6. Пластиковые стаканчики и виноградинки на каждого ребенка.
  7. Влажные салфетки для вытирания рук при необходимости.
  8. Сухой песок в одноразовых пластиковых тарелках на каждого ребенка.
  9. Пластиковая бутылка с водой для смачивания песка.
  10. Следы лапок утенка на отдельной тарелочке для отпечатков на мокром песке на каждого ребенка.
  11. Красивые бабочки и стрекозы на магнитах на каждого ребенка.
  12. Магнитный луг с яркими цветами.
  13. Магниты, листочки цветного картона на каждого ребенка.
  14. Деревянная поверхность.  

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, проводить различные опыты и делать выводы, как настоящие ученые. Я знаю, что вы все любите сказки. Я тоже очень люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Давайте присядем на ковер и я расскажу вам сказку  (дети и воспитатель присаживаются на ковер ). Сказка называется

«Путешествие утенка».

Сказка.

 На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утята. Жили они на птичьем дворе. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему очень захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Солнышко уже взошло и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Воспитатель: Давайте и мы с вами посмотрим как распускаются цветы. ( дети и воспитатель встают и подходят к «пруду»).

Опыт№1( см.приложение №1).

Воспитатель: Ребята , возьмите пожалуйста все по одному цветочку. Посмотрите какие они красивые, сказочные, разноцветные. У цветочков лепестки скручены к центру, они спят. Опустите все цветочки в воду. На  ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. ( дети опускают цветочки в воду и наблюдают). Как вы думаете, почему это происходит?

Дети: потому что они проснулись; они намокли.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются.

Продолжение сказки:

Потом утенок  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Давайте посмотрим, что же это за рыбки.

Опыт № 2 (см. приложение №2).

Воспитатель: Итак ,дети перед вами стаканчики с водой и виноградинки. Давайте мы с вами представим, что виноградинка это « рыбка ». Поместим « рыбку» в стакан с газированной водой и посмотрим, что с ней произойдет.(дети опускают виноградинку в стакан с водой и наблюдают).Что же произошло?

Дети: Виноградинка опустилась на дно.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что она тяжелая.

Воспитатель: Правильно, виноградинка тяжелее воды и опускается на дно. Но посмотрите, на нее тут же садятся пузырьки газа, которые похожи на воздушные шарики. Их будет очень много и « рыбка» опять всплывет. На поверхности все пузырьки лопнут и «рыбка» снова опустится на дно. На дне она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться до тех пор, пока  не выйдут все пузырьки газа. Дети, а как плавает в воде и поднимается на поверхность настоящая рыбка ,я вам расскажу в следующий раз.

Продолжение сказки:

Но тут подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под зонтиком. 

Воспитатель: Ребята, давайте пока идет дождь, мы с вами немножко отдохнем. Пройдите, пожалуйста вперед и встаньте посвободнее.

Физминутка:

Капля раз, капля два.

Очень  медленно сперва.    (прыжки на носочках, руки на поясе).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом ,бегом.    ( бег на месте).

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.    (развести руки в стороны и сомкнуть их над головой полукругом).

Воспитатель: Дети, дождь закончился, выглянуло солнышко. Утенок  пошел дальше. Тут он увидел, что идя по песку, после него остаются следы и не понял почему? Давайте же поможем утенку понять почему остаются следы. Подойдите к столу и посмотрите, перед вами песок, а рядом на тарелочке пластилиновые лапочки утенка. Потрогайте песок руками и скажите какой он? (дети трогают руками песок и определяют его свойства).

Дети: Песок сухой, он сыпется.

Воспитатель: Правильно, сухой песок сыпется, из него ничего нельзя сделать. А ведь наш утенок на песке увидел следы и не понял почему они после него остаются. Как вы думаете почему остались следы  утенка на песке?

Дети: Потому что песок был мокрым.

Воспитатель: Давайте проверим ваше предположение. Сейчас мы с вами смочим песок водой, сделаем отпечатки следов утенка и проверим, остаются ли следы на мокром песке.( воспитатель смачивает песок водой, а дети берут в руки лапки утенка и оставляют следы на песке)

Опыт № 3 (см.приложение №3).

Воспитатель: Ну, как, ребята, получились следы?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему же они получились?

Дети: Потому что песок мокрый.

Воспитатель: Правильно, мокрый песок может принимать любую нужную форму пока не высохнет, но его нельзя сыпать. как сухой песок. А еще  с песком нужно обращаться очень осторожно, следить, чтобы он не попал вам в глазки.

Продолжение сказки:

Пошел утенок дальше. Шел, шел и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К цветам подлетали бабочки и стрекозы. Их становилось все больше и больше. Утенку стало любопытно, почему насекомые летят на цветы?

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами превратимся в бабочек и стрекоз,  полетим на этот прекрасный луг и узнаем, что же там происходит? Подойдите, пожалуйста, к столу,  возьмите в руки любую бабочку или стрекозу и подготовьтесь к полету.(дети выбирают насекомое и иммитируя полет, летят на луг и сажают свое насекомое на цветок).

Опыт № 4 (см.приложение №4).

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Наши бабочки и стрекозы отдыхают. Как вы думаете, почему насекомых так манят цветы?

Дети: Запах, нектар.

Воспитатель: Правильно, дети их притягивает благоухающий запах цветов. И они могут присесть на них и отдохнуть. А как вы думаете, почему наши бабочки и стрекозы держатся на цветах и не падают?

Дети: Они приклеились.

Воспитатель: А разве они липкие? Или намазаны клеем? Подумайте хорошенько.

Дети: На бабочках и стрекозах есть магнит.

Воспитатель: Правильно, умнички. Конечно, они магнитятся к цветам, так как на них есть магниты и луг наш тоже необычный – металлический, поэтому наши бабочки и стрекозы держатся на цветах и не падают. Давайте с вами присядем на коврик и немножко поэкспериментируем.

Опыт №5 (см.приложение №5).

Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магнитику и попробуйте примагнитить его к ладошке.(дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается).А теперь, дети, возьмите листочек картона и проделайте тоже самое что и с ладошкой.(дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что  к бумаге магнит не примагничивается).А теперь давайте проверим деревянную поверхность.(дети проверяют).

Воспитатель: Итак, ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?

Дети: Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.

Продолжение сказки:

Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Он очень многое узнал. Давайте вспомним, что же узнал утенок?

Вопросы:

* Почему же распускаются цветочки?

* Почему «рыбки» то опускались на дно, то появлялись на поверхности воды?

* Почему остались следы на песке?

*  Почему насекомые летят на цветы?

( дети дают полные ответы на вопросы ).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие исследователи. Спасибо вам за вашу интересную работу. Магнитики можно оставить себе на память. Давайте скажем нашим гостям до свидания.( дети говорят до свидания гостям и на этом образовательная деятельность по данной теме заканчивается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и математике "Путешествие по городу Ардатов".

Отправляясь  в путешествие  по достопримечательностям города Ардатов на автобусе (используется мультимедийный экран),дети отгадывают загадки о геометрических фигурах, поют песню о родном гор...

Конспект интегрированного занятия: рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Морское путешествие»

Цель: вызвать интерес к рисованию образов подводного мира, расширять представление об окружающем мире.Задачи: обогатить и разнообразить зрительные художественные впечатления показом репродукций картин...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Разноцветное путешествие"

Цели: Формировать у детей умения по распознаванию цвета предметов. Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственную ориентацию, речь, мелкую мускулатуру кистей рук. Закрепить знания ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по знакомству с окружающим миром и аппликации. «Путешествие на корабле».

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): Занятие по знакомству с окружающим миром и аппликации « Путешествие на ко...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира»....