Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Талалаева Надежда Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Путешествие по карте мира».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_karta_mira.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Путешествие по карте мира».

ЦЕЛЬ.

Формировать целостное представление об окружающем мире, природных зонах посредством ознакомления детей с физической картой, картой мира.

ЗАДАЧИ.

Образовательные;

  • Формировать представления о графической системе составления карт (цвет, рельеф);
  • Расширять знания о разнообразии окружающего мира;
  • Познакомить со странами и народами, населяющими нашу планету.

Развивающие;

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение, целостное восприятие.
  • Активизировать моторно-двигательную деятельность и развивать координацию движений.

Воспитательные;

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Оборудование: глобус, карты, магнитофон, картинки с изображением гор, морей, пустынь, степей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие. А чтобы узнать, где мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку:

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно - На одном листе бумажном.

(Карта).

Как вы думаете, где путешествует герой этой загадки?

Ответы детей. (Если не удается отгадать загадку, то можно задать наводящие вопросы).

Воспитатель: Ребята, что же такое карта? Для чего нужная карта (Ответы детей).

У меня есть волшебный чемоданчик. Вам интересно что в нем?

Карта - это уменьшенное изображение какой-либо местности. Карты нужны для того, чтобы можно было узнать, где находится та или иная страна, найти моря, реки, города. Карты используют путешественники, капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта.

Так что же представляет собой карта? Какая она, что на ней можно найти?

Дети (предположительные ответы детей): Карта нарисована на бумаге, Она красочная, большая, цветная. На карте можно найти горы, пустыни, На ней есть реки, моря, океаны.

Воспитатель: Действительно, на карте можно найти все. Эта карта (показать) называется физической. На этой карте обозначают рельеф местности. Это новое для вас слово. Повторите и запомните. Рельеф - это неровности на поверхности Земли. Посмотрите на карту - это горы, равнины, реки, озера, моря. Все эти рельефы обозначаются определенным цветом.

(Дети вместе с воспитателем находят на карте рельефы).

Равнины обозначены зеленым цветом.

Горы обозначаются коричневым цветом. Чем темнее цвет, тем выше горы.

Желтый цвет - это пустыни.

А какого цвета на карте больше всего и мы его не назвали? Что это?

Дети (предположительные ответы детей): Это цвета синий и голубой. Это реки, озера, моря, океаны.

Воспитатель: Правильно, на карте больше всего голубого и синего цвета, потому что вода занимает большую часть нашей Земли. Это - водоемы. Остальное - суша. (Дети повторяют новые слова - «водоемы», «суша»),

А какой цвет вы еще не назвали?

Дети. Белый. Это льды и снега.

А сейчас я вам предлагаю отправиться в разноцветное путешествие.

Но, сначала повторим, каким цветом обозначаются рельефы.

(Проводится физкультурная минутка - игра «Посмотри на карту внимательно» .Воспитатель показывает детям картинки зеленого, желтого, коричневого, белого, голубого цветов. Дети имитируют при помощи жестов каждый цвет. Голубой -вода (имитация движения пловца). Белый-лед (движения человека, пытающегося согреться). Желтый- пустыня (поднимание высоко ног — хождение по песку). Коричневый — горы (смотреть вверх). Зеленый — равнина (лес)(изображение качающихся деревьев). Игра повторяется 2-3 раза под музыку.

Воспитатель: Молодцы, справились, у вас очень хорошо получилось. Ребята, у меня возникла проблема. На столе лежат фрагменты карты, но у меня не получается ее собрать. Мне нужна ваша помощь.

(Дети на столе собирают разрезные картинки «Физическая карта»).

Воспитатель. Продолжим наше путешествие? Мы с вами рассмотрели физическую карту, а сейчас, если вы не против, мы познакомимся с картой мира (показать детям карту мира). На ней размещены разные страны, государства, они имеют свои границы, свои традиции, свою речь.

В этих странах живут люди разных национальностей. Например: в Китае - китайцы, в Японии - японцы ...

           Проводится дидактическая игра «Кто, где живет?» (Дети показывают на карте знакомые им страны (с помощью воспитателя) и называют жителей этих стран.

Воспитатель: У всех этих народов есть дети которые, так же как и вы, ходят в детские сады, учатся в школе, умеют дружить, играть в свои национальные игры и игры других народов.

Ребята, а вы любите играть? Какие игры русского народа вы знаете?

Дети (предположительные ответы): «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Гуси- лебеди», «Каравай», «У медведя во бору», «Перетяни канат», «Жмурки». Воспитатель. Ребята, давайте поиграем?

(Проводится игра «Жмурки»  под музыкальное сопровождение.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.

Что вы сегодня узнали нового? С чем познакомились? Что вам понравилось? Что бы вы хотели узнать в следующий раз.

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы сегодня узнали?